Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Образовательная программа "Маленькие краеведы" | Иванова Марфа Иннокентьевна. Работа №148467

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Иванова Марфа Иннокентьевна
Данная программа создана для патриотического воспитания дошкольников. 

Содержание:
I Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1.Цели и задачи программы Маленькие краеведы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Формы подведения итогов реализации программы . . . . . . . . . . . . 4
1.3. Организация учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
II Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2.1 Раздел 1 Маленькие краеведы 1-й год обучения . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.2 Раздел 2 Маленькие краеведы 2-й год обучения . . . . . . . . . . . . . . .6
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Пояснительная записка
Краеведение является одним из факторов формирования патриотического самосознания детей. В системе дополнительного образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Также, краеведение способствует расширению кругозора детей, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма, любви к Малой Родине.
Не зря народная мудрость гласит: Дерево питают корни, а человека Родина. Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств обучения и воспитания, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Программа Я и Музей на наш взгляд является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живет. Программа носит воспитательный, образовательный, общекультурный характер. Рассчитана на воспитанников детских садов старших групп и учащихся начальных классов. Включает 2 раздела:
Маленькие краеведы 1-й год обучения
Маленькие краеведы 2-й год обучения
Особое место в нашей программе отводится изучению родного села, этнографии, истории своего народа, через рассказ, наглядных материалов, слайдов, игр, что делает восприятие материала понятными детям.
Над реализацией программы будут работать работники краеведческого отдела ЭРМЭЦ: Иванова Марфа Иннокентьевна – методист.
1.1 Цели программы Я и Музей
Основная цель программы
- Образовательные и воспитательные. Воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.
образовательные:
- изучение подрастающему поколению историю развития Эльгяйского наслега.
- Приобщение к научно-исследовательской работе с малых лет.
воспитательные:
- привитие с малых лет гражданско-патриотического самосознания.
- содействие развитию духовных, интеллектуальных, нравственных качеств у воспитанников.
развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности детей.
- активизировать участие детей в мероприятиях, посвященных к Победе в ВОВ
- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного дошкольного, школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- гуманизм
- доступность
- креативность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход.
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего села. Программа по краеведению для дощкольников и начинающих школьников даёт знания, опору для дальнейшего изучения истории и культуры своей республики, улуса, села, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением. В этих целях предусмотрены экскурсии, в основном, в отделе краеведении.
Программа имеет интегрированный характер. Связана с такими дисциплинами как история, этнография, география, национальная культура, якутская литература. Предусматривает постоянное использование экспозиций, игровых и конкурсных методов занятий.
1.2 Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов являются участие детей и воспитанников в конкурсах, выставках, научно-практических конференциях различного уровня. В течении учебного года, будут проводиться мероприятия, в которых будет закрепление пройденного материала (Байанай алгыьа, НПК Природа и мы, Теруччу алгыьа, музейная олимпиада, конкурс ораторов, выставки, конкурс коллекционеров).
Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов и т.д.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Образовательным результатом программы будет:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
1.3 Организация учебного процесса
1 год обучения – ознакомительный. Дети получают первоначальные знания.
2 год – воспитательно-образовательный. Углубляются полученные знания.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемный
Игровой
II Содержание программы кружка
Маленькие краеведы
Программа осуществляется для воспитанников старшей группы детских садов. Школьники с помощью экспозиций музея знакомятся с материальной и духовной культурой своих предков, изучают историю родного Эльгяйского наслега, свои родословные.
В начале года классные руководители вместе с музейными работниками разрабатывают темы экскурсий.
Цели: 1. Изучение материальной и духовной культуры жителей и истории с. Эльгяй.
2. Формирование визуальной культуры.
3. Развитие тактильной памяти ребенка.
4. Формирование у детей ценностного отношения к музею.
2.1 Раздел 1 Маленькие краеведы 1-й год обучения
Примерная тематика уроков-экскурсий
Занятия
Темы
Форма обучения
час
Сентябрь
Вводное занятие
Моя родина
Беседа
Диалог
1
3
Октябрь
Моя родина
Мое село
Лекция-диалог
Рисование
1
3
Ноябрь
Байанай ыйа
Беседа
Презентация
Рисования
Диалог
5
Декабрь
Природа и мы
Я – представитель будущего поколения
Работа украшает человека
Описание
рисование
3
Январь
Моя семья
Дома, строения моего народа
Рассказ
2
1
Февраль
Мой дом
Хозяйство и быт моего народа
Домашние животные
Национальная еда
Беседа
Презентация
Рисование
1
1
1
1
Март
Одежда и орнаменты моего народа
История моего села. Прошлое
История моего села. Настоящее
Рассказ
Рисование
2
2
Апрель
Ими гордится наш наслег
Война и мое село
Презентация
Рисование
3
1
Май
Война и мое село
Итоговые занятия
Рисование
Диспут
Поход
1
2
Всего часов
34
Содержание программы
1 занятие – Вводная часть, знакомимся с музеем. Что такое музей?
2 занятие – Экскурсия в краеведческий музей Туойдаах Алаас .
3 занятие – Что такое моя родина. Мы – часть великой страны.
4 занятие – Республика Саха. Я – представитель своего народа.
5 занятие – Какие народности проживают в нашей республике?
6 занятие – Мое родное село
7 занятие – Строения и организация Эльгяя.
8 занятие – Улицы моего села.
9 занятие – Месяц Байаная.
10 занятие – Природа нашего края.
11 занятие – Чем отличается наша природа от других.
12 занятие – Животные – часть природы.
13 занятие – Наши предки – охотники.
14 занятие – Природные явления.
15 занятие – Я – будущее моего народа.
16 занятие – Работа украшает человека. Что такое специальност?
17 занятие – Моя семья.
18 занятие – Кто такие родственники?
19 занятие – Дома, строения наших предков.
20 занятие – Мой дом.
21 занятие – Чем занимались наши предки?
22 занятие – Домашнее хозяйство.
23 занятие – Еда наших предков.
24 занятие – Традиционная одежда якутов.
25 занятие –Якутский орнамент.
26 занятие – История Эльгяя: прошлое.
27 занятие – История Эльгяя: настоящее.
28 занятие – Ими гордится наш наслег: ремесленники.
29 занятие – Ими гордится наш наслег: певцы-запевалы, хореографы.
30 занятие - Ими гордится наш наслег: спортсмены.
31 занятие – ВОВ и мои земляки.
32 занятие – Памятники ВОВ нашего села.
33 занятие – Мы – дети природы игра.
34 занятие – Итоговое занятие: конкурс по макетированию Мое родное село - Эльгяй.
2.2 Раздел 2 Маленькие краеведы 2-й год обучения
Примерная тематика уроков-экскурсий
Занятия
Темы
Форма работы
час
Сентябрь
Вводная часть
Учись смотреть и видеть
Беседа
Рисование
1
2
Октябрь
Музеи нашего села
Я и музей
Мой собственный музей
По дороге к садику
Презентация
Экскурсия
Беседа
Рисование
1
1
1
1
Ноябрь
Ноябрь – месяц охоты
Игра-диалог
Рассказ
5
Декабрь
Ноябрь месяц охоты, итоговое занятие
Фантазия и действительность
Лекция
Рисование
1
2
Январь
Кто такой предок. Традиции наших предков Традиции наших предков: игры
Лекция
Аппликация
Рисование
1
3
Февраль
Миф Дьыл о5уьа
Моя семья
Родственники, названия
Близкие родственники
Презентация
Рассказ
Рисование
4
Март
Родословное древо
Война и мир
Лекция
Экскурсия
Рисование
3
1
Апрель
Война и мир
Презентация
Экскурция
Рисование
Аппликация
4
Май
Памятники нашего села
Итоговое занятие
Лекция
Экскурсия
2
1
Всего часов
34
Содержание программы
1 занятие – Вводное занятие. Экскурсия в музей Туойдаах Алаас
2 занятие – Учись смотреть и видеть.
3 занятие – О чем говорят вещи? Что ты видишь в предмете?
4 занятие – Музеи нашего села.
5 занятие – Я и музей. Какие есть музеи?
6 занятие – Мой собственный музей.
7 занятие – По дороге к садику: что я заметил?
8 занятие – Месяц Байаная.
9 занятие – Кто такие духи природы, леса, водоемов.
10 занятие – На каких зверей охотятся и почему?
11 занятие – Что должен уметь каждый охотник. Следы зверей
12 занятие – Мое воображаемое животное
13 занятие – Охотники нашего села.
14 занятие – В мире сказок.
15 занятие – Чем отличаются действительность и фантазия. Сказка собственного сочинения.
16 занятие – Кто такой предок? Традиции.
17 занятие – Якутские игрушки.
18 занятие – Делаем корову из бересты.
19 занятие – Хаамыска, хабылык, куугунэй.
20 занятие – Миф Дьыл о5уьа
21 занятие – Моя семья.
22 занятие – Как мы называем родственников
23 занятие – Моя близкая родня
24 занятие – Что такое родословное древо?
25 занятие – Кто мои предки?
26 занятие – Мои предки. Аппликация древо
27 занятие – ВОВ. Война и мир.
28 занятие – Кто такой солдат? Кто такой враг?
29 занятие – Не быть войне! Презентация
30 занятие – наши земляки – участники ВОВ.
31 занятие – Победа! Символы.
32 занятие – памятники нашего села к ВОВ
33 занятие – Делаем макет памятника
34 занятие – Итоговое занятие.
Использованная литература
Карпова Н.П. Формирование ценностных ориентаций у сельских подростков. – Якутск: Триада, 2004. – 28 с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ сост. Н.К. Беспятова. – 2е изд. – М: Айрис-пресс, 2004 – 176 – (Методика)
Е.К. Аввакумов. Элгээйи нэилиэгэ. – Дьокуускай: Бичик, 1997. – 98 с.
Е.К. Аввакумов. Элгээйи нэилиэгэ Аа дойду Улуу сэриитин сылларыгар. – Дьокуускай: Изд. ИПМНС СО РАН, 2002-162 с.
Е.К. Аввакумов. Элгээйи нэилиэгэ – с йэтигэр ктэммит нэилиэк. – Дьок. СМУК-мастер, 2006.-348 с.
Фондовые, архивные материала краеведческого отдела ЭРМЭЦ
HYPER13PAGE HYPER15
6
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×