Образовательные технологии, используемые на уроках физкультуры. | Клопцова Марина Николаевна. Работа №313065
Образовательные технологии, используемые на уроках физкультуры.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами, моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учётом взаимодействия технических и человеческих ресурсов. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Образовательные технологии, используемые на уроках физкультуры.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами, моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учётом взаимодействия технических и человеческих ресурсов. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Технология — совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
А чем же отличаются образовательные и педагогические технологии? Различие педагогической и образовательной технологий основано на различии обучения и образования. Обучение предполагает внешнее воздействие на обучающегося, образование - это внутренний процесс усвоения поступающих знаний и информации. Образовательная технология основана на представлении о роли языка в развитии человека.
В.Сухомлинский говорил, что «успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Главные требования современного урока физкультуры – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. Это значит, что обязательно учитывается пол, возраст, состояния здоровья, физического развитие, двигательная подготовленность, а также особенности развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для ребят, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры и спорта. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре, а другому, с высоким уровнем подготовленности становится неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся на уроках физической культуры делятся на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Вот поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, а также оценки достижений. Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Технология дифференцированного физкультурного образования – это способ реализации содержания посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. А содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развитиям физических качеств, формированиям знаний, методическим умениям, технологиям образовательного процесса. Все то, что обеспечивает достижение физического совершенства.
Технология дифференцированного формирования знаний и умений предполагает:
-выявление уровней физической подготовленности с помощью тестов и нормативов ;
-деление содержания программы (согласно медицинским группам);
-дифференцированная оценка по физической и технической подготовленности обучающихся.
При оценке физической подготовленности считаю, что важно учитывать максимальный результат и прирост его. При этом индивидуальные достижения имеют приоритет.. При выставлении отметки по физической культуре идет учет и теоретических знаний, и техника выполнения двигательного действия, а также прилежание к уроку и умение осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность.
В.Н.Касаткин отмечал, что «успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приемов, форм и методов организации обучения, без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, дать необходимый багаж знаний, умений и навыков, которые необходимы для здорового образа жизни.
В здоровьесберегающие технологии входят:
-знакомство с результатами медицинских осмотров обучающихся;
-помощь родителям в построении здорового образа жизни;
-создание условий для заинтересованного отношения к учёбе;
-создание здорового психологического климата на уроках;
-учет возраста, пола обучающихся при проведении занятий по физической подготовке;
- состояние здоровья, уровень развития и подготовленности обучающихся;
-соблюдение необходимых условий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами на уроках физкультуры.
В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях обучающихся, нагрузки на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, правильном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительногоотношения к учебе. Рассмотрим несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, и конечно, разные методы и формы работы:
1. Медико-гигиенические технологии, , направленные на соблюдение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, а так же функционирование медицинского кабинета.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у ребят любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение обучающихся к исследовательской деятельности в сфере экологии. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье обучающихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д.
В своей работе мы стараемся привлекать ребят к занятиям физической культурой, к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях и других спортивных мероприятиях. Часто проводим лекции и беседы о здоровом образе жизни, ребята делают рефераты о вредных привычках, о влиянии физических упражнений на организм, даем тесты по видам спорта, дискутируем с ними по разным вопросам, связанных с физкультурой и спортом. В течение учебного года у нас проходит много спортивных мероприятий, как городского, так и областного масштаба, и, конечно, же проводим первенство техникума среди учебных групп по разным видам спорта. Вот таким образом, идет пропаганда спорта и вовлечения ребят в спортивные секции.
Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование и укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, а также стремление грамотно заботиться о своем здоровье.
Образовательная деятельность на основе ИКТ - открытое, но контролируемое пространство информационных источников, а так же информационная поддержка учебного процесса.
Эти образовательные технологии используют для подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), докладов, методических разработок. А так же:
-использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий,
-использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам (мониторинг физического развития обучающихся);
-использование возможности компьютерного тестирования;
-использование интернет-ресурсов для создания собственных презентаций к урокам ;
-использование сети интернет для активного поиска необходимой информации;
-для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях и дистанционного обучения;
-использование обучающимися для подготовки домашнего задания;
-для общения с коллегами и обмена опытом.
Использование широкого спектра вышеописанных образовательных технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов на уроках физической культуры.