Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность» | Мой кабинет. Работа №345682
Опыт работы по дизайнерской деятельности в ДОУ. Проблема развития детского тврчества является одной из наиболее актуальных проблем.
Одна из главных задач, по требованиям ФГОС это формирование индивидуальных и творческих способностей дошкольников.
Актуальность введения в дошкольную жизнь дизайна обусловлена необходимостью воспитывать творчески активную личность, отказом от шаблонного восприятия действительности, возросшими культурными потребностями людей в современном мире.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Одна из главных задач, по требованиям ФГОС это формирование индивидуальных и творческих способностей дошкольников.
Актуальность введения в дошкольную жизнь дизайна обусловлена необходимостью воспитывать творчески активную личность, отказом от шаблонного восприятия действительности, возросшими культурными потребностями людей в современном мире.
Новизна моего опыта состоит в том, что наряду с традиционными видами декоративно – прикладного искусства, включенных в программуН.Е.Вераксы «От рождения до школы», я предлагаю ознакомление детей с новыми неклассическими формами работы ( коллаж, скрапбукинг, инсталляция, мозаика из бросового материала),что способствует формированию творческой личностиидает широкий простор детскому творчеству.
Цель работы- развитие художественного творчества, посредством обучения детей элементам дизайна.
Исходя из цели я определила следующие задачи в своей работе:
1.Научить детей элементам дизайн-деятельности , сочетая различные материалы и техники выполнения.
2. Развивать творческое воображение путём создания творческих ситуаций.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.
В поисках интересных методов и технологий использую программы: «Детский дизайн» Г.Н. Пантелеева, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Детский дизайн» Г.Н. Давыдовой, «Графический дизайн» А.И. Ярыгиной.Работу по дизайнерской деятельности я веду в двух направлениях: «Детский дизайн» и «Дизайн для детей».
Направление «Детский дизайн» раскрывается в работе с детьми (приложение № 1)
«Дизайн для детей» - во взаимосвязи с педагогическим коллективом и в сотрудничестве с родителями (приложение №2, №3).
Работу по дизайн - деятельности я вела в соответствии со структурой детского дизайна, которая определяет три типа:
1. Дизайн плоскостной (аппликативно – графический).
2. Объёмный (предметно – декоративный).
3. Пространственный (архитектурно – художественный).
Знакомство с элементами дизайна я начала вести с младшего возраста, так как к трем годам у ребенка складываются общие представления о предметах и явлениях, дети способны передавать элементы художественного образа средствами ритма и цвета. Свою работу я начинала со знакомства детей с плоскостным дизайном. Дети выполняли различные аппликативные образы, размещая их на плоскости (бумаге, картоне). Выполняя работу «Подарки для игрушек» дети оформляли рамочки для любимой игрушки. Первыми шагами в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных техник: мозаика из бумажных комочков, рисование пальчиками, аппликация из ниток, трафареты и тычки.Дети охотно играют в дидактические игры "Собери орнамент", где они учатся выкладывать орнамент, следуя определённой схеме; "Разрезные картинки", где они находят необходимые части и собирают их воедино, образуя орнаментальную композицию. Использую задания с установкой на результат: «дорисуй», «докрась».
Встаршем дошкольном возрасте яввела элементы предметно-декоративного дизайна.По направлению «Моделирование одежды»знакомила детей с культурой одежды, предлагала детям создание рисунков-эскизов, фасонов, декоративной отделки праздничной и повседневной одежды. Дети рисуют эскизы костюмов для своих персонажей. Далее, следуя заданной схеме, украшают выбранными ими орнаментами готовые заготовки. Предлагаемые детям игры художественного содержания побуждали их к поиску гардероба для кукол. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу подбирали комплекты одежды и аксессуаров.
Чтобы конкретизировать и закрепить полученные знания я использовала
сюжетно-ролевые игры:«Мастерская дизайна» - гдечастьдетей берет на себя роль дизайнеров, другая часть- заказчиков. Например, «заказчик» решил сшить костюм, «дизайнеры» должны предложить ему разные варианты, подробно объясняя особенности каждой модели. После этого«заказчик» выбирает одну модель, а «дизайнеры» ее выполняют. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу изготавливали комплекты одежды и аксессуаров.
2-ой вариант. «Дизайнеры»работают коллективно, выполняя разные варианты одежды из подручных средств, после чего они направляют модели в магазин на продажу,где «продавцы-консультанты» должны подобрать одежду клиентам магазина.
Игра«Путешествие по сказочной стране» - дети «путешествуют» по разным придуманным странам с целью изучения особенностей быта. При этом они не только «путешественники» , но и представители этих стран, которые демонстрируют предметы и рассказывают о них. А «путешественники» должны как можно больше привести необычных вещей из каждой страны. Для того, чтобы организовать подобные игры, необходим дидактический материал, который можно совместно с детьми и родителями выполнить из подручных средств. Например, для игры «Мастерская дизайна» элементы одежды могут выполняться из картона, обклеенного в технике коллажа страницами журналов. Имея арсенал различных атрибутов, дети могут в игре различным образом их комбинировать, экономя время на изготовлении модели.
Так же я использовала и игровые ситуации с детьми: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве».
Дидактические игры: «Маленький дизайнер», « Наряд для куклы», «Узнай по описанию» и другие ( Приложение 4 ).
Старший возраст наиболее благоприятен для знакомства и с декоративно- пространственным дизайном. Дети приобретают дизайнерский опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы. Они собирают растения, камушки, минералы, бумагу, ткани и синтетические материалы, создают из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта , которые мы использовали в оформлении уголка художественного творчества, уголка по изучению и закреплению ПДД, игрового уголка.
Использование метода «Наглядного ориентира», помогает мне успешно организовать выполнение детьми заданий по декоративно-пространственному дизайну.Например: я знакомлю детей с характером будущего оформления домика куклы, оставляя недооформленные места, предоставляя это сделать детям.В свою очередь дети доделывают элементы убранства в единой стилистике с наглядным ориентиром; дорисовывают элементы убранства, доклеивают силуэты, достраивают постройку.Для успешной реализации поставленных задач, я веду свою работу в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада и родителями воспитанников.Работая над данной темой могу сделать следующие выводы:-дизайнерская деятельностьспособствует развитию творческих способностей детей;-детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.Результативностьмоего опыта работы в том, что мои воспитанники научились чувствовать, видеть и понимать красоту в природе, в окружающей обстановке, в одежде, в прическахи уже сами стремятся создавать красивые поделки, рисунки, предметы интерьера. Принимают участие в оформлении группы, музыкального зала к праздникам.Участвуя в различных конкурсах их работы занимают призовые места («Золотая Осень», «Новогодняя игрушка», «Зимний переполох» и др.). На конкурс шляпок и дизайнерских платьев (совместная деятельность с родителями ко Дню Матери) были приглашены все мамы, а дети с удовольствием демонстрировали наряды, выполненные детьми, родителями и педагогами.
Список используемой литературы:
1. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: М., - 1988.
2. Гоман, Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду[Текст]: Методические рекомендации к альбому. - Днепропетровск, - 1982.
3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]. - М., - 1999.
4. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества [Текст]. - М., - 1976.
5.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Скрипторий, 2006.
6. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. - Ярославль, 1999.
7. Дубровская Н. В. Коллаж; Детство-Пресс - Москва, 2013.
8. Евдокимова М. М. Рисунки и подарки к праздникам; Дрофа - Москва, 2007.
9. Закржевская Е. Д., Марсаль С. В. Веселое путешествие в страну мозаики; Феникс - Москва, 2005.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Цветной мир - Москва, 2012.
11.Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. ИД «Карапуз», 2006.
12. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет; Детство-Пресс - Москва, 2008.
13. Скворцова В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников; Феникс - Москва, 2009.
14.Ярыгина А.И. Графический дизайн. Дошкольное воспитание,2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Гуси-лебеди» города Стародуба
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Простакова Светлана Васильевна
воспитатель первой категории
Стародуб 2018 год