Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи | Галимуллина Ольга Владимировна. Работа №310761
В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются параллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, поскольку окружающая действительность является источником не только познания, но и развития речи детей. Организация коррекционнологопедической работы способствует также развитию всех психических процессов.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Галимуллина Ольга Владимировна
воспитатель, МДБОУ «ДС 370 г. Челябинска»,
Тракторозаводский район, г. Челябинск
Суходубова Людмила Владимировна
воспитатель, МДБОУ «ДС 370 г. Челябинска»,
Тракторозаводский район, г. Челябинск
Засыпкина Наталья Васильевна
учитель-логопед, МДБОУ «ДС 370 г. Челябинска»,
Тракторозаводский район, г. Челябинск
В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются параллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, поскольку окружающая действительность является источником не только познания, но и развития речи детей. Организация коррекционнологопедической работы способствует также развитию всех психических процессов.
Речевую группу «Общее недоразвитие речи I, II, III уровней» составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаютея серьезные недостатки в формировании лексики. Речь таких детей отличается ограниченностью, бедностью. Она лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Дети незнакомы с названиями многих видовых и родовых понятий. Незнание большого круга слов разной обобщенности делает их речь малопонятной; крайне редко используют прилагательные в своей речи и испытывают значительные трудности при изучении этой части речи.
Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию речи - развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развития связной речи.
Развитие словаря происходит за счет обогащения (количественного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнения содержанием слов, известных детям) и активизации словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процесее систематического ознакомления их с окружающим миром.
Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных.
Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом - обобщающего.
Развивая словарь ребенка, следует обратить внимание на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающей действительности. Поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы.
Для активизации в речи детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, следует в разных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдение и пр.) рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкие, тяжелые), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира.
Необходимо доказывать (показывать) свойства в практическом плане (например, пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Следует обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы (из дерева - деревянный, из кирпича - кирпичный и пр.).
В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов во время прогулок) или через игровые упражнения можно закреплять и расширять обобщенное значение понятий «овощи», «фрукты», «посуда», «одежда» и пр. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется, одним словом? (Одежда) Какая это одежда? (Теплая (зимняя)). Собираясь в путешествие, мы с вами должны подумать о продуктах питания: крупы, консервы. А еще - яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать, одним словом? (Фрукты) Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти продукты? (Овощи)».
В связи с накоплением конкретных представлений об окружающем мире у детей необходимо расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия (одежда, игрушки, транспорт, мебель и т.д.). Важно, чтобы дети знали не только назначение самого предмета, но и его составных частей. Необходимо обращать внимание детей на родственные слова, которые встречаются при прохождении лексической темы. Выделение однокоренных слов в связи с накоплением словаря и развитием разговорной речи помогает делать процесс их усвоения более естественным.
При обучении детей с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов. [3,5]
После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. Можно проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действий, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем. (Кто что будет делать? Мама - готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа - помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат - делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я - помогать маме и папе, играть, рисовать, есть, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик? (Действия с игрушкой). Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т.д.).
Через простые игры типа «Мальчик (девочка) Наоборот» легко и весело словарный запас ребенка вводятся простые антонимы.
Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность. Например, широкая - узкая лента, длинный - короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два елова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый - старый, большой - маленький)^ а они должны показать и назвать эти предметы. Задания могу варьироваться. Например, детям предлагается самим распределить на пары ряд предметов, руководствуясь словами - антонимами, которые назовет логопед, (сухая — мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка).
Для улучшения понимания значения этих слов можно проводить следующие упражнения.
1. Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению. («Река - глубокая, речей - мелкий». «Зимой день короткий, летом длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают»).
2. Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях. («Рубашка - новая, а майка старая». «Синий карандаш острый, а красный тупой»). Затем дети самостоятельно составляют предложения с двумя словами, которые называет логопед. [2,4]
При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопоставленными могут быть различные части речи: существительные, значение которых включает качество или отношения (друг - враг; горе - радость), качественные прилагательные с пространственными, временными, оценочными признаками предметов (высокий - низкий; поздний - ранний), глаголы наречия, предлоги, местоимения.
Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристики свойств предметов (пушистый - гладкий; упругий - ломкий). Учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий - тихий; сладкий - соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (налил - вылил; стой - иди и т.д.). Нужно включать в занятия наречия (весело - грустно; хорошо - плохо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом - под столом; в лес - из леса и т.д.).
Дети с общим недоразвитием речи допускают ошибки в подборе синонимов. Малышам можно давать следующие упражнения.
Детям называют словосочетание, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда повторяют одно и тоже слово. Преложить его заменить. «Весна идет.- Как можно сказать иначе?». Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Они приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Можно давать задание на составление предложений со словами разных частей речи (существительными, прилагательными и т.д.) и со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный).
Дети с нормальным речевым развитием могут подбирать по нескольку синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин, рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов.
Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову, либо вообще отказываются от ответа.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-пичатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Представляю дидактические игры и задания на развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые могут быть использованы не только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д.
Задания на обогащение словаря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием. [1,2]
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
Задание №1
Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2
Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце.
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
Задание №3
«Скажи, если предмет сделан из железа, то, как он называется, какой он?»
железо -
бумага -
дерево -
снег-
пух-
стекло -
Задание №4
«Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №5
Сравни:
*по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
*по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
*по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
*по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
*по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Задание №6
Отгадай загадку:
Летит, пищит.
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит - Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал - Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это.
Список литературы
1. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет [Текст] /Москва, 2005-С.50-54.
2. Лосева П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет/[Текст] /Москва, 2005-С.68-74.
3. Научно-методический журнал [Текст] /«Логопед» № 5, 2004.- С.65-69.
4. Научно-методический журнал [Текст] /«Логопед» № 2, 2006.- С.24-29.
5. Сохина Ф. Л. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Москва «Просвещение»,1984.-С.121-134.