Образовательные квесты – как средство развития исследовательских умений детей | Ануфриенко Елизавета Владимировна. Работа №317547
Современное общество стремительно развивается и сегодня необходимо воспитывать ребенка, опираясь не только на педагогический опыт прошлых поколений, но и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, которые отвечают запросам современного общества. На сегодняшний день в дошкольной педагогике необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку реализовать свою инициативу и удовлетворить потребность в познании окружающего мира в доступной интересной форме. Образовательный процесс сегодня должен выстраиваться так, чтобы ребенок выступал не объектом, а субъектом, который может и должен влиять на педагогическую деятельность и, в таком случае, образование будет иметь личностную ценность для ребенка. Для того, чтобы субъектная позиция ребенка стала возможной, необходимо развивать его исследовательские умения.
К сожалению, в современном обществе дети чаще увлекаются гаджетами (игровые консоли, смартфон, компьютер и т.д.) и детскому саду тяжело соперничать с такими конкурентами. В таких реалиях, современному воспитателю нужно уметь строить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать ребенка. Педагогу необходимо использовать в своей деятельности не только традиционные методы и приёмы, но и новейшие технологии, методики, приёмы и средства. Помимо этого, нужно менять способ организации образовательной деятельности так, чтобы ребенок входил в такую деятельность как в игру, без отторжения. Одной из таких современных технологий является квест-технология, которая отвечает запросам современного общества.
Образовательные квесты – как средство развития исследовательских умений детей
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.
Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест − технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме.
В современной педагогике квест имеет особую значимость, это та актуальная технология, которая способствует эффективному развитию у ребенка исследовательских умений, которые особенно нужны ребенку дошкольного возраста для всестороннего развития его личности, что проявляется в процессах социализации, которая рассматривается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Через организацию активной проектной деятельности в ДОУ старшие дошкольники смогут создавать положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует их оптимальному напряжению физических и умственных сил, формированию потребности к приобретению новых знаний и умений самостоятельно.
Процесс обучения определяется стремлением педагогов активизировать исследовательскую активность старших дошкольников. Для развития исследовательских умений квест-технологии имеют достаточный потенциал. Поэтому рассмотрим образовательный квест с точки зрения влияния на исследовательские умения старших дошкольников.
Но в начале рассмотрим этимологию слова «квест». Слово «квест» в оригинале на английском языке «Quest» дословно переводится как «поиск» − то есть, достижение (поиск) цели сопровождается преодолимыми задачами.
Изначально квесты являлись одним из видов игр для компьютера. Такие игры строились на сюжете, где для перехода к следующей локации необходимо решить загадку. Каждая игровая загадка является ступенькой к главной итоговой цели. Загадки были самые разнообразные: активные, творческие, логические.
В педагогической сфере квесты начали использовать с 1995 года благодаря профессору университета Сан-Диего Берни Доджу, который предложил применять в педагогическом процессе поисковую систему, так для решения поставленной задачи подразумевалось прохождение промежуточных стадий, на каждой из которых нужно было выполнить какое-либо действие или же нахождение ключа для продолжения.
В реалиях дошкольной педагогики квест – это разновидность игровой деятельности, в процессе которой, дошкольник, согласно сюжетной линии, выполняет игровые задачи, требующие интеллектуального, творческого, нестандартного подхода. Сюжет в квесте может быть строго определён и предсказуем или же строиться таким образом, что действия и выбор ребенка непосредственно влияет на ход игры.
Квесты становятся актуальным инструментом в образовательном процессе, который способствует развитию исследовательских способностей детей в необычной и увлекательной форме и воспринимаются детьми как игра.
Главная цель квеста — ознакомление с новой информацией или же закрепление имеющихся знаний. Основным преимуществом является то, что это происходит в игровой форме и в занимательном виде способствует активизации исследовательских и интеллектуальных процессов у детей дошкольного возраста.
Согласно недавним исследованиям, с помощью квестов можно не только ознакомить ребенка с новой информацией, но отработать на практике исследовательские умения детей, а также развивать активность, инициативность и умение взаимодействовать детей в коллективе. Следовательно, квесты решают не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные.
В процессе проведения квеста с детьми дошкольного возраста, реализуются следующие задачи:
1) развивать интерес к предмету, творческие способности, воображение, поисковую активность;
2) формировать навыки исследовательской деятельности;
3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для успешной реализации этих задач в процессе планирования квеста, нежно руководствоваться принципами:
1) доступности заданий (они не должны быть чересчур сложными для ребёнка);
2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);
3) эмоциональной окрашенности заданий;
4) разумности по времени (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес до конца квеста);
5) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными).
Во время создания квеста для старших дошкольников нужно учитывать три основных правила:
1. игры должны быть безопасными;
2. вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
3. споры и конфликты надо решать только мирным путём.
При создании квеста нужно учитывать следующую структуру:
1. Создание маршрута квеста (маршрутный лист, карта-схема).
2. Выполнение интеллектуальных заданий.
3. Выполнение подвижных заданий (для восстановления умственной активности и профилактика утомляемости детей).
Образовательный квест имеет достаточный дидактический потенциал, так как нацелен на развитие исследовательских умений детей, но при этом реализуется в игровой форме, которая является актуальной формой для детей дошкольного возраста. Квест позволяет ребенку чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, а не объектом. Такая деятельность дошкольника способствует развитию практического опыта, инициативности и самостоятельности, которые необходимы для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.