Образовательные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы | Кушнарева Татьяна Кузьминична. Работа №349688. Номер работы: №349688
Концепция модернизации российского образования ориентирована на задачу достижения нового, современного качества образования. Сегодня от учителя требуется не только знание своего предмета, владение методикой преподавания, но и умение ориентироваться в современных образовательных технологиях, в информационном пространстве, обладать креативными способностями и аналитическими навыками.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, применяю технологию личностно-ориентированного обучения, метод проектов, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационную, игровую, развития критического мышления и здоровьесберегающую технологии.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Образовательные технологии, применяемые
на уроках русского языка и литературы
Концепция модернизации российского образования ориентирована на задачу достижения нового, современного качества образования. Сегодня от учителя требуется не только знание своего предмета, владение методикой преподавания, но и умение ориентироваться в современных образовательных технологиях, в информационном пространстве, обладать креативными способностями и аналитическими навыками.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, применяю технологию личностно-ориентированного обучения, метод проектов, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационную, игровую, развития критического мышления и здоровьесберегающую технологии.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
В таблице представлены используемые мной образовательные технологии, обоснован их выбор, раскрыта методическая и практическая результативность их применения.
Педагогические технологии
Обоснование выбора технологии
Методическая и практическая результативность применения технологии
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированный подход в обучении – это
методологическая основа ФГОС. Технология личностно-ориентированного обучения актуальна, так как она направлена на развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование саморазвивающейся личности. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности.
Цель личностно-ориентированного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей учащихся, раскрытие и развитие личности каждого ученика, его самобытных индивидуальных особенностей. Нам уроках стараюсь стимулировать учащихся
к самостоятельному поиску путей решения при выполнении заданий, также использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть опыт учащихся. При оценивании учащихся обращаю внимание не только на конечный результат деятельности, но и на процесс его достижения. Важным компонентом личностно-ориентированного урока является создание атмосферы сотрудничества, заинтересованности каждого ученика.
Технология проблемного обучения
Обоснованность её использования заключается в создании на уроках проблемных ситуаций, в ходе которых происходит активная самостоятельная деятельность учащихся по разрешению проблемы.
Сущность проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение выхода из этой ситуации. При этом учащиеся не получают готовые знания. Опираясь на свой опыт, они самостоятельно ищут способ разрешения проблемы. Проблемная ситуация заставляет учащихся рассуждать, искать выход, переживать успех от верно найденного решения.
На уроках русского языка и литературы используются следующие приёмы для создания проблемной ситуации:
- «яркое пятно» (сообщение темы урока через интересный интригующий материал, притчи, сказки, легенды, отрывки из художественных произведений, афоризмы, пословицы и т.д.);
- подводящий диалог;
- ситуация с «затруднением» (противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без нового материала);
- столкновение разных точек зрения по одному вопросу;
- задания с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
- задания с избыточными данными (найди лишнее);
- задания с заведомыми ошибками («лови ошибку»);
В результате такой работы происходит творческое овладение знаниями.
Метод проектов
Задачами обучения на современном этапе являются: формирование ключевых компетенций учащихся, развитие у школьников умения работать с различными источниками информации, умения планировать свою деятельность и анализировать результаты работы. Все эти задачи успешно решаются в рамках проектной деятельности.
Метод проектов использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность предусматривает элементы исследовательской работы, предоставляет возможность учащимся проявить свои таланты и творчество. Метод проектов часто используется в работе с краеведческим материалом.
Работая с различными источниками информации, с источниками и ресурсами сети Интернет, учащиеся учатся ориентироваться в информационном потоке, осваивают алгоритм поиска информации, выделяют главную и второстепенную информацию, учатся структурировать и оформлять собранный материал.
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
Применение ИКТ позволяет расширить информационное пространство, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание, разнообразить наглядное использование дидактических материалов, например, провести виртуальную экскурсию. Комплексное и грамотное использование ИКТдаёт возможность эффективно распределять время на уроке, реализовывать творческий потенциал.
В своей педагогической деятельности могу выделить следующие способы применения ИКТ:
1) мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (учебные презентации и видеоролики, электронные приложения к учебникам, фонохрестоматия);
2) контроль уровня знаний учащихся (тренажёры, интерактивные тесты, дидактические игры);
3) использование на уроках Интернет-ресурсов (ЭОРов, онлайн-словарей, онлайн-тестов, сервисов WEB2.0 -LearningApps.org и др).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это синтез проблемного и личностно-ориентированного обучения. Данная технология способствует развитию памяти, мышления учащихся, формирует у них познавательную активность и самостоятельность.
На уроках используются приемы технологии РКМЧП: составление кластера, «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей, понятий», «Чтение с остановками», «Синквейн» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют на уроке равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками и паузами, определять время подачи учебного материала, дозировать его объём, нормативно применять технические и электронные средства обучения.
Целью использования здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья учащихся, формирование у них необходимых знаний и навыков ЗОЖ, умения применять полученные знания в повседневной жизни.
В своей работе следую принципам здоровьесбережения:
- обоснованность применения методов, приёмов и средств обучения;
- учёт психологического состояния учащихся;
- систематичность работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- соответствие содержания и уровня сложности учебного материала, его объёма возрасту учащихся;
- активное включение учащихся в процесс обучения с целью снижения риска переутомления;
- создание ситуации успеха для каждого ученика.
Игровая технология
Игра не только расширяет кругозор, развивают познавательную деятельность, но и формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Использую игровую технологию, как на уроках, так и при организации внеклассной работы по предметам. Игра тесно связана с учебным процессом, способствует повышению интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы. Также игра способствуют снятию физического и психологического напряжения учащихся.
Цель игровой технологии – создание условий для проявления познавательной активности учащихся. На уроках русского языка и литературы игра способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она
решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности.
При использовании игровых технологий на уроках я соблюдаю условия:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- учет возрастных особенностей учащихся;
умеренность в использовании игр на уроках.
Проводятся уроки в игровой форме (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН), также используется при организации внеклассной работы (интеллектуальные викторины, литературные игры и т.д.)
Использование разнообразных современных педагогических технологий даёт возможность продуктивно использовать учебное время, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы, добиваться хороших результатов работы, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание обучающихся самосовершенствоваться.