Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Образ русского человека в легендах и сказаниях Зауралья | Валентина Васильевна Давыдова. Работа №330162

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Курганская область удивительно богата водными объектами. Почти каждый город, село, деревня окружены небольшими водоемами. Для наших предков природа могла принимать облик друга, помощника, а порой и противника. Именно поэтому многие природные явления и силы обожествлялись, а сами люди жили в мире божеств и духов, в которых верили.

Реки и озёра олицетворяют собой загадочные и мистические места, которые порождают самые разные легенды и предания, содержания которых порой кажутся смешными и наивными,  захватывают воображение красотой и тайной. Красивая легенда человека идеализирует, делает его каким-то необычным, непростым, гениальным. Тот, кто сочинял эти легенды, обладал умом и мудростью, он сумел вложить в легенду какой-то высший смысл, который не теряется с веками и до сих пор откликается в душах людей.

          В настоящее время очень актуально возрождение исторического наследия Курганской области, пропаганда народных традиций, повышение туристической привлекательности культурного пространства.

Образ русского человека в легендах и сказаниях Зауралья
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №19 города Кургана Давыдовой Валентины Васильевны)
Русский народ есть особенный народ в целом свете,
который отличается догадкою, умом, силою.
Екатерина Великая.
Понятие образ русского человека подразумевает совокупность общих черт поведения, нравов, устоев и стереотипов народа. Он формируется под действием множества факторов, таких как территориальное расположение, погодные условия, исторические события и другое.
Курганская область удивительно богата водными объектами. Почти каждый город, село, деревня окружены небольшими водоемами. Для наших предков природа могла принимать облик друга, помощника, а порой и противника. Именно поэтому многие природные явления и силы обожествлялись, а сами люди жили в мире божеств и духов, в которых верили.
Рекииозёраолицетворяют собой загадочные и мистические места, которые порождают самые разныелегендыипредания, содержания которых порой кажутся смешными и наивными, захватывают воображение красотой и тайной. Красивая легенда человека идеализирует, делает его каким-то необычным, непростым, гениальным. Тот, кто сочинял эти легенды, обладал умом и мудростью, он сумел вложить в легенду какой-то высший смысл, который не теряется с веками и до сих пор откликается в душах людей.
В настоящее время очень актуально возрождение исторического наследия Курганской области, пропаганда народных традиций, повышение туристической привлекательности культурного пространства.
Образ первопроходца
Человеквсегда зависел от воды. Рекииозерабыли одними из первых мест, где люди останавливались и начинали использовать воду для своих нужд. Водные ресурсы играли роль магнита, привлекаялюдейк своим берегам и способствуя развитию поселений и цивилизаций. Именно там человек осознавал роль водных ресурсов в жизни людей. Осваивая земли, где есть реки и озера, он открывал для себя новое, пытался сродниться с местом обитания. Именно там, на новых землях, он искал ответы на первые вопросы, раскрывал тайны того или иного озера, реки. Исходя из вышесказанного, представляем первый образ нашего предка - образ первопроходца (первопоселенца, освободителя, завоевателя).
В Западной Сибири известны три стоянки верхнего палеолита, одна из которых находится в Зауралье. В 1971 году в Варгашинском районе, у деревни Шикаевки, в отложениях западного берега озера Слободчиково жителем А.И.Масловым были найдены кости и бивень сибирского мамонта, существовавшего в ледниковый период. Благодаря этой находке весь мир узнал, что первый человек здесь появился не 10 тысяч лет назад, как считали учёные, а гораздо раньше - 20-30 тысяч лет назад.
Легенда Старая деревня Гайна показывает образ основателя. В Юргамышском районе действительно было самое первое поселение людей. Коренные жители носили фамилии Букины и Дубровины. Когда и откуда они приехали – неизвестно, но это было не менее 250 лет тому назад, в начале XVIII века. Своё место жительства не афишировали, а скрывали, дома рубили прямо в бору и ставили их на пеньках. Кто были Дубровины, и сколько их было – неизвестно, а про Букиных ходит такая легенда. В Гайне до прихода русских жил казах огромного роста, сурового нрава и вида. За это был прозван Бука. Вторая жена у него была русская, у них было семь сыновей, они стали православными и писались Букиными. Деревня располагалась на правом берегу речки Таловка. По берегу реки жили кабаны и были найдены гайны - места постоянного ночлега диких кабанов, - поэтому и назвали деревню Гайной.
Образ завоевателя можно проследить и в легенде О Царёвом Кургане. В 1582 году казаки под предводительством атамана Ермака Тимофеевича начали завоевание Сибири. Они двигались из района реки Камы к реке Тобол. После гибели Ермака завоевание продолжали царские воеводы. В середине XVII века они захватили территории, прилегающие к бассейнам рек Иртыша, Оби, Тобола.
Слухи о несметных богатствах Царёва Кургана и ханской дочери, которая в золотой колеснице скрылась на дне Чухломского озера дошли до Пётра I. В 1716 году князь Гагарин прислал царю большую коллекцию золотых вещей из Кургана весом 60 фунтов при особой описи. Часть коллекции вошла в состав Петровской кунсткамеры и ныне находится в Санкт-Петербурге, в государственном Эрмитаже.
Русские поселенцы во главе с Тимофеем Невежиным во второй половине XVII века срубили на живописном берегу реки Тобол, у подножья древних курганов, избы и возвели укрепленное сооружение – деревянный острог.
Существует две легенды о Тоболе. П. И. Рычков в своей Топографии Оренбургской губернии пишет: Тобол в Сибирской и Оренбургской губерниях татары именуют Табул, от множества растущего по ней дерева по их табул называемого, а по-русски таволга. И. П. Фальк во время своего путешествия по нашим краям услышал легенду, что название реки произошло от имени местного хана Тоболака или его города Тобол-Туры. Высказывалось мнение, что Тобол является производным от Тубул, где Т – разделительный знак, бул – разделение, следовательно, Тубул – разделительная, пограничная река, имевшая в истории значение границы. Еще одно предположение: ту – золото, бол – дно, получается золотое дно, что вряд ли относится к нашей реке, чаще имеющей песчано-илистое дно и очень редко желтое песчаное.
По одной из легенд старожила Шатровского района Курганской области, Зауралье называют пуп земли, что все трагедии обходят его стороной. Но защищать свою территорию от врагов необходимо.
Образ защитника
Следующий образ – это образ защитника (богатыря, воина). Внешность русского богатыря является следствием его внутренней жизни. Он человек природы, полностью чист и истинен. Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением.
Образ защитника мы видим в легенде Во славу российского флота. Князь Мещерский был в Шадринске военным комендантом, он превратил город в настоящую крепость. Раскопал все наши курганы. Из них было добыто много золота, украшений. Все послали Петру I. Часть сокровищ хранится в Кунсткамере, часть была продана, а часть подарена голладскому послу Виберу, что способствовало оснащению Российского флота. Шадринцы могут смело утверждать, что русский флот построен и на их деньги.
В легенде Озеро Салтысарайское Белозерского района раскрывается образ воина. Места те глухие, звериные. Жили в них татарские орды, неспокойные, дрались друг с другом. Три брата были князьями своих родов. У каждого была своя военная сила, храбрая да воинственная. Старшего звали Салтысарек, среднего Першик, а младшего Ниап. Вот раз напала на них вражья сила таких же ордынцев. Шибко бились братья, не уступали врагу. Но враг был сильнее, и победа осталась за ним. Первого убили Салтысарека, потом второго брата Першика, а третий брат Ниап убежал в тайгу Боровлянскую и там долго скрывался, но враги следили за ним, нашли и утопили в лесной речке. Она и получила его имя — Ниап. У Першика был зять — Тебеняк. Он сражался вместе с тестем и тоже погиб. Оставшиеся верные воины похоронили Першика и на его могиле насыпали большой холм, который стал называться Першинским. Зятя Тебеняка похоронили на берегу реки. Вот и пошли названия: озеро Салтысарайское и село того же названия, бугор Першинский и село Першино, речка Тебеняк, лесная речка Ниап.
Образ защитника прослеживается и в легенде Бледнолицая. В селе Усть-Миасское, что на левом берегу реки Миасса в Каргапольском районе девушки защищали свое жилище от врагов. Осталась среди защитниц лишь одна, она сильно разозлила врага, и они впустили в нее сразу сотню стрел. В том месте, где упала девушка, выросли красивые белоствольные деревья. Они хранят память о юной и отважной красавице.
В легенде Озеро Татарское видим образ героев защитников. Давным-давно с востока двигались татаро-монгольские орды. Войско хана Батыя не оставило в покое и семьи деревень. Частые набеги, угон девушек в неволю, убийство, издевательство. Всё это привело в гнев население общины. И мужчины вооружились, встретили отряд татаро - монголов у озера. Прошла битва. Монголы были разбиты. А героев битвы схоронили, после чего озеро в Мокроусовском районе, у которого произошла битва, стало называться Татарским, а село Могильным.
В легенде Озеро Убиенное, раскрывается образ защитника. Окунёвский уезд до середины ХVIII века непосредственно граничил с землями Казахстанской орды и неоднократно подвергался нападениям со стороны феодалов-кочевников и название озера говорит об одном из таких нападений, а, следовательно, и сражении, которое произошло около него. Оно, очевидно, было очень крупным, с большим количеством убитых. (Юргамышский район).
В легенде Озеро Караульное большая вода в период разлива, когда река соединялась с озером, перекрыла дорогу и повстанцы не могли пройти в поселение Усть-Миасское (Каргапольский район). Озеро выступило в роли защитника людей и как бы стало караулом всего селения. Отсюда и название – Караульное.
В легенде Озеро Донки просматривается образ богатыря.Жил давным-давно на реке Дон русский богатырь. Приказал царь холопам схватить его и доставить в Москву. Отказался богатырь служить при дворе. Забрал свою семью и скрылся в Зауралье, в зарослях Тобола. Построил посреди озера огромный дом. Проезжали мимо кочевники: татары, казахи. Выдал силач первую дочь за лучшего чабана-казаха. Вторую - за самого смелого охотника-татарина. А третьею дочь мать уговорила мужа не отдавать замуж, осталась она с ними. Какой-то шайтан выкрал у них дочку. Мать подумала, что та заблудилась на озере, и каждое утро выезжала на лодке и кричала: Доня, Донюшка ясноокая! Откликнись! Всё лето слышался голос женщины, потерявшей от горя рассудок. Доня! Откликнись! - Эхо разносило слова по камышам. — Дон-ки! Дон-ки! Ушёл русский богатырь помирать на родину. А кочевники с тех пор и прозвали озеро Донки, что в Белозерском районе.
Образ хранителя
Природно-климатические условия сформировали в характере русского народа такие черты, как терпеливость, выносливость, широта натуры, трудолюбие, братство, бескорыстие. Выковали в его характере такие свойства, как свободолюбие, жертвенность, патриотизм, способствовали формированию коллективизма, взаимопомощи, стремление к абсолютному добру. Из этого следует образ хранителя (талисмана, оберега, сторожила).
Образ хранителя, защитника прослеживается в легенде Река Глядяна. Во второй половине XVIII века на берегу реки появились первые избы переселенцев. Гонимые хозяйской немилостью, уходили они сюда. Здесь были богатые пастбища, вдоволь строительного материала, рыбы, зверья, камней, лесов. Частые набеги Кучумовой орды объединяли людей. На берегу реки стояла сосна, которая служила стражем деревни. Постоянно на ней находился страж (часовой), который глядел, прикрывшись рукой, не идёт ли враг, не возник ли пожар, всё ли в деревне гладко. От названия сосны, с которой глядели и получила название деревня - Глядянка (позднее село) в Притобольном районе, а река стала называться Глядяной.
Легенда Иванушков Камень рассказывает о любви Синары, дочери именитого, богатого вогульского князя, к работнику Иванушке. Родители помешали им быть вместе. Синара бросилась в глубокий омут и утонула, а Иванушка, узнав об этом, много дней просидел на берегу реки, пока не окаменел и не превратился в скалу. Со временем люди назвали реку в Катайском районе Синарой, а высокая скала у реки приняла образ хранителя и получила название Иванушков Камень.
Легенда Охонины Брови относится к эпохе восстания под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1774 годах, которое переросло в крестьянскую войну. На берегу реки Синара в Катайском районе девушка Охоня, узнав весть о смерти любимого, отправляется в монастырь. После нашествия бунтовщиков Охоню находят мертвой. С тех поры не слышно тут даже колокольного звона. Осталась она навсегда охранять свои места, а место называют Охониными Бровями.
Так же образ хранителя прослеживается и в Легенде о Даниле. Будучи солдатом, был он определен на службу лесником в Далматов-город. У ручья, что в Исеть впадает, за лето поставил он себе избу с сенями. Начались у Данилы разные видения. Втайне от всех решил он идти клад добывать, но ударом молнии сразило его насмерть, огнем прожгло, даже камни рядом почернели. А клад, говорят, по сию пору в горе лежит, и никто больше не осмеливается туда ночью идти: белого всадника боятся…
Легенды о шадринских кладах и подземных ходах интригуют, будят воображение. Считается, что раньше весь Шадринск можно было пройти под землей, - во всяком случае, были ходы, соединяющие церкви. Что касается кладов, самый известный из них – протопоповский. Он долго считался мифическим. О нем сложена легенда Рогатый хранитель. Сокровища искали везде, не обследован остался только подвал дома Протопоповых. Там поселился козел, бодучий, вонючий, с пресквернейшим характером, который никого туда не пускал. В 80-е годы стали пристраивать к дому еще один подъезд. При чистке подвала обнаружили те самые сокровища: монеты, коллекции запонок, памятные медали, печати из полудрагоценных камней. В настоящее время часть их хранится в запасниках музея Шадринска.
Село Острова в Юргамышском районе расположено на высоком мысу, далеко вдающемся в озеро Тишково, воды которого подковой охватывают холм. Во время весенних разливов озеро Тишково соединяется с другим озером - Малым Окуневским, а иногда и с Большим Окуневским, и тогда кажется, что село и, правда, стоит на острове. Этот мыс уже во времена раннего железного века местные жители называли чудью. Археологи по настоящее время находят места стоянок древних племен и их захоронения. Легенда села Острова Юргамышского района гласит, что могилу чудского князя до сих пор охраняет княгиня Анна. Она является в белых одеждах и с ребенком на руках только к женщинам и грозит искоренить их род, если их мужчины тронут чудские могилы. Анна встает перед нами в образе хранителя.
В легенде Река Богатик Белозерского района также прослеживается образ хранителя. В числе первых жителей посёлка Першино был одинокий детина Пантелей. Решил он поискать клад в Першинском кургане. На Иванов день в полночь зашёл на вершину кургана, стал копать, вдруг слышит позади сильный лошадиный топот. А обернуться — клад уйдёт. Пантелей и копает. Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Скоро затих ветер... Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огненным светом, вырвавшимся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, он стоял весь в пламени. Из пламенного свет перешёл в белоснежный, и тут из ямы тихо-тихо выкатилась золотая карета. В ней сидела девушка с распущенными волосами. В этот миг Пантелей должен был схватить карету и крикнуть: Чур, моя! А он стоял как зачарованный. Карета помедлила уходить, но потом быстро покатилась по склону кургана и скрылась вдали. Утром сошёл Пантелей с кургана и увидел след кареты. След этот превратился в речку и люди назвали её Богатик. Так в ней скрылось богатство, которое упустил Пантелей.
Образ труженика
Чудесное в легендах как бы вырастает из реальной жизни, оно проявляет себя в привычной природе, в характерных для нашего края трудовых процессах. У нас в Зауралье народ-то все умельцы. Мастерового человека ценили издавна, и применять мастерство, а тем более породниться с таким человеком считалось большой удачей. Исходя из этого, складывается следующий образ – образ труженика (мастера, ремесленника, рукодельницы).
Русский человек прославлен своим умением рукодельничать, мастерить. Так в легенде Пирожки прослеживается образ рукодельника, мастерицы. Было это ещё до революции. На правом берегу Исети, под горою Пьяной, жил вдовец Харитон с дочкой Степанидой. Худо жили: квас, картошка, хлеба немножко, да старая коровёшка. Мимо их деревни в Каргапольском районе тракт шел с Кургана до Шадринска. Как-то Степанида нашла в бабкиных сундуках книжку О кухоньке деревенской, а там рецепт старинный про тесто. И стала девка пироги с картошкой, с капустой, с ягодой лесной печь, да проезжим продавать, да горя в жизни не знать. Степанидову-то деревеньку Пирожками прозвали. Деревни уж той нет, а те, кто проезжал это место ранее, останавливался и говорил: Чуешь - пирожками пахнет.
В легенде Мочище описан образ русского человека-труженика. Мочище – это большое болото. Оно находится при въезде в деревню. Когда лен вырастал, его рвали, делали снопы. Эти снопы клали в лодки и вывозили на болото, замачивали. Затем вытаскивали, сушили в банях, мяли, трепали, пряли, ткали. А еще здесь делали мочалки из осоки, поэтому и прозвали озеро в Каргапольском районе Мочище.
Образ труженика видим и в легенде Пришли мы в Прорыв. В селе Прорывное Звериноголовского района сейчас много болот, раньше были озера. Люди селились по горкам. Жили единолично, у каждого была своя пашня, сажали арбузы, картошку, подсолнухи. В озерах было много рыбы. Селились в этом районе, потому что копать колодцы было легче: два метра выкопал – уже вода.
В легенде Танцующие березы показан образ умельца, мастера. Исстари в нашей местности жил народ, молодежь которого была сплошь умельцами, мастерами, поэтами и певцами. Они собирались в лесу, у озера, и на небольшой поляне устраивали свои игры и забавы: пели песни, исполняли различные мелодии, веселились. Еще они умели красиво танцевать. Прознала про это ведьма-ворожея и превратила танцующих девушек в белые березы. Кому удается попасть в Шамарёнков колок, что недалеко от речки Палачихи в Каргапольском районе, обязательно посещают поляну с танцующими березами.
С давних времен Россия считалась страной лесов, рек и озёр. Последние кормили и поили не одно поколение русских людей. На их берегах возводили города. По ним проходили великие и малые торговые пути. Им посвящали песни. Они всегда были окутаны легендами и тайнами.
Образ купца
От денег зависел материальный достаток, обеспеченность семьи. В соответствии с народными социально-этическими нормами всегда ценилась упорная систематическая работа, трудолюбие. Исходя из вышесказанного, складывается следующий образ - образ купца (торговца, предпринимателя).
Легенды о роде Фетисовых раскрывают образ купца. Фетисовы многое сделали для Шадринска, и во многом были первыми. У них имелись заводы, мельницы, они вели торговлю при портах Санкт-Петербурга, налажены были связи в Екатеринбурге, Ирбите, отправляли купцы товар за границу. Владели первым русским фарфоро-фаянсовым производством на Урале. Они считались самыми богатыми в городе.
Но не всё оказалось чисто. В одном из подземелий у них находилась мастерская, где занимались фальшивомонетным промыслом. Интересно, что ход из этого подземелья вел к реке, и был защищен от воды прочными затворами на всякий несчастный случай. Когда стала грозить опасность обнаружения мастерской и раскрытия преступления, затворы были открыты, и вода затопила всю подземную мастерскую вместе с работающими там каторжниками. Фетисовы оказались нечисты на руку.
Существование нескольких легенд о семье Фетисовых свидетельствует о неугасаемом интересе жителей города Шадринска к купеческой династии. В них прослеживается и положительный образ купца, и отрицательный.
Образ купца видим и в легенде Морозовские тополя. На реке Миасс в Каргапольском районе стояла мельница купца Саввы Морозова. Во время Гражданской войны мельницу сожгли. На этой мельнице была большая медная плита, размером 3 на 5 метров. Во время пожара плита ушла на дно Миасса, и до сих пор там. Много было смельчаков, которые хотели её достать, но не получилось. На тех местах сохранились земляные дамбы, и стоят могучие старые тополя, а это место на старице реки Миасс в народе зовется Морозовские тополя.
Образ верующего
Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен, отсюда и новый образ верующего (религия, староверы, язычники).
Легенда о селе Соколово Каргапольского района прослеживает образ староверов. Рядом с деревней Одино, что находится в низовьях реки Миасс, проживал казак с Дона Исаак Соколов с двумя взрослыми сыновьями. Деревня сначала называлась Исакова. Староверы сторонились от всех и рядом строиться и селиться чужаков не пускали. Заселение шло трудно. Имя Исаак в роду первых переселенцев передавалось из поколения в поколение.
Образ староверов описывается в легенде По крестику", село Тагильское Каргапольского района Курганской области. Издавна в России существовал обычай проведения Крестных ходов. В 1893 году в наших местах свирепствовала холера. Ничто не могло избавить людей от этой страшной напасти. Спасла только вера. Прошел слух, что вода в роднике, который бежит неподалеку, помогает излечиться от хвори. И пошел туда народ. Читали молитвы, умывались холодной водой, брали её для родных и близких. Получили долгожданное исцеление. С тех пор источник стал святым. А в благодарность Господу установили часовенку, которая с приходом советской власти была разрушена, и Крестные ходы к источнику прекратились. В наше время традиция возобновлена, и с 14 октября 2007 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородице, проходит Крестный ход.
Характерные черты русских людей: доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. В легендах запечатлен образ знахаря (лекаря, целителя).
Легенда Стюрка-знахарка рассказывает о молодой девушке, звали её Настя. Жила она в покосившейся бедной избушке в селе Караси Юргамышского района, на берегу небольшой речки Курья. Однажды произошел несчастный случай. Настя собирала траву на опушке леса, мимо её пронеслось разгневанное стадо животных (коровы, лошади). Они сбили девушку с ног и прошлись по ней копытами. Настя чудом осталась жива. Её обида позднее перешла в злобу. А в деревне каждый день что-нибудь да случаться стало, да все с хозяйским скотом. Долгую жизнь прожила Стюрка-знахарка, а когда умерла, сожгли её избу. Пытались забыть, но не получилось, помнят до сих пор. Может, это реальное событие, а может, произвол народной фантазии, который зацепился в народной памяти и передается из поколения в поколение.
Есть несколько легенд про Озеро Медвежье, что в Петуховском районе Курганской области, в них раскрывается образ знахаря (целителя). Одна из них повествует о старом, хромом и израненном медведе, который был, видимо, очень несчастен и решил покончить счёты с жизнью. Но, как ни старался мишка с головой окунуться в стихию, соленый раствор выталкивал грузное тело на поверхность. Три дня опечаленный зверь тщетно пытался погрузиться на дно. Наконец, он покинул озеро, и странное дело: хромоту как рукой сняло. Природа - лекарь способна одолеть недуг, продлить жизнь на земле всем смертным.
Образ путешественника
Люди рек и озер — это люди, как правило, бродячие, переселенцы, простые крестьяне. От своих оседлых собратьев они отличались тем, что никогда не сидели на месте, перемещаясь по всей стране. В легендах и сказаниях запечатлен образ путешественника (охотника, рыболова, добытчика).
Легенда О Миассе и Синаре сложена ещё в древние времена. Образ охотника, путешественника раскрывается в юноше Миасс. Искатель новых земель не мог жить оседлой жизнью. Синара - девушка, в которую был влюблен Миасс, - не могла жить без любимого. Однажды Миасс исчез. Ночью Синара отправилась на его поиски. Могучий Рифей узнал о побеге дочери и приказал вернуть ее. Бог Нептун превратил влюбленных в два водных потока, две реки, рассчитывая, что Синара догонит Миасса, их воды сольются в единых берегах. Но не смогла Синара найти Миасса. С тех пор много-много лет текут не зависимо друг от друга по Южному Зауралью две реки: Синара и Миасс. Мечтают о встрече.
В легенде Озеро Крутали Кетовского района раскрывается образ охотника, путешественника, кочевника. В давние времена из глубинных улусов Тургайских степей пролегали охотничьи тропы - сакмы в Илецкий бор. Они тянулись через ковыльные степи, мелкие перелески, меж пустынных и безымянных озер. У одного из них, в 20 верстах от Илецкого бора, любили охотники - казахи делать последний привал под могучей кроной одинокой ивы. Курталь и означает — одинокая ива...
Образ мечтателя
Русскому человеку характерен и образ выдумщика (фантазера, мечтателя).
Образ выдумщика прослеживается в легенде О Гагарьевском озере. Есть за селом Осиновское Каргапольского района небольшое село Гагарье. Старые люди говорили, что оно блазнит, и там часто люди плутали. Однажды летом утром рано ехал мужик на лошади. На лугу стоял туман. Глянул на озеро, и ему показалось, что стоят там кресты да столбы, и так несколько раз. Приехал домой, рассказывает родным, а бабушка ему и говорит, что это почудилось от того, что на рукаве пуговица пришита крестом была. Легенда до сих пор жива.
Легенда Забытое предание связана с озером Малашкино близ села Таловка Юргамышского района. Жила там девчонка лет двенадцати, звали её Малашкой. Родителей у неё не было. Проживала у родственников. Гусей пасла, да за водой к колодцу бегала, да бельё на озере стирать и полоскать ходила. Если нет работы, то и так на озеро прибегала. Сядет на плот, опустит ноги в воду, а сама на облака смотрит да слушает, как над головой сосны шумят. Мечтательница (образ мечтателя). Подкрались как-то к ней враги-кочевники, схватили и увезли. Что с ней случилось - неизвестно. Только имя свое она здесь оставила: народ с тех пор и стал называть озеро Малашкиным.
В Курганской области много рек и озёр, в которых, по слухам, до сих пор водятся русалки. Местные жители видят русалок после полуночи или перед рассветом. Им же приписывают порчу рыбацких сетей, таинственные водовороты, странные звуки и громкий смех в ночи, раздающийся вдали от поселений. Порой обитательницы глубин приходят на помощь, например, спасают от смерти.
Сергей Игоревич Арефьев, житель села Першино Белозерского района давно занимается сбором информации о русалках, даже пытался их приманить. В своих рассказах говорит, что русалка среагировала только на молоко в стеклянной банке.
Мистические образы в легендах Зауралья
Полярности русского национального характера можно представить в качестве целого ряда антиномий, выражающих позитивные и негативные свойства. Это противоречивые мистические образы (русалки, нечистые, волшебники, колдуны, лилипуты, чуди).
Легенда Бабий Бугор – это легенда о двух озерах - Бабье и Чистое Куртамышского района, где сказок на возу не увезти… Речь идет об образе волшебницы. Захоронена она была под бугром и своим колдовством удерживала много людей. Увидав её, все со страху сходили с ума, так и доживали потом свой век.
В легенде Сладкие воды Исети образ противоречивый. Во времена шадринских пожаров, когда сгорал весь город, обозы загоняли в реку Исеть, и вода в Исети была сладкой: в ней растворялся сахар, погруженный на подводы. Самое сильное впечатление производит хищническое отношение к хлебу, неразумное хозяйствование, когда крестьяне всё зерно сдавали на производство спирта, не оставляя даже семенного фонда. Следствием этого стал голод.
Легенда о маленьком народе, жившем в прошлом недалеко от села Антрак Шатровского района, гласит, что жили лилипутики у озера, было пять домиков. Когда пришел большой человек, они убежали.
Образ колдуна можно проследить в легенде Сладкие караси. Не пустили как-то мужики старика из села Сладкие караси на озеро рыбу ловить. Заколдовал он озеро, забил в него осиновый кол. Мне не дали, и вы не будете ловить, - так сказал он. Перед смертью просил своих сыновей, чтобы они подвезли его к озеру, расколдовать хотел. Но сыновья не повезли, и озеро осталось без рыбы. Осиновый кол хотели вытащить, но не нашли. Во время войны пошли дожди, стала в озере прибывать вода и подмывать огороды. Тогда и появилась в озере рыба. Но до сих пор в озере, кроме карася, не приживается никакая другая рыба.
Образ русалки прослеживается и в легенде В Деулинском скиту, это Каргапольский район Курганской области.
Берега у речки Деулки крутые,
А у Ика – омута лихие.
В омутах лешие хохочут да плачут,
А на берегах русалки пляшут...
Терпение и стойкость - это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Образ мученика
Складывается образ мученика (страдалицы). . В одной из легенд Озеро Акулинкино Притобольного района раскрывается образ мученицы. Жила там давным-давно, может быть 200, а может, быть и больше лет тому назад, в Утятке девица Акулина. Взял её в жёны богатый жених. Невзлюбила свекровь сноху за бедность. Что не сделает Акулина – всё не так. Всё старалась стерпеть кроткая Акулинка, но однажды её терпению пришёл конец, бросилась она в озеро, утопила в нём своё неизбывное горе. И стала в нём вода чистая, прозрачная, как горючие Акулинкины слёзы. С той поры и зовётся оно Акулинкино озеро.
В характере русского народа часто отмечают такие свойства, как терпеливость, национальная стойкость, соборность, щедрость, безмерность (широта души), даровитость.
Образ русского человека – это собирательный образ, в котором заключаются основные черты характера, нравственные национальные устои общества, поведенческие манеры и, конечно же, тайны русской души, которые пытаются разгадать величайшие умы человечества, представители науки и культуры, философы и политики.
Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что легенды и сказания, рожденные на Зауральской земле, это не только произведения, раскрывающие историю жизни народа, но и памятники устного народного творчества, в которых отражается характер русского человека, его мировосприятие, менталитет, традиции.
Список литературы:
1. Л.А.Саверский Русский дом. Том II. г.Курган, 2018 г.
2. Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1991 г.
3. Валентин Нестеров. Записки биолога-охотоведа. Шадринск, 2007 г.
4. А.Н.Мурзин. Приисетье в пространстве и времени. Шадринск, 2012 г.
5. Курганский государственный университет. География Курганской области. Краеведческое пособие, 2019 г.
6. Курганский государственный педагогический институт. Вопросы экологии Зауралья. Земля Курганская: прошлое и настоящее… г. Курган, 1995 г.
7. Курганский государственный университет. Занимательная география Курганской области, 1997 г.
8. История родного края. Учебное пособие. Южно-Уральское книжное издательство Челябинск, 1975 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сводная таблица Образ русского человека на основе легенд и сказаний Зауралья.
Типология образов
Основные черты характера
Мужской
образ
Женский образ
Образ первопроходца (первопоселенца, освободителя, завоевателя)
Свободолюбие, честолюбие, храбрость, отвага, гуманизм.
Старая деревня Гайна.
Легенды о Тоболе.
О Царёвом Кургане.
Образ защитника (богатыря, воина)
Мужество,
верность родной
земле,
самопожертвование.
Во славу российского флота.
Озеро Салтысарайское.
Озеро Татарское.
Озеро Убиенное.
Озеро Караульное.
Озеро Донки.
Бледнолицая.
Образ хранителя (талисмана, оберега, старожилы)
Принципиальность, выдержка, жизнелюбие,
забота.
Река Глядяна.
Иванушков камень.
Легенда о Даниле.
Рогатый хранитель.
Река Богатик.
Охохонины Брови. Легенда села Острова Юргамышского района.
Образ труженика (мастера, ремесленника, рукодельницы)
Трудолюбие, усердие, настойчивость, преданность делу, скрупулёзность, стремление к само- совершенствованию
Мочище.
Пришли в Прорыв.
Пирожки.
Танцующие берёзы.
Образ купца (торговца, предпринимателя)
Предприимчивость, решительность, сообразительность, готовность к риску.
Легенды о Фетисовых.
Морозовские тополя.
Образ верующего (религия,
староверы, язычники)
Толерантность, доброта, поклонение, смирение, душевное равновесие.
Легенда о селе Соколово.
По крестику.
Образ знахаря (лекаря, целителя)
Высокая степень чувствительности, доброжелательность, сострадание.
Озеро Медвежье.
Стюрка-знахарка.
Образ путешественника (охотника, рыбо-лова, добытчика)
Спокойствие, уверенность, жажда открытий, настойчи- вость, сила воли.
О Миассе и Синаре.
Озеро Крутали.
О Миассе и Синаре.
Образ выдумщика (фантазёра, мечтателя)
Оптимизм, уверенность, эмоциональность, отвлечённость от реальной жизни, любитель острых ощущений.
О Гагарьевском озере.
Забытое предание.
Мистические образы (русалки, нечистые, волшеб-ники, колдуны, лилипуты, чуди)
Немногословность, нелюдимость, изменчивость, манипуляторство.
Сладкие воды Исети. Легенда о маленьком народе …
Сладкие караси.
Бабий бугор. В Деулинском скиту.
Образ мученика (страдалицы)
Покорность, скромность, нерешительность, застенчивость.
Озеро Акулинкино.
Охохонины Брови.
О Миассе и Синаре.
Город Курган
2024 год
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×