ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СИНОНИМАМИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА | Асатрян Диана Армановна. Работа №346180
в данной статье рассматривается проблема обогащения речи младшего школьника синонимами на уроке русского языка, взгляды учёных на данную проблему, особенности употребления синонимов в речи младшего школьника, также описываются эффективные методы и приёмы обогащения речи младшего школьника в процессе изучения синонимов на уроке русского языка, предложены примеры упражнений.
ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СИНОНИМАМИ
НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Асатрян Дианы Армановны,
учителя начальных классов
МОАУ «Гимназия №3»
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема обогащения речи младшего школьника синонимами на уроке русского языка, взгляды учёных на данную проблему, особенности употребления синонимов в речи младшего школьника, также описываются эффективные методы и приёмы обогащения речи младшего школьника в процессе изучения синонимов на уроке русского языка, предложены примеры упражнений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования третьего поколения отмечается, что «метапредметные результаты должны отражать активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
В связи с этим работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения речи учащихся, а так же в развитии устной и письменной речи. Поэтому перед учителями начальных классов встает вопрос о том, какие нужно выбирать упражнения и задания по лексической синонимии для обогащения речи учащихся начальной школы.
Проблеме обогащения речи учащихся посвятили свои работы С.И. Ожегов, Н.М. Шанский. В целях создания условий для обогащения речи обучающихся в своих исследованиях рекомендовали работать над лексикологическими понятиями такие ученые-методисты как М.Т. Баранов, К.Б. Бархин, М.Л. Ванслова,
В.Н. Клюева, П.И. Колосов и др.
Под обогащением речи М.Р. Львов понимает развитие всех компонентов языковой способности, овладение средствами языка (фонетическими, лексическими, грамматическими), культурой речи, ее стилями, а также механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Богатство речи конкретного человека складывается из многообразия языковых средств, которыми он располагает и которые умеет использовать в конкретной ситуации. [1, с. 565-567]
Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость совершенствования богатства речи обучающихся во время уроков русского языка, чтобы обучающиеся не только учились грамотному письму, но и осознавали лексическое значение слов. Понимание значения слова помогает уместно употреблять его в контексте.
Ж.В. Филимонова считает богатство и обогащение речи одним из ее главных коммуникативных качеств. Показателями богатой речи, по мнению автора, являются большой объём активного словаря, точность и выразительность речи, а также разнообразие используемых в речи морфологических форм и синтаксических конструкций. Исследователь объясняет это тем, что чем богаче словарь и больше развит грамматический строй речи говорящего, тем благоприятнее условия для работы над точностью и выразительностью речи.
Именно в речи, а не в языке, возникают, проявляются и исчезают такие ее качества, как правильность, точность, чистота, уместность, выразительность и др. На основе понимания соотношения «речь – язык» Б.Н. Головин описал и разъяснил такие качества речи, как правильность, чистота и богатство (разнообразие). На основе соотношения «речь – мысль, речь – сознание» определены и описаны такие качества речи, как логичность, краткость, выразительность и образность. На основе соотношения «речь – действительность» выделена и определена точность.
Базовым признаком речи, по мнению Н.А. Кондрашова, является точное употребление слов в полном соответствии с их лексическим значением, строгое соответствие слов обозначаемым явлениям действительности. Автор считает, что точность речи на уровне коммуникативно-целесообразной ее составляющей осмысливается шире:
– это правильное и оптимальное употребление слова;
– это выбор языковых средств, выражающих наилучшим образом содержание высказывания, раскрывающих тему и основную мысль, адекватная передача описываемой ситуации.
Результаты исследования детской обогащённой речи (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин и др.) показали, что семантический уровень речевой системы функционирует раньше других, что объясняет более раннее развитие импрессивной речи по сравнению с экспрессивной.
Использование синонимов в речи младшего школьника является важным шагом в его языковом развитии. Оно помогает разнообразить его выражение, улучшить коммуникативные навыки и стать более выразительным в общении с окружающими. Поэтому рекомендуется поощрять и поддерживать ребенка в использовании синонимов при формировании его речи.
Использование синонимов в речи младшего школьника имеет особенности, которые важно учитывать при работе по обогащению речи синонимами (по Т.Г. Рамзаевой):
Таблица 1
Особенности использования синонимов в речи младшего школьника
Особенность
Характеристика
Обогащение словарного запаса
Употребление синонимов помогает расширить словарный запас ребенка, позволяя ему использовать разнообразные слова для описания одних и тех же понятий. Это помогает избегать повторений и делает речь более интересной и разнообразной.
Выразительность и точность выражения
Синонимы могут передавать разные оттенки значения и эмоций, что позволяет младшему школьнику быть более выразительным и точным в своей речи. Он может выбирать слова с более подходящими смысловыми оттенками, чтобы передать свои мысли и чувства более точно. Замена повторяющихся слов синонимами помогает избежать монотонности и однообразия в речи, делая ее более понятной и выразительной.
Развитие коммуникативных навыков
Использование синонимов требует от младшего школьника умения выбирать подходящие слова в зависимости от контекста и ситуации. Это развивает его коммуникативные навыки и способность адаптировать свою речь к различным ситуациям и аудиториям.
Повышение лексической грамотности
Знание и использование синонимов способствуют повышению лексической грамотности младшего школьника. Разнообразие синонимов позволяет ребенку выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, обогащая его словарный запас.
Улучшение стилистики речи
Синонимы помогают младшему школьнику усовершенствовать стилистику своей речи. Он может выбирать слова, которые лучше соответствуют определенному стилю или ситуации, что делает его высказывания более привлекательными и эффективными.
Расширение кругозора
Использование синонимов позволяет младшему школьнику ознакомиться с разными вариантами выражения одного и того же понятия. Это помогает расширить его кругозор и понимание различных аспектов языка.
Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. Г.В. Самотик выделил следующие критерии обогащённой речи [2, с. 510]:
1) подбор слов, близких по смыслу;
2) выделение слов (синонимов) в тексте;
3) выяснение значений и оттенков значений этих слов;
4) введение слова в другой контекст – составление предложений;
5) использование слов – синонимов в связной речи.
Изучение синонимов является неотъемлемой частью работы по обогащению словарного запаса и развитию речи, определению содержания и методики проведения.
Мы выделили особенности использования синонимов в речи младшего школьника и охарактеризовали их. Они помогают расширить словарный запас, повысить точность и ясность выражений, развить коммуникативные навыки, повысить лексическую грамотность и придать выразительность и эмоциональность речи. Синонимы играют важную роль в обогащении речи детей младшего школьного возраста. Изучение синонимов, наблюдение над их использованием в речи, чрезвычайно важно для понимания богатых возможностей современного русского языка, для развития языкового чутья, речевых способностей каждого, кто хочет овладеть тайнами родного языка, кто испытывает особый интерес к нему.
Современные учебно-методические комплексы по русскому языку предлагают достаточно богатый выбор методических решений в аспекте изучения темы «Синонимы» в начальные школы.
По мнению составителей УМК, должны усвоить основные виды синонимов. Различают несколько видов синонимов:
Абсолютные или полные;
Семантические;
Стилевые или экспрессивно-стилистические;
Семантико-стилистические.
Этим видам соответствует следующее определение синонимов: синонимы – это слова, по-разному звучащие и пишущиеся, но имеющие совпадающее или близкое значение. [3, с. 15-20]
Основной метод изучения синонимов – сопоставление синонимов и выявление различий между ними. Сначала учащимся предлагаются к сопоставлению пары синонимов, имеющих какие-либо различия (большой – огромный, огромный – титанический, войско – рать), потом – полные синонимы (заглавие – заголовок). После этого можно предложить учащимся проанализировать синонимический ряд на предмет обнаружения различий разного рода (например: спать – почивать – дрыхнуть, бросать – кидать – швырять).
При объяснении темы можно использовать условные схемы: значение слова можно изобразить в виде кружка. Тогда сопоставление синонимов можно показать графически. В одном случае два кружка будут иметь общую пересекающуюся и несовпадающие части (жадный – скупой: общая часть – «одержимый страстью к деньгам, богатству», дополнительные компоненты значений у жадный – «стремящийся захватить чужое», у скупой – «неохотно отдающий свое») в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 - Синонимы с общим и несовпадающим значениями
В другом случае, значение одного синонима будет шире и полностью поглотит другой синоним, например, нести – тащить (слово тащить имеет дополнительный смысловой компонент «с усилием») в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2 - Синонимические отношения при наличии дополнительного значения у одного из слов, составляющих синонимический ряд.
Учащиеся имеют возможность обратиться к словарю и отражению в нем синонимов только в том случае, если у них имеется, например, «Словарик синонимов и антонимов» М.Р. Львова. Если же его нет, учитель должен сообщить учащимся о существовании словарей такого рода и объяснить их устройство и характер представления материала в них.
Большего внимания требует обращение к функциям синонимов в языке и тексте. В языке синонимы выполняют номинативную (бросать – швырять) и номинативно-стилистическую функцию (есть - вкушать – жрать), функции же синонимов в тексте таковы:
уточнение
–
основано
на
неполном
совпадении
значений
синонимичных
слов:
синонимы
позволяют
«добавить»
недостающие
смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны
(Он бежал, вернее,
несся,
расталкивая
всех локтями);
замещение – основано на том, что в ряде контекстов различия между
синонимами стираются, что позволяет избегать повторов одних
и
тех же
слов
(По дороге
встречались
ручьи,
попадались
и лужи);
противопоставление
–
подчеркивание
различий
между
синонимами
(Она
не
шла,
а
шествовала).
Учащиеся могут указать функции синонимов на основе анализа предложений, представленных учителем.
В качестве дополнения к традиционному комплексу методов и приемов обогащения речи учащихся в аспекте изучения синонимов в начальной школе современная методика предлагает и ряд качественно новых подходов, в основе которых:
ориентация
на
формирование
парадигматических
связей;
максимальная
активизация
образного
мышления
в
процессе
анализа
текстов
литературных
произведений.
Методы обучения на основе образования парадигматических связей и максимальной активизации образного мышления учащихся в процессе обогащения речи реализуются в системе конкретных приемов обучения русскому языку.
Р.И. Таучелова отмечает, что при работе над обогащением речи младших школьников в процессе изучения синонимов на уроках русского языка можно использовать следующие приемы [4, с. 168-183]:
Нанизывания
синонимов,
т.е.
употребление
по
цепочке
близких
по
значению
слов.
Практические
упражнения:
подбор
синонимов
и
выяснение
оттенков
значений,
отличий
употребления
(например:
Лиса
убегает
от
охотника.
Как
можно
сказать
по другому?
(
удирает,
уносит
ноги,
мчится
);
Параллельного
употребления
синонимов,
т.е.
уточнение
смысла,
всесторонняя
характеристика
предмета,
явления,
действия.
Проводятся
упражнения:
обнаружение
синонимов
в
читаемых
текстах,
объяснение
значения и оттенков значений, различий между словами-синонимами; выбор наиболее
точного слова
из
двух-трех;
Замещения используется для устранения повтора слов. Упражнения:
исправление речевых ошибок (случаев неудачного употребления слов); замена
слова
другим,
синонимичным
ему
и
более
уместным
в
данном
контексте.
Например: детям предлагается какой-либо текст с повторяющимися словами.
Необходимо заменить
их
синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.
Расположения синонимов по возрастающей или убывающей степени
какого-либо
признака
(градация
синонимов).
Школьникам
даются
слова:
огромный,
гигантский,
большой,
маленький,
крохотный,
микроскопический.
Дети составляют
ряд
по
возрастанию
размера.
Активизация
синонимов,
т.
е.
использование
их
в
самостоятельной
связной
речи;
Подбор синонимов к данному слову:
смешной - забавный, потешный;
метель
-
пурга,
буря,
вьюга.
Приемы с наглядным материалом (предметные и сюжетные картинки).
Например, получив серию картинок, ученики составляют рассказ, используя синонимы в речи.
Данные приемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чтобы достичь хороших, положительных результатов, такая работа должна идти непрерывно, систематически.
Методы и приёмы по обогащению речи обучающихся синонимами позволяют формировать коммуникативную компетенцию, развивать монологическую и диалогическую речь, а это даст возможность не только быстро определить значение слова, расширить лексический запас, но и будет способствовать формированию навыков и умений правильно и грамотно излагать свои мысли в письме, что является необходимым элементом обогащения речи синонимами на уроках русского языка. [5, с. 186]
Для эффективной работы на уроке русского языка учащимся предлагается выполнение разнообразных упражнений:
Подбери к словам
огромный, крохотный
синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.
2. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.
1. Он едва сдерживал раздражение.
2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.
3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.
Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок.
3. Составь рассказ о своем любимом писателе, используя данные синонимы: крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать; автор – писатель; герой – персонаж – образ – тип – характер; значение – роль. При необходимости можешь воспользоваться словарем синонимов.
Умение пользоваться синонимами является сложным навыком и формируется путем разнообразных упражнений. Система упражнений с синонимами складывается из таких элементов: обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами - синонимами; подбор синонимов, которые могут служить заменой данному слову, выяснение оттенков значений слов-синонимов; специальные упражнения с синонимами; активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи; исправление речевых ошибок, например, неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Таким образом, целенаправленная работа по обогащению речи младшего школьника синонимами способствует более эффективному усвоению знаний по русскому языку, развивает у учащихся внимание и интерес к слову, делает их речь более богатой и выразительной. Словарный запас младших школьников становится богаче, они начинают осознавать лексические значения многих слов, что способствует более точному построению речевых высказываний.
Список литературы:
Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 565-567.
Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка / Л.Г. Самотик. – М. : Флинта, 2019. – 510 с.
Плотникова, Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С.15-20
Таучелова, Р.И. Эффективные приемы обогащения речи синонимами в процессе изучения грамматических тем / Р.И. Таучелова // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития. –2022. – С. 168-183.
Бабанский, Ю.К. Методы обучения. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Юрайт, 2023 – С. 186.