Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Малоземова Ольга Сергеевна . Работа №313667

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается образ Москвы, заключенный в камне. Именно в Москве разворачиваются фантастические события главного романа писателя «Мастер и Маргарита», его герои живут, чувствуют, любят и умирают не в безвоздушном вымышленном пространстве, а в реальной обстановке Москвы 1930-х годов, что подчеркивает мистическую сущность событий, происходящих на реально существующих улицах этого вечно прекрасного города.

Каждый город - это текст, удивительный, ни на что не похожий. Город- это не только текст, но и так же история. История - Написанная текстом. Именно город - истинная стихия Булгакова. Городские переулки, дома, даже провода, между которыми ныряет летящая на щетке Маргарита. Что сохранилось в Москве с того времени, с чем были связаны герои романа Булгакова? Чем жил город во времена Булгакова. Как существовали его герои?

Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Малоземова Ольга Сергеевна

студентка, кафедра журналистики,

Мордовский Государственный университет,

РФ, г.Саранск

E-mail: olga.malozyomova@gmail.com

The image of Moscow in M. A. Bulgakov's novel "The Master and Margarita"

Malozemova Olga

student, journalism department,

Mordovian State University,

Russian Federation, Saransk

Аннотация.

В статье рассматривается образ Москвы, заключенный в камне. Именно в Москве разворачиваются фантастические события главного романа писателя «Мастер и Маргарита», его герои живут, чувствуют, любят и умирают не в безвоздушном вымышленном пространстве, а в реальной обстановке Москвы 1930-х годов, что подчеркивает мистическую сущность событий, происходящих на реально существующих улицах этого вечно прекрасного города.

Abstract.

The article examines the image of Moscow enclosed in stone. It is in Moscow that the fantastic events of the writer's main novel "The Master and Margarita" unfold, his characters live, feel, love and die not in an airless fictional space, but in the real situation of Moscow in the 1930s, which emphasizes the mystical essence of the events taking place on the real streets of this eternally beautiful city.

Ключевые слова: город, Булгаков, образ, Москва, роман, нехорошая квартира, Патриаршие пруды, трамвай, дом Грибоедова.

Keywords: city, Bulgakov, image, Moscow, novel, bad apartment, patriarch's ponds, tram, Griboyedov's house.

 

Каждый город - это текст, удивительный, ни на что не похожий. Город- это не только текст, но и так же история. История - Написанная текстом. Именно город - истинная стихия Булгакова. Городские переулки, дома, даже провода, между которыми ныряет летящая на щетке Маргарита. Что сохранилось в Москве с того времени, с чем были связаны герои романа Булгакова? Чем жил город во времена Булгакова. Как существовали его герои?

На самом деле Булгаков поселился в квартире 50, но когда он описывает у себя в романе квартиру Воланда, он описывает не то место. Сам он поселился в квартиру на четвертом этаже, в небольшом углу. Прямо в этом углу он жил со своей первой женой Татьяна Николаевна Лаппа. Это, пожалуй, самое бедное время для писателя, он только начинает свой творческий путь. Что интересно, в этой квартире написана практически вся Белая гвардия.

Он неслучайно ненавидит эту квартиру, потому что это были постоянные склоки, ведь этот дом был первым домом коммуной. И вот когда он говорит о квартире под номером 50, в которой никогда не было таких роскошных интерьеров он подразумевает квартиру Ильи Давидовича Пигита-состоятельного промышленника, владельца табачной фабрики «Дукат». Сначала здесь хотели поставить очередной производственный корпус, но городские власти запретили размещать не богоугодное производство рядом с церковью святого Ермолая. Тогда решили построить дорогой доходный дом, который в народе прозвали «чертов дом».

Квартира Пигита находилась напротив, на втором этаже, под номером 5. Эта квартира она имела два входа, это были огромные апартаменты и с камином, и с отделанными стенами из крокодильей кожи. В результате этого получается некая перверсия, потому что в романе описывается квартира, интерьер которой списан с квартиры Пигита, в которой Булгаков тоже бывал.

Поскольку Булгаков проклинал этот несчастный угол, в определённый момент он решает, что это идеальное место для жизни сатаны. «Нехорошая квартира номер 50» в романе сохранила и свой реальный номер и, судя по ранним рассказам романиста, не изменяла свою нехорошую репутацию.

Свою квартиру М. Булгаков описал в романе «Мастер и Маргарита» как «нехорошую». Но не потому, что там поселилась дьявольская троица, а потому, что оттуда задолго до описываемых событий начали пропадать люди. Так Булгаков намекнул на аресты 1937 года. Говорят, что «в подъезде с квартирой Булгакова творятся необъяснимые вещи: то жильцы протестуют против открытия музея, то на стенах проступают темные пятна в форме кота, то рисунки с изображением Булгакова и его героев закрашивают вандалы».

Интересно, что контрено про интерьер автор рассказывает нам в главе неудачливые визитеры. Уже там мы видим огромный камин, в котором пылают дрова, там же мы видим стол, накрытый церковной парчой, на нем стоят две бутылки вина, диван с кучей подушек, на котором лежит Воланд. От такого интерьера веет невероятной атмосферой. Но когда в квартире поселяется нечисть, она видоизменяется и во второй части романа, когда Маргарита заходит переднюю, погружается в полную темноту, будто она вошла в подземелье. То есть все квартирное пространства трансформируется в нечто демоническое.

Булгаков постоянно играет с пространством и не только отношении нехороших квартир, но и с пространством всего города.

На патриарших прудах Иван Бездомный и Берлиоз впервые встречают Воланда. Именно здесь по идее в романе и отрубают голову Берлиозу. Именно этот сюжет порождает образ заблудившегося трамвая. В романе Булгакова трамвай и был заблудившимся, потому что здесь никогда никакого трамвая на самом деле не было, а Булгаков выдумал все эти пути. Но в те времена уже имело место быть выражение «хам трамвайный», а всё потому, что в 20-е годы в Москве никакого особенного общественного транспорта не было. На тот момент весь город стоял в пробках, но это пробки состояли из гужевых повозок, запряженных лошадьми. Трамвайных вагонов не хватает советской России. В трамваи забиваются люди, все ненавидят все друг друга, хамят и поэтому для Булгакова, который в целом не очень любил все эти народные вещи трамвай ассоциировался с настоящей колесницей дьявола.

Что же такое дом Грибоедова? Именно этот дом стал прообразом «дома Грибоедова». Расположен он, правда, не на самом Бульварном кольце, но очень близко. «Было дело в Грибоедове. Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом».

Булгаков не любил дои Грибоедова, а в конце даже сжег его вместе с «нехорошей квартирой». Нужно сказать, что к Грибоедову этот дом не имеет никакого отношения, зато здесь в определенный момент жил дядя Александра Герцена и здесь же прошло все детство писателя. Позже здесь находился литературный салон Дмитрия Скобелева, который постоянно посещал Пушкин, Лермонтов, Белинский, Гоголь и многие другие. А до этого момента в 20-х годах здесь было объединение пролетарских писателей, а с пролетарскими писателями у Булгакова отношения не ладились. Кроме того, писатель никогда не видел ни одного хорошего критического комментария о своих произведениях и никогда не встречался с хорошим и честным критиком. Также дает повод заявлять о ненависти Булгакова к этому дому сама фамилия Грибоедов. Она является гастрономической, поэтому не просто так его имя используется в названии дома, поскольку отражает главную черту членов МАССОЛИТа - это любовь к еде. Также в романе очень интересно описывается ресторан дома Грибоедова, как главная достопримечательность. Библиотеки, каких-то трудовых учреждений нет, но ресторан и бильярдная. Таким образом, Булгаков делает вывод о том, что все, даже такие выше поставленные люди любят только развлекаться и вкусно поесть.

Эта книга — попытка увидеть Москву и советскую повседневность глазами известнейшего русского прозаика XX века Михаила Булгакова. На протяжении почти двух десятилетий московской жизни многоликий город представал перед ним в обыденных и официозных, архаичных и самоновейших, карикатурных и трагических образах. Не будучи москвичом по рождению, Булгаков стал одним из самых «московских» писателей. Образы Москвы 1920-х — 1930-х годов воплотились в его художественных и публицистических произведениях, дневниках и письмах, а также в воспоминаниях тех, кто был рядом с ним, суждениях современников.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×