Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обобщение опыта «Создание здоровьесберегающей среды в группах дошкольного отделения» | Борн Марина Ивановна. Работа №240220

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Борн Марина Ивановна
В настоящее время трудно встретить практически здорового ребенка. Потому возникает существенная необходимость создания здоровьесберегающей среды в группах дошкольного отделения. Основная цель работы- обобщение практических знаний, умений в области сохранения и укрепления здоровья.

Школа х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский
ТЕМА: Создание здоровьесберегающей среды в группах дошкольного отделения
(обобщение опыта работы)
Подготовила: старший воспитатель
Борн Марина Ивановна
х.Закутский
2017
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ф.И.О. автора Борн Марина Ивановна
Место работы МОУ СОШ х.Бурковский
Занимаемая должность старший воспитатель
Общий стаж работы 13 лет .
Педагогический стаж работы 13 лет__
в должности 2 года
Образование: высшее педагогическое МОУ "Волжский институт экономики, педагогики и права", специальность ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Среднее педагогическое, квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста по специальности дошкольное образование.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Литературный обзор
1.1. Физическое воспитание дошкольников: задачи, цели, средства..................................4
1.2. Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………..5
1.3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении, система методической работы……………………………………………………………………….6
1.4.Основные понятия, термины в описании
педагогического опыта.……………………………………………...............................................7
2.Технологии стимулирования и сохранения здоровья
2.1. Актуальность …………………………………………………………………………….8
2.2. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте ………………………………………………………………………..8
2.3. Организация работы с детьми поздоровьесбережению в группах ДОУ
Школы х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский…………………………………..11
2.4.Результативность…………………………………………………………………………16
2.5.Новизна……………………………………………………………………………………18
2.6.Технологичность.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………..........................................18
Выводы……………………………………………………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………………………………20
Использованная литература………………………………………….......................................28
1.Литературный обзор.
1.1.Физическое воспитание дошкольников: задачи, цели, средства.
Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию, здоровьесбережению дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными -дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Т.И. Осокина выделяет такие задачи:
1. Охрана жизни.
2. Укрепление здоровья.
3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
4. Повышение работоспособности.
В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:
1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
1.2.Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер Развитие, в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе Развитие. Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе Развитие и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.
В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:
Приобщение к физической культуре.Развивающая форма оздоровительной работы.
Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.
Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко в 1999 году выпустил программу Театр физического развития и оздоровления для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
В программе Основы безопасности дошкольников В.А. Ананьева в разделах Здоровье человека и окружающая среда, Здоровье и образ жизни человека автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Программа Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.
Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.
1.3.История изучения темы педагогического опыта
в образовательном учреждении.
В 2016 году собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, поставив перед собой ряд задач, и для их успешного выполнения было выполнено:
Система методической работы
Система методической работы ОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесберегающих технологий и технологий здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической работы по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровьесберегающей среды в ОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.
Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план работы по данной проблеме.
Перспективный план работы
Планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ОУ по использованию здорвоьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик.
Организация семинаров, консультаций, проведение мо.
изучение проблемы в научно-методической литературе.
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.
Организация выставки методической литературы.
Организация и проведение педагогических советов.
Подготовка публикаций для печати, картотек для воспитателей, составление рекомендаций для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ОУ.
Основойцельюявляется обобщение практических знаний и умений педагогов в области сохранения и укрепления здоровья детей и использования в практике работы здоровьесберегающих техник и технологий в Школе х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский.
Задачи:1. Изучить состояние воспитательно-образовательной работы с детьми по проблеме, проанализировать систему работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями, выявить умение воспитателей творчески подходить к данному вопросу, используя нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.
2. Оценить условия (среду, режим, двигательный режим) пребывания детей в группах ДОУ по критерию здоровьесбережение, дать оценку состоянию предметно-развивающей среды в группах ДОУ, способствующей развитию у детей умений и навыков ЗОЖ.
3. Определить перспективы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему применению разнообразных видов здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной деятельности с детьми.
Формы и методы:
1.Изучение предметно-развивающей среды в группах
2. Наблюдение за работой воспитателей и младших воспитателей.
3. Изучение документации по работе с родителями в группах.
1.4.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).
Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.
Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания
Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.
Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ОВЗ).
Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников
2.1.Актуальность педагогического опыта.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образоватеьный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
2.2.Описание основных методов и методик,
используемых в представленном опыте.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение детей к физической культуре
Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня -вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того , чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и педагогами других учреждений. Главное, конечно же ,воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья , а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Т.О. для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
2.3. Организация работы с детьми поздоровьесбережению в группах ДОУ
Школы х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский
Анализ по созданию здоровьесберегающей среды в группах ДОУ, показал, что не во всех группахздоровьесберегающая развивающая среда построена с учетом требованийпрограммы От рождения до школы, но она частично отвечает требованиям концепции построения развивающей среды для организации жизни детей в системе дошкольного образования и частично соответствует требованиям ФГОС. Основные компонентыздоровогоначала – покой и движение правильно сочетаются в режиме ОУ.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки. В них представлено физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Для активизации движений в уголках физической культуры детей во всех группах имеются: кантели, кегли, скакалки, обручи, мячи разного размера и фактуры (мягкие, резиновые, пластмассовые, тряпичные), дуги для пролезания.
Все атрибуты подобраны с учетом возрастных групп, уголки эстетично оформлены и находятся в доступном для детей месте. Но хочется отметить и то, что практически во всех группах недостаточное количество спортивного инвентаря (скакалок, обручей, мячей).
Во всех группах слабо представлены атрибуты, массажеры дляоздоровления детей, сделанные самостоятельно и совместно с родителями.
Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.
Проблемуздоровьесберегающейдеятельности в группах ДОУ невозможно отделить от организацииоздоровительнойработы с детьми в течение дня.
Анализнаблюдения утренней гимнастики показал, что педагоги групп ДОУ проводят утреннюю гимнастику регулярно в соответствии с планом, соблюдают гигиенические требования, дозировку и длительность зарядки, подбор упражнений соответствует возрасту детей, используются предметы. Однако выявлено, что утренняя гимнастика во всех группах не всегда проводится в музыкальном сопровождении, зачастую не используется стихотворная форма, несмотря на то, что комплексы утренней гимнастики разработаны воспитателями для всех возрастных групп.
Анализфизкультурных занятий в разных возрастных группах показал, что всеми педагогами в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаютсяоздоровительные, развивающие и воспитательные задачи, нагрузка на спортивно –оздоровительныхзанятиях соответствует возрастной норме воспитанников, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме.
Эмоциональный фон занятий положительный, практически все воспитатели владеют знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицаниясправедливыи эмоционально положительно окрашены.
В ходе занятий четко прослеживаютсяэтапы: разминка, периоды большой и малой активности, воспитатели в ходе занятия напоминают о технике безопасности.
Несмотря на то, что ОУ не имеет широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования, все физкультурные занятия, проводимые педагогами, способствуют развитию интереса к занятиям, укреплениюздоровьядетей дошкольного возраста.
Таким образом, оздоровительнаяработа на занятиях по физической культуре, проводимая воспитателями, организована на хорошем уровне, практически все воспитатели владеют методикой проведения физкультурных занятий и соответствующими знаниями возрастной группы, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачоздоровления детей.
Анализ ежедневных планов показал, что воспитателями всех групп ежедневно планируются подвижные игры на прогулке. Для организации двигательной активности во всех группах имеются картотека подвижных игр, комплексов утренней гимнастики, карты организации прогулки.
Анализ наблюдения за проведением гимнастики после сна в группах показал, что в группах гимнастика проводится не в системе, несмотря на то, что у всех воспитателей имеется разработанный комплекс упражнений на весь год. Воспитатели не используют музыкальное сопровождение во время проведения этой гимнастики. Для засыпания детей не используются методические приемы: колыбельные песни в записях, чаще используется чтение сказок.
Таким образом, наблюдение за режимными моментами в группах показало, что в целом, воспитатели выполняют запланированные мероприятия по двигательной активности детей, прогулку проводят в соответствии с планом, продолжительностью, но не всегда придерживаются структуры организации прогулки, не всегда проводят (наблюдение, трудовые поручения, закрепление основных видов движений, подвижная игра, использование атрибутов).
Результаты проверки показали, что в основном, все педагоги используют такие технологии сохранения и стимулирования здоровья, как:
● Динамические паузы (физкультминутки) проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
● Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности.
● Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.
● Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин.
● Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
● Бодрящая гимнастика- Гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
● Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой, по которой работает ОУ.
● Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, День здоровья).
Воспитатели не используют такие нетрадиционные методыи здоровьесберегающие технологии, как музыкотерапия, звуковая гимнастика, гидромассаж, арттерапия.
Педагоги всех групп соблюдают режим закаливания, применяют щадящие методы закаливания, которые подходят для детей всех трех группздоровья.
В целяхоздоровленияорганизма ребенка воспитатели всех возрастных групп проводят различные виды закаливания и не нарушаютпринципы: системность, постепенность. Это хождение босиком, технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок; умывание прохладной водой). Также педагоги применяют на практике и другие здоровьесберегающие технологии в своих возрастных группах.
К примеру,
Воспитатель средней группы Чепусова Л.Н.:
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения педагог использует наглядный материал, показ.
Игры с песком - Пескотерапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Использует нетрадиционную форму работы по развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, усидчивости (работа с пуговицами).
Воспитатель 2 группы раннего возраста Т.А.Габерлинг применяет
Дорожки здоровья, выполненные совместно с родителями. Представляют собой своего рода массажные коврики (готовые коврики с наклеенными разноцветными камушками). Это не только простой массаж, но и профилактика плоскостопия.
Использует нетрадиционную форму работы по развитию мелкой моторики рук (работа с прищепками).
Воспитатель старшей группы Дедова О.В. применяет в своей работе сказкотерапию- 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы. Воспитатель использует несколько видовлечебныхсказок:
- Медитативныесказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностическиесказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологическиесказки(психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные(для мягкого влияния на поведение ребенка, способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Воспитатели младшей группы Савиных О.С., Борн Т.Н.
В целях профилактики плоскостопия в группе используют хождение:
- по ребристой доске;
- по массажному коврику, выполненному совместно с родителями (коврик из клеенки, разделенный на квадраты, заполненные керамзитом).
Самомассаж. Его целью является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Из анализа документации педагогов всех групп ДОУ выявлено, что во всех группах ДОУ спланирована и ведется в системе наглядно-просветительская работа с родителями, в годовых планах запланированы мероприятия (беседы, родительские собрания, консультации, привлечение к участию в спортивных праздниках, совместных физкультурных занятиях, собрания, информация в уголок родительский, папки - передвижки и т.д.).
Консультирование, папки-раскладушки:
Во 2 группе раннего возрастаНепоседы (воспитатель Т.А.Габерлинг): Играйте вместе с детьми на здоровье, Как уберечь ребенка от стресса, Адаптация ребенка к детскому саду.
Родительское собрание Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье.
В старшей группеРадуга (воспитатель Дедова О.В.) составлен план работы с родителями по ЗОЖ.
За истекший период проведено консультирование: Игры для коррекции искривления осанки; Дыхательная гимнастика; Здоровьесберегающие технологии в детском саду; Питание детей старшего дошкольного возраста, Подвижные игры на свежем воздухе; Плоскостопие у детей.
Родительские собрания: Здоровье в порядке-спасибо зарядке; Ребенок на пороге школы
Спортивный праздник для детей и родителей Хочется мальчишкам в армии служить.
В средней группеОдуванчики(воспитатель Чепусова Л.Н.): Витамины для детей, Когда ребенку особенно необходимы витамины группы В, Источники витаминов растительного и животного происхождения, Группы здоровья, Значение сна, Питание и здоровье, Салаты каждый день, вкусно и полезно, Профилактика гриппа, Профилактика педикулеза.
Родительское собрание Оздоровление детей. Что должен уметь ребенок 4-5 лет.
В младшей группеСолнышко(воспитатель Савиных О.С., Борн Т.Н.):
Безопасность детей-забота взрослых, Профилактика простудных заболеваний, Ребенок у экрана (Что делать, если ребенка не оторвать от телевизора?), Режим дня дошкольника дома, Солнце, воздух и вода.
Родительское собрание Воспитание культурно-гигиенических навыков, навыков ЗОЖ.
Следует отметить, что работа с детьми поздоровьесбережениювоспитателями групп ДОУ ведется постоянно. Воспитатели повышают свой профессиональный уровень по данной проблеме, путем изучения специальной методической литературы, интернет консультаций, накапливают, систематизируют, а также разрабатывают новые формы по сохранению и укреплениюздоровья детей.
К примеру:
Воспитатель Чепусова Л.Н.:
Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Научно – практический рецензируемый журнал.
Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
КовалькоВ.И.Школа физкультминуток. –
СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.
Воспитателем накоплен богатый материал:
Комплексы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Картотека дидактических игр с пуговицами (Например, Найди на ощупь, Выложи поезд, Сложи узор).
Комплексы гимнастики для глаз.
Комплексы гимнастики после сна.
Комплексы утренней гимнастики в стихах, подвижные и дидактические игры.
Практические разработки физкультминуток, подвижных игр.
Комплекс пальчиковых игр и упражнений.
Картотека игр с песком.
Воспитателями Борн Т.Н., Савиных О.С. собран хороший материал:
Пальчиковая гимнастика
Русские народные пестушки перед сном.
Веселые физкультурные минутки
Интеллектуальный, антистрессовый массаж
Самомассаж биологически-активных зон кожи.
Воспитатели используют планирование на каждый день программы От рождения до школы, в котором представлены:
Комплекс утренней гимнастики
Упражнения после сна
Комплексы общеразвивающих игр и упражнений
Проведен тематический день Вода- водица, интегрированное занятие Овощи.
В летний период запланирован проект Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
Воспитатель Габерлинг Т.А.:
И. М. НовиковаФормирование у детейздорового образа жизни
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторикирук: Игры и упражнения.
Картушина М. Ю. Сценарииоздоровительныхдосугов для детей 3-4 лет.
Собран материал:
Комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Комплекс дыхательной гимнастики.
Картотека подвижных игр.
Картотека игр по здоровьесбережению (например, Жучки на дереве, Птички на заборе) с использованием разного вида бумаги (картон, глянцевая, бархатная, шершавая), пуговиц, шнурков, прищепок.
Картотека пальчиковых игр, игр с прищепками.
Воспитатель Дедова О.В. работает над темой самообразования Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы.
Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / Дошкольное образование. - 2004. - №17
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья.
Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.
Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях
Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /.
Воспитателем проведено открытое занятие по здоровьесбережению Путешествие в страну Здоровья; с детьми просмотрены мультимедийные презентации: Виды спорта; Физкультура и спорт; Режим дня.
Воспитателем накоплен материал:
Комплексы утренней гимнастики
Комплексы гимнастики после сна.
Игры-релаксации перед сном
Картотека бесед по здоровьесбережению
Картотека сказок по сказкотерапии (медитативные, диагностические, психологические(психотерапевтические) сказки.
Картотека дидактических игр по здоровьесбережению.
Работа по здоровьесбережению в группах ДОУ осуществляется старшим воспитателем Борн М.И.. М.И. разрабатывает, реализует, контролирует мероприятия, направленные на внедрение в группах ДОУ здоровьесберегающих технологий.
Педагогическим коллективом в лице старшего воспитателя Борн М.И., воспитателя Дедовой О.В., старшей мед.сестры Лесь С.В. разработана программа здоровьесбережения в рамках реализации ФГОС Здоровый ребенок, которая определяет основные направления оздоровления детей в группах ДОУ, задачи, а также пути их реализации.
Старшим воспитателем Борн М.И. было организовано и проведено:
Празднование Дня Смеха - развлечение для воспитанников дошкольных групп Смех-здоровье для всех. Мероприятие способствовало развитию позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, а главное, ребята поняли, что хорошее настроение связано со здоровьем, а смех продлевает жизнь.
День здоровья для сотрудников, воспитанников Спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт – ура!. Девизом стали слова В детском садике сегодня шум и суета. Педагоги и ребята все решили, что Здоровье – это сила, ум и красота!.
На лестничной площадке оформлена фотовыставка Давайте растить детей здоровыми!.
Проведены семинары-практикумы с воспитателями Психологическая комфортность педагогов ОУ, Мои эмоции. Предлагаемые семинары ориентированы на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал помог педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.
В 1-4 классах было проведено внеклассное мероприятие Радуга ЗОЖ.
С целью оценки уровня сформированности практических знаний и умений педагогов в области сохранения и укрепления здоровья детей и использования в практике работы здоровьесберегающих техник и технологий проведен тематический контроль Организация работы с детьми поздоровьесбережению (справка от 17.04.2017).
Проведен педагогический совет на тему Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в группах ДОУ. Цель - поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий по здоровьесбережению в ОУ. Проведен месячник Здоровьесвое сбереги – сам себе помоги.
2.4. Результативность.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ОУ, которое выразилось в следующих результатах.
Уровень здоровья и физического развития детей:
Динамика посещаемости – заболеваемости групп ДОУ воспитанниками
в 2016-2017 году.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Итого за год
% посещаемости
56,5
49,8
56,7
63
54,6
53,5
54,8
65,7
75,8
58,9 %
% заболеваемости
46,8
71,8
49
33,4
43,5
40,2
50,9
24,8
17,4
41,9 %
По результатам анализа посещаемости групп ДОУ воспитанниками по месяцам наблюдается значительное снижение посещаемости в октябре (49,8), что связано с особенностями адаптационного периода воспитанников. На октябрь месяц пришелся пик простудных заболеваний (71,8). В целом мы видим, что посещаемость составляет 58,9%, что превышает среднюю заболеваемость 41,9%.
Таким образом, результаты диагностики указывают на снижение заболеваемости детей и повышения посещаемости детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой нами системы и современных технологий в физкультурно-оздоровительную работу дошкольных групп Школы х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский.
Анализируя динамику развития интегративного качества физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками необходимо отметить повышение уровня развития изучаемого качества (рис. 1). Так, количество детей с высоким уровнем возросло с 23% до 66%,со средним снизилось с 43% до 32%. Количество воспитанников с низким уровнем исследуемого качества на конец 2015-2016 гг. снизилось с 34% до 2%.
Рисунок 1.
Итак, анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинствадетей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; дети самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры; соблюдают элементарные правила здорового образа жизни; соблюдают правила поведения на улице и в общественных местах.
Физическое развитие
Изучение динамики этой области (рис. 4).показывает, что количество детей с высоким повысилось (с 25% до 68%). В связи с этим для меньшего числа дошкольников стали характерны средний (с 58% до 28%) и низкий (с 17% до 4%) уровни.
Рисунок 2
Уровень профессионального роста педагогов:
Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ОУ.
Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах составляет 82%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах изготовлены массажные дорожки, пальчиковой гимнастики.
Были разработаны и проведены мастер-классы, обобщен опыт по исследуемой теме;
Оказана практическая помощь педагогам.
2.5.Новизна.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование информационно-коммуникативных технологий ;
-использование современного оборудования.
2.5.Технологичность. Описание основных элементов
представляемого педагогического опыта.
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
В опыт работы входят основные элементы:
Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
Наглядная агитация и работа с родителями, воспитателями: консультации для родителей, дни и недели здоровья.
ВЫВОДЫ
Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.
Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
Практически все педагоги групп ДОУ готовы к использованию новыхздоровьесберегающихтехнологий в развитии дошкольников, могут дать детям не только новые знания и умения, но и создать предметно - развивающую среду согласно требованиям программы. Физкультурно-оздоровительная работа в целом, ведется на хорошем уровне. Педагоги используют разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, грамотно строят образовательное пространство, но мало привлекают к работе в данном направлении родителей.
Приложение 1
Здоровьесберегающие технологии, рекомендуемые для работы в группах ДОУ
Школы х.Закутский филиал МОУ СОШ х.Бурковский
Специальные упражнения под музыку
- не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Динамические паузы
–во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры
–как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Пескотерапия
- этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Ежедневно (в группе, песочнице на прогулке) для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация
–в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая
–смладшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Логоритмическая гимнастика
- логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Гимнастика для глаз
–ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная
– вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика
–ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Кинезиологические упражнения
- в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
Сказкотерапия
- 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
- как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Таким образом, применяемые педагогами здоровьесберегающие педагогические технологии повысят результативность воспитательно-образовательного процесса, сформируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Приложение 2
Технологии в образовательном процессе ОУ
(примерные вопросы для педагогов )
№ п/п
Вопрос
Ответ
Приведите пример
1
Дайте определение “технология”
Инструмент профессиональной деятельности педагога.
Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.
1
Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед.правилами и нормами
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании
Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
2
Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
3
Целью технологий является становление осознанного отнош. реб к здоровью и жизни человека
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.
4
Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взр. в дет.саду и дома
К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.
5
С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов
С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни
Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)
6
Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей
Технологии валеологического просвещения родителей
Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.
Приложение 3
Анкета для воспитателей.
Уважаемая____________________________________________________________________ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
От чего зависит здоровье детей?
организация оптимального двигательного режима;
прогулка; проветривание;
профилактика простуды;
безопасно организованная среда;
соблюдение режима дня
другое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы понимаете понятие здоровьесбережение детей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите все здоровьесберегающие технологии, которые Вы знаете
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите те, здоровьесберегающие технологии, которые Вы применяете в работе с детьми
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по организации работы по здоровььесбережению детей в детском саду?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши ответы на вопросы помогут спланировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.Благодарим за сотрудничество!
Приложение 4
Что такое здоровьесберегающие технологии
(памятка для педагогов)
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов techne - искусство, умение и logos - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности. Цель: здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневнойжизни.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Приложение 5
Советы для родителей по
укреплению физического здоровья детей
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.
Приложение 6
Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика.
Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 8 – 10 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель.
Основная цель утренней гимнастики –разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько форм проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами или без них;
–сюжетная гимнастика, в которой упражнения связаны одним сюжетом;
– игровая гимнастика, состоящая из 3-4 подвижных игр;
- ритмическая гимнастика с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения.
Артикуляционная гимнастика.
Движения необходимы не только телу ребенка. Нужна хорошая подвижность органов артикуляции, которая помогает правильно произносить различные звуки.
В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно лишь помнить, что движения должны быть четкими, состоять из нескольких повторений и выполняться систематично, в противном случае новый навык не закрепится.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. Поэтому в детском саду при проведении артикуляционной гимнастики наряду с другими методиками используется методика Сказки весёлого Язычка.
Дыхательная гимнастика.
На физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, при проведении утренней гимнастики, в свободное от занятий время проводится дыхательная гимнастика с детьми с целью
обучениядетей правильному дыханию, в том числе речевому,
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей,
насыщения головного мозга кислородом и улучшения работоспособности,
восстановления дыханияпосле физической нагрузки.
Дыхательная гимнастика – это очень простой и вместе с тем эффективный способ, не требующий особых затрат. Следует помнить лишь, чтодыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
Дыхательные упражнения для дошкольников чаще всего проводятся со стихотворным сопровождением.
В домашних условиях можно проводить как игровые упражнения для младших детей, так и использовать различные предметы для детей постарше (трубочки для коктейля, через которые можно выдувать воздух, или комочки ваты, которые нужно сдуть).
Пальчиковая гимнастика.
Развитию и совершенствованию мелкой моторики, развитию речи, подготовке кисти руки к письму,повышению работоспособности коры головного мозга служит еще один вид гимнастики, проводимой в детском саду, - пальчиковая гимнастика.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует начинать с самого раннего возраста и проводить на протяжении всего дошкольного детства.
Виды пальчиковых игр:
- народные игры-потешки Сорока-белобока, Ладушки-ладушки, Этот пальчик для детей раннего возраста;
- игры с речевым сопровождением (стихами);
- игры с мелкими предметами (перекладывание пальчиками мелких предметов в емкости, нанизывание бусин на шнурок, различные застежки, шнуровки и т.д.);
- пальчиковый театр.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются детьми пассивно, с помощью взрослых, а затем уже самостоятельно. Как правило, детям нравится играть в пальчиковые игры.
Гимнастика для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевизор, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические игрушки, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза ребенка только во время сна.
Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Кроме того, занимаясь с ребенком гимнастикой для глаз, вы сможете снять зрительное утомление.
Методов проведения зрительной гимнастики несколько.Дома можно выполнять с ребенком такие несложные методы, как
- Словесные инструкции. Это комплекс упражнений, основанный на несложных стишках, которые содержат указания к действиям. В такой игровой форме малыш с удовольствием будет выполнять упражнения.
- Зрительный тренажер – яркий крупный предмет, который взрослый передвигает в пространстве, а ребенок одними глазами следит за этими передвижениями. Этот метод используется для детей старшего возраста.
Психогимнастика
Современный мир наполнен стрессами. И больше всего стрессам подвержены дети. В настоящее время нагрузки на детей постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается. Поэтому у детей всё чаще наблюдается утомляемость, вспыльчивость, раздражительность, агрессивность. Здесь на помощь приходит психогимнастика.
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные наснижение эмоционального напряжения, коррекцию настроения и поведения детей.
Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.
Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Бодрящая гимнастики или гимнастика пробуждения после дневного сна.
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию.Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
В комплекс бодрящей гимнастики включаются дыхательные упражнения, выполнение простого самомассажа иупражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Проводится на кроватках и сочетается с закаливающими процедурами (воздушными ваннами). Заканчивается ходьбой босиком по полу или массажным дорожкам.
В детском саду бодрящая гимнастика проводится ежедневно в течение 5-7 минут. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Использованная литература:
Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования От рождения до школы, М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
Волошина, Л. Организация здоровьесберегающегопространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.
Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет:М.: Вако, 2007.
Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования, 2012.
Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.
ЕмельяноваВ.Н., из опыта работы на тему Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.,2009.
Интернет-ресурсы:
1.http:// nsportal.ru ( Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога Чеботарева О.В.)
3. http://pedmir.ru/ ( занятие по валеологии ) Масагутова И. З.
3
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×