Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Биктагирова Диана Илдаровна. Работа №325749. Номер работы: №325749

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается исследования обусловленные необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается исследования обусловленные необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Ключевые слова. Речевое развитие, словарь, речь.

Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С.Выготский [1], В.В.Гербова [2], А.В.Запорожец [3], М.М.Конина [4], А.Н.Леонтьев [5], Н.Г.Морозова [6], О.С. Ушакова [7], Е.И.Тихеева [8], Д.Б.Эльконин [10], В.И.Яшина [11] и другие.

Методологической основой восприятия окружающего мира являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и предметного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей; положения, сформулированные в трудах Л.С Выготского [1] и других об особенностях функционирования слов, как единиц лексической системы, о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста, особенно малышей. Речевое развитие ребенка 3-4 лет представляет собой интенсивное развитие словарного запаса.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Д.Б. Эльконин [10] отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка 6 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В среднем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

В.И.Яшина [11] утверждает, что в развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово «игла» в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая – пушистая - растет - опадает; слово «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.

В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремиться, подчеркивают авторы, к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

Все названные выше аспекты лексической работы представлены в программе по развитию речи О.С.Ушаковой [7]. Эта работа, по мнению автора должна проводиться в форме словесных, упражнений, выполнения творческих заданий.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения [4].

Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что недостаточно изучена методика формирования словаря детей. В связи с этим, темой нашей статьи является: «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста »

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1996.

2. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. [Текст] / - М.: Педагогика, 1986.

4. Конина, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] / – М., 1997

5. Леонтьев, А.Н. Общая психология. Хрестоматия: Учебное пособие [Текст] / Леонтьева А. Н. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011.

6. Морозова, Н.Г Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., [Текст] / "Просвещение", 1969.

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. [Текст] / М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с

8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / М.: Просвещение, 1981.

9. Шабаева, Г.Ф Формирование готовности студентов к педагогической

диагностике речевого развития детей дошкольного возраста / Г.Ф. Шабаева //

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Московский педагогический государственный университет. [Текст] / Москва, 2009. с 241.

10. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст / - М.: Академия, 2005. - 384 с.

11. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. [Текст] / © Яшина В. И., Алексеева Д. Г. 2013 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2013

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×