Образование младших школьников с ОВЗ через духовно-нравственную систему воспитания | Зиморева Олеся Александровна. Работа №343036
Аннотация. Статья исследует роль духовно-нравственного воспитания в образовании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы к интеграции нравственных ценностей в образовательный процесс, а также влияние таких практик на личностное развитие детей. Автор предлагает рекомендации по созданию поддерживающей среды, способствующей гармоничному развитию учащихся.
Ключевые слова: образование, ОВЗ, духовно-нравственное воспитание, ценности, личностное развитие, поддержка, гармония
Образование младших школьников с ОВЗ через духовно-нравственную систему воспитания
Зиморева Олеся Александровна, учитель-логопед
ЧРОУ "Орловская православная гимназия во имя священномученика Иоанна Кукши"
Аннотация. Статья исследует роль духовно-нравственного воспитания в образовании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные подходы к интеграции нравственных ценностей в образовательный процесс, а также влияние таких практик на личностное развитие детей. Автор предлагает рекомендации по созданию поддерживающей среды, способствующей гармоничному развитию учащихся.
Ключевые слова: образование, ОВЗ, духовно-нравственное воспитание, ценности, личностное развитие, поддержка, гармония
Образование младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это сложный и многогранный процесс, который требует внимания к специфическим потребностям и способностям каждого ребенка. Однако, помимо академического обучения, также важно внимание к духовно-нравственному развитию. Духовно-нравственная система воспитания позволяет не только формировать личностные качества детей, но и помогает им успешно адаптироваться в и развивать свое внутреннее «я». В связи с этим, процесс образования должен включать в себя различные аспекты, охватывающие социальные, моральные и этические аспекты жизни.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование у детей представлений о добре и зле, ответственности за свои действия и понимания ценностей человеческого общения. В условиях образования младших школьников с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные особенности и создавать максимально комфортные условия для их обучения и развития. Важный аспект — активно вовлекать детей в моральные и духовные практики через доступные и понятные формы взаимодействия. Постепенно вводя детей в мир духовных ценностей, с помощью простых и ярких примеров, можно формировать у них правильное представление об окружающем мире и месте в нем.
Одним из подходов к реализации духовно-нравственной системы воспитания является использование литературы и искусства. Чтение сказок, рассказов и стихотворений способствует развитию у детей эмоционального восприятия и понимания глубоких нравственных проблем. Программы могут включать в себя уроки, где дети обсуждают прочитанные произведения, анализируют поведение персонажей, разбирают их поступки и последствия. Кроме того, включение в практику искусства, такого как рисование или театральные поделки, помогает детям не только выразить свои чувства, но и осознать свои внутренние переживания и переживания других.
Не менее важным является вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного воспитания. Сотрудничество между школой и семьей создаст единое пространство, где трепетно и бережно обращаются к ценностям. Регулярные встречи и мастер-классы для родителей могут стать основой для обмена опытом, обсуждения вопросов и выработки совместных стратегий в воспитании ребенка. Повышая родительскую осведомленность о важности духовной составляющей воспитания, возможно привлечение их к активному участию в программе и формирование положительного примера для своих детей.
Практические занятия, направленные на развитие навыков общения и взаимодействия, также имеют большое значение. К примеру, использование игровых техник: ролевые игры, модели конфликтных ситуаций, упражнения на развитие empathy (сопереживания) помогут детям лучше понять как свои чувства, так и чувства окружающих. Такие занятия сформируют у детей навыки сотрудничества, взаимопомощи и социальной активности, что в свою очередь подготовит их к взаимодействию в обществе как равноправных членов.
Важным аспектом в работе с детьми с ОВЗ является формирование у них навыков саморегуляции, так как они могут испытывать трудности с контролем своих эмоций и поведением. В этом контексте духовно-нравственная система воспитания становится эффективным инструментом. Включение в систему практик медитации, релаксации и mindfulness (осознанность) помогает детям лучше понимать и контролировать свои эмоциональные реакции, что приведет к улучшению их психоэмоционального состояния и общему соблюдению внутреннего баланса.
Успешное применение духовно-нравственной системы воспитания в образовании мальчиков и девочек с ОВЗ зависит от образовательного контекста, в котором они растут, и от той поддержки, которую они получают от взрослых. Важно создать такую атмосферу, в которой дети ощутят свою ценность и значимость, вдохновляться и мечтать о позитивных изменениях. Эта атмосфера должна быть пронизана доверительными отношениями, уважением и искренностью между учителями, родителями и самими детьми. Только в таком контексте возможно реализовать идеи духовно-нравственного обучения, которое поможет ребенку с ОВЗ раскрыть свой потенциал и стать личностью с высокими моральными и этическими принципами.
Таким образом, образование младших школьников с ОВЗ через духовно-нравственную систему воспитания играет важную роль в формировании гармоничной личности. Интеграция духовных ценностей в образовательный процесс воспитывает не только знания и навыки, но и моральные устои, что в конечном итоге подготавливает детей к социальной жизни, делает их более уверенными и адаптированными к мироощущению, основанным на уважении и любви. Поэтому каждая деталь образования должна быть пронизана заботой о духовном развитии ребенка.
Список литературы
Неводова, Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст]/Д.П. Неводова// Молодой ученый. -2016. - №8. - С.25-27.
Петракова, Г. М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 398-399