Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Образовательные квесты – как средство развития исследовательских умений детей | Ануфриенко Елизавета Владимировна. Работа №317547

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современное общество стремительно развивается и сегодня необходимо воспитывать ребенка, опираясь не только на педагогический опыт прошлых поколений, но и внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, которые отвечают запросам современного общества. На сегодняшний день в дошкольной педагогике необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку реализовать свою инициативу и удовлетворить потребность в познании окружающего мира в доступной интересной форме. Образовательный процесс сегодня должен выстраиваться так, чтобы ребенок выступал не объектом, а субъектом, который может и должен влиять на педагогическую деятельность и, в таком случае, образование будет иметь личностную ценность для ребенка.  Для того, чтобы субъектная позиция ребенка стала возможной, необходимо развивать его исследовательские умения. 

К сожалению, в современном обществе дети чаще увлекаются гаджетами (игровые консоли, смартфон, компьютер и т.д.) и детскому саду тяжело соперничать с такими конкурентами. В таких реалиях, современному воспитателю нужно уметь строить образовательный процесс так, чтобы заинтересовать ребенка. Педагогу необходимо использовать в своей деятельности не только традиционные методы и приёмы, но и новейшие технологии, методики, приёмы и средства. Помимо этого, нужно менять способ организации образовательной деятельности так, чтобы ребенок входил в такую деятельность как в игру, без отторжения. Одной из таких современных технологий является квест-технология, которая отвечает запросам современного общества.

Образовательные квесты – как средство развития исследовательских умений детей

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.

Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме.

В современной педагогике квест имеет особую значимость, это та актуальная технология, которая способствует эффективному развитию у ребенка исследовательских умений, которые особенно нужны ребенку дошкольного возраста для всестороннего развития его личности, что проявляется в процессах социализации, которая рассматривается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Через организацию активной проектной деятельности в ДОУ старшие дошкольники смогут создавать положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует их оптимальному напряжению физических и умственных сил, формированию потребности к приобретению новых знаний и умений самостоятельно.

Процесс обучения определяется стремлением педагогов активизировать исследовательскую активность старших дошкольников. Для развития исследовательских умений квест-технологии имеют достаточный потенциал. Поэтому рассмотрим образовательный квест с точки зрения влияния на исследовательские умения старших дошкольников.

Но в начале рассмотрим этимологию слова «квест». Слово «квест» в оригинале на английском языке «Quest» дословно переводится как «поиск» то есть, достижение (поиск) цели сопровождается преодолимыми задачами.

Изначально квесты являлись одним из видов игр для компьютера. Такие игры строились на сюжете, где для перехода к следующей локации необходимо решить загадку. Каждая игровая загадка является ступенькой к главной итоговой цели. Загадки были самые разнообразные: активные, творческие, логические.

В педагогической сфере квесты начали использовать с 1995 года благодаря профессору университета Сан-Диего Берни Доджу, который предложил применять в педагогическом процессе поисковую систему, так для решения поставленной задачи подразумевалось прохождение промежуточных стадий, на каждой из которых нужно было выполнить какое-либо действие или же нахождение ключа для продолжения.

В реалиях дошкольной педагогики квест – это разновидность игровой деятельности, в процессе которой, дошкольник, согласно сюжетной линии, выполняет игровые задачи, требующие интеллектуального, творческого, нестандартного подхода. Сюжет в квесте может быть строго определён и предсказуем или же строиться таким образом, что действия и выбор ребенка непосредственно влияет на ход игры.

Квесты становятся актуальным инструментом в образовательном процессе, который способствует развитию исследовательских способностей детей в необычной и увлекательной форме и воспринимаются детьми как игра.

Главная цель квеста — ознакомление с новой информацией или же закрепление имеющихся знаний. Основным преимуществом является то, что это происходит в игровой форме и в занимательном виде способствует активизации исследовательских и интеллектуальных процессов у детей дошкольного возраста.

Согласно недавним исследованиям, с помощью квестов можно не только ознакомить ребенка с новой информацией, но отработать на практике исследовательские умения детей, а также развивать активность, инициативность и умение взаимодействовать детей в коллективе. Следовательно, квесты решают не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные.

В процессе проведения квеста с детьми дошкольного возраста, реализуются следующие задачи:

1) развивать интерес к предмету, творческие способности, воображение, поисковую активность;

2) формировать навыки исследовательской деятельности;

3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для успешной реализации этих задач в процессе планирования квеста, нежно руководствоваться принципами:

1) доступности заданий (они не должны быть чересчур сложными для ребёнка);

2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);

3) эмоциональной окрашенности заданий;

4) разумности по времени (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес до конца квеста);

5) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными).

Во время создания квеста для старших дошкольников нужно учитывать три основных правила:

1. игры должны быть безопасными;

2. вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

3. споры и конфликты надо решать только мирным путём.

При создании квеста нужно учитывать следующую структуру:

1. Создание маршрута квеста (маршрутный лист, карта-схема).

2. Выполнение интеллектуальных заданий.

3. Выполнение подвижных заданий (для восстановления умственной активности и профилактика утомляемости детей).

Образовательный квест имеет достаточный дидактический потенциал, так как нацелен на развитие исследовательских умений детей, но при этом реализуется в игровой форме, которая является актуальной формой для детей дошкольного возраста. Квест позволяет ребенку чувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, а не объектом. Такая деятельность дошкольника способствует развитию практического опыта, инициативности и самостоятельности, которые необходимы для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×