Обобщение опыта работы по теме: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики». | Подсиорина Светлана Николаевна. Работа №349340
В своей статье я описала опыт своей работы по теме: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики»..
Цель: - организация исследовательской деятельности;
- способствовать формированию навыков исследовательской работы учащихся под руководством учителя;
- выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
- воспитание целеустремленности, системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации.
Задачи: - повышение качества обучения;
- развитие познавательного интереса учащихся к предмету;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений; самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие их критического и творческого мышления.
Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к её изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Большинство моих выпускников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, в результате применения исследовательского метода обучения, приобретают определённые качества личности
Обобщение опыта работы по теме:
«Проектно-исследовательская деятельность
учащихся на уроках математики».
Цель: - организация исследовательской деятельности;
- способствовать формированию навыков исследовательской работы учащихся под руководством учителя;
- выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
- воспитание целеустремленности, системности в учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации.
Задачи: - повышение качества обучения;
- развитие познавательного интереса учащихся к предмету;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений; самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие их критического и творческого мышления.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Актуальность опыта состоит в том, что школа, должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Моей основной задачей при обучении учащихся математического класса стало:
научить школьников учиться, то есть научить их решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить объяснять решение любой, даже не математической, задачи;
не отрицая значения предметных знаний, научить выпускников школы решать проблемы, задачи, которые ставит перед ними общество, жизнь.
Я считаю, что развитие школьника – это самое главное в педагогическом процессе. Именно поэтому я занялась проблемой использования исследовательских методов решения задач, зная, что мои выпускники хотят связать свою жизнь с активной деятельностью, требующей от современного человека поиска наиболее актуальных и эффективных решений как в бизнесе, так и в других сферах.
Моя задача на современном этапе – применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. Ведь современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всё новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов и т.д. Конечно же, этот опыт нужно приобретать ещё в школе.
Но традиционные уроки не способствуют этому. На них ученик – пассивный слушатель, поглотитель информации.
Конечно, ни одна школьная программа не сможет предвидеть и охватить весь круг будущих задач, с которыми придётся столкнуться выпускнику. Кроме того, на материале школьного предмета можно построить далеко не любые, а только научные задачи, так называемые «познавательные». Думаю здесь важно то, что теоретические методы решения научных задач содержат те этапы, которые необходимы для рационального решения многих житейских вопросов. Поэтому обучать этим методам – означает готовить школьника к реальной жизни.
Как организовать такое обучение? Практика работы в школе привела меня к убеждению, что методу нельзя научить, рассказывая о нём или приводя примеры его применения другими людьми. Метод может быть освоен только в действии.
Я уварена: каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлечённости ученика этой деятельностью, и от умения её выполнять. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
мотивация исследовательской деятельности;
постановка проблемы;
сбор фактического материала;
систематизация и анализ полученного материала;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
доказательство или опровержение гипотез.
Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.
Наиболее полно всем этим требованиям отвечает метод исследований, который я и выбрала основой ведения своих уроков.
Ведущая педагогическая идея опыта, т. е. новизна опыта моей работы заключается в практическом преломлении идей использования исследовательского метода и проектного как его части на уроках математики, развития исследовательской компетентности школьников с целью их социальной самореализации.
Диапазон опыта - это единая система «урок алгебры и начал анализа– урок геометрии–учебное занятие с одаренными учащимися по решению исследовательских задач– внеурочная работа учащихся по математике – подготовка к муниципальным олимпиадам по математике -подготовка к ЕГЭ по математике».
Что нужно сделать для того, чтобы каждый урок способствовал формированию и развитию личности ребенка? Как повысить их заинтересованность не только в процессе обучения , но и в результатах обучения? Попытаюсь ответить на эти практические вопросы.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. Я на уроках математики создаю проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
Развитию навыков самообразования теоретического мышления
межпредметных
связей способствуют
уроки – лекции
. Формы лекций: вводная, установочная, обзорная, обобщающая. Уроки – лекции требуют большой продуманной подготовки (какой материал представить самой, какой оставить учащимся для самостоятельного изучения, что разобрать подробно, на чем заострить внимание учащихся). Обязательным является ведение конспекта учащимися во время лекции.
Урок–семинар
, на котором отрабатываются умение собирать, обобщать материалы, анализировать, сопоставлять, самостоятельно оценивать прочитанное, навыки самообразования, рецензирования. Урок–семинар способствует развитию исследовательской, коммуникативной компетентности. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей,
а
следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Уроки–практикумы
. Предлагаю каждому ученику набор задач (задачи беру из сборников для поступающих в вуз, из материалов вступительных экзаменов предыдущих лет).
Таким образом курс математики в профильных классах позволяет усвоить различные способы приобретения знаний из различных источников информации и, как следствие, создает условия для формирования компетентности в сфере познавательной
Наиболее часто на своих уроках я использую задачи исследовательского характера. Однако потенциал задач, имеющихся в учебниках, недостаточен для воспитания исследовательских умений. В своей работе мне приходится выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к её решению с разных сторон, указать несколько её решений. Ставлю школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование (ставить вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая ставится в общем виде.
Очень часто использую задания, в которых предлагается решить задачу различными способами. Они не только содействуют формированию умений переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, но и приучают видеть новые функции рассматриваемого объекта, комбинировать известные способы деятельности. Для развития творческого мышления постепенно формирую у учеников умения определять, какие частные случаи необходимо выделить в исследовании.
Задач такого характера много в курсе математики средней школы. Выбирая такие задачи при подготовке к уроку, стараюсь поставить ту или иную проблему и организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся по её решению. Решать самые простые задачи такого типа начинаю уже с пятиклассниками, и тогда к выпускному классу школьники сами ставят проблему при решении предложенной задачи и ищут пути её решения.
В последнее время стала практиковать использование проектного метода обучения. Четко определила для себя и для моих учеников, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Метод проектов позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Ведь именно творческие, активные люди, способные на самореализацию, оказываются востребованными во всех областях нашей многогранной жизни. Во время работы над проектом у учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей. Этот метод предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности);
технологический
(планирование, составление необходимой документации, составление проекта);
заключительный
(оформление и презентация работы, её оценка исполнителем и учителем).
В дальнейшей работе в основу таких проектов были положены такие темы как: «Мы живем среди чисел», «Пирамиды прошлого, настоящего и будущего», «Задачи на движение» и другие.
Практико-ориентированный (прикладной) проект: «Составление сметы ремонта моей комнаты» был выполнен учащимися 5 класса в ходе изучения темы «Площади». Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта, его отличает четко обозначенный результат деятельности участников, четко продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирали материалы для ремонта, интересовались их стоимостью, решали вопрос: « Какими
силами будет производиться ремонт». Результатом деятельности было составление самих смет и организована их презентация.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы. На каждом этапе степень активности учеников и учителя различны. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности.
Как я и предполагала, у моих учеников повысилась мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применялись не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач.
Степень самостоятельности учеников была различной. Она зависела как от возраста, так и от индивидуально – психологических особенностей школьника. Каждый участник проекта имел возможность развивать свои умения проектной деятельности.
Проведенные психологические исследования мотивации и самостоятельности методом опроса подтвердило мое предположение о том, что эти качества могут повышаться в условиях проектной деятельности.
Из сказанного видно, что учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы.
Вывод Моя работа по формированию исследовательской компетентности школьников основывается на внимании к самому процессу усвоения знаний, на тех методах, которые используются во время проведения уроков. Использование исследовательского метода и проектного как его части, даёт возможность решать и задачи обучения, создавать условия сближения учебной и познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, позволяет пробудить у них осознанную активную заинтересованность, как в самом учебном процессе, так и в его результатах. Для основной массы учеников математика перестала быть «страшным» предметом. У них появился интерес к её изучению, заинтересованность в результатах своего труда. Большинство моих выпускников, которым предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, в результате применения исследовательского метода обучения, приобретают определённые качества личности, в частности:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.