Образовательные технологии в развитии речи детей среднего возраста | Гогонова Мария Рустамовна. Работа №336255
«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
в предметно – развивающей среде».
Воспитатель Гогонова М.Р.
Возраст 4 – 5 лет называют возрастом «почемучек». Дети очень пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы.
В данном возрасте дошкольники начинают овладевать монологической речью, они пытаются связно рассказывать о событиях собственной жизни, описывать животных или игрушки, пересказывать текст, рассказывать по картинкам.
Поэтому в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста мы используем такие приёмы, как: - рассказывание по картинке,
- рассказывание по серии картинок,
- составление описательного рассказа об игрушке,
- чтение потешек, загадок, пословиц.
Например: для составления рассказа о каком-то времени года мы использовали схемы - алгоритмы
«осень», «зима», «весна»
Для развития связной речи могут также использоваться предметные картинки, показываем опорную карточку – схему (цвет, величина, вкус и т.д.)
Для развития связной речи ребёнку необходимо овладеть словарным запасом, пониманием смысла того или иного слова. К 4 годам дети в своей речи способны усвоить слова – понятия. Помочь усвоить эти обобщения может лото «Назови одним словом»
Оно состоит из больших карт, на которых нарисованы предметы, относящиеся к одной группе: одежда, посуда, фрукты, овощи, животные…. И маленькие карточки с изображением этих предметов. С помощью этого лото можно играть в несколько игр «Родовые понятия», «Подбери пару».
Д/и «Почемучка» расширит кругозор детей и словарный запас, «Что не так?» и «Выбираем противоположности» игры на умение подбирать слова – антонимы. «Чудо – узоры» - на умение сравнивать, обобщать, классифицировать. П/и «Высокий-низкий», «Тяжёлый-лёгкий», «Тепло-холодно» - на антонимы.
Развитию связной речи и обогащению словаря также способствует игра «Театр сказок». Она представляет собой персонажей настольного театра.
Дети собирают фигурки настольного театра, называют персонажей, пересказывают сказку, проигрывают её по ролям, упражняются в звукоподражании, у них развивается фразовая речь, так как в сказках много повторений.
В группе в центре коллекционирования имеется коллекция разных тканей. С ними мы играем в д/и «Ателье». Дети называют ткань, её свойства, цвет, толщину.
Словесные игры для обогащения словаря: «Какой?» Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Мяч какой?» - большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный… «Деревья какие?» - тенистые, высокие , стройные, зелёные, цветущие, фруктовые, низкие, голые…. «Шарф какой?», «Котёнок какой?»
«Что могут делать?» - игра увеличивает запас глаголов. Что могут делать руки? – мыть, шить, рисовать, нести, писать, мять, хлопать…
«Слова-товарищи» на подбор синонимов. Холодный – ледяной, морозный, студёный, Умный – мудрый, толковый, сообразительный, врач – доктор, лекарь…
Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Для её развития мы используем различные пальчиковые игры – картотека пальчиковых игр.
Процесс словообразования в данном возрасте ещё не закончился, в речи детей встречаются ошибки в употреблении того или иного суффикса .
Помочь в этом могут следующие приёмы:
- совместное прочтение текста, содержащих пиктограммы (текст с картинками). Воспитатель читает текст, дети называют картинку («Курочка Ряба»).
- Игра «Фруктовое варенье». Используются карточки, дети учатся образовывать прилагательные.
- игра «Большой – маленький». Надо подобрать уменьшительно-ласкательные слова к другим словам: мяч, флаг, стол, банка, гвоздь, река, лиса, шапка…
Для развития грамматического строя речи мы предлагаем использовать различные дидактические игры:
- «Что где находится?» - развитие умения употреблять предлоги, развитие пространственных отношений, зрительного восприятия и произвольного внимания.
«Назови, что видишь» - ведущий называет признак предмета, дети образовывают прилагательные. Например, деревянный (пол, кровать, полка..)
«Что я делал не скажу, лучше я вам покажу». Перед детьми игрушки и предметы. 1 ребёнок показывает действие, остальные описывают эти действия.
У средних дошкольников ещё существуют проблемы со звукопроизношением. Чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произнесению звуков мы используем артикуляционную гимнастику (картотека).
Для отработки звуков – чистоговорки. Например: са-са-са-на траве роса,
Сы-сы-сы – нет уже росы,
Су-су-су – мы видели лису,
Со-со-со – у машины колесо.
7.Развить фонематический слух поможет игра «У кого такая картинка?».
У детей по несколько пар сходных картинок (коса – коза. Бочка – почка, тачка – дачка, шар – жар…), они учатся различать на слух слова, отличающиеся одним звуком.
«Чудесные превращения» - взрослый называет слово, значение которого можно изменить, поменяв 1 звук в нём. Например, мишку превратить в миску, поменяв звуки.
Крыса – крыша
Тачка – точка
Уши – ужи
Кожа – кора
Башня – пашня
Бурка – булка
Лиза – лиса
Уточка – удочка
Речевое дыхание развивается в играх «Кораблики». Бумажный кораблик двигается в тазике с водой, если ребёнок дует на него, вытягивая губы трубочкой, при этом надо следить , чтобы дети не надували щёки.
Можно дуть с произнесением различных звуков: «ф» - кораблик двигается плавно, «п» - рывками.
Природный материал может использоваться для развития речевого дыхания (семена, листья).
К 5 годам становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком (начало звукового анализа слова).
Выделить звук из слова помогут игры с сюжетными картинками. Например «Кто самый внимательный?». На картинке нарисованы предметы со звуками –с-, -з-, -ц- (дом с крыльцом, собака, сад, берёза с гнездом, сорока, огород, редис, капуста, забор, девочка с корзиной арбузов). Выиграет тот, кто назовёт больше слов с заданным звуком.
Для другой игры подойдёт любое лото. «Звуки спрятались»
У детей – большие карты. Ведущий говорит, что звуки спрятались в разные слова и предлагает найти их в названиях картинок. Дети называют слова, голосом выделяя нужный звук. Правильно названная картинка закрывается фишкой. Выигрывает тот, кто закрыл фишками всю карточку.
Таким образом, к концу среднего возраста дети должны овладеть умением составлять небольшой рассказ о предметах и явлениях. Употреблять в речи синонимы, антонимы, образовывать слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница), выделять первый звук в слове, в речи уже присутствует описание и повествование.
«Эффективное использование образовательных технологий в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
в предметно – развивающей среде».
Воспитатель Гогонова М.Р.
Возраст 4 – 5 лет называют возрастом «почемучек». Дети очень пытливы, задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы.
В данном возрасте дошкольники начинают овладевать монологической речью, они пытаются связно рассказывать о событиях собственной жизни, описывать животных или игрушки, пересказывать текст, рассказывать по картинкам.
Поэтому в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста мы используем такие приёмы, как: - рассказывание по картинке,
- рассказывание по серии картинок,
- составление описательного рассказа об игрушке,
- чтение потешек, загадок, пословиц.
Например: для составления рассказа о каком-то времени года мы использовали схемы - алгоритмы
«осень», «зима», «весна»
Для развития связной речи могут также использоваться предметные картинки, показываем опорную карточку – схему (цвет, величина, вкус и т.д.)
Для развития связной речи ребёнку необходимо овладеть словарным запасом, пониманием смысла того или иного слова. К 4 годам дети в своей речи способны усвоить слова – понятия. Помочь усвоить эти обобщения может лото «Назови одним словом»
Оно состоит из больших карт, на которых нарисованы предметы, относящиеся к одной группе: одежда, посуда, фрукты, овощи, животные…. И маленькие карточки с изображением этих предметов. С помощью этого лото можно играть в несколько игр «Родовые понятия», «Подбери пару».
Д/и «Почемучка» расширит кругозор детей и словарный запас, «Что не так?» и «Выбираем противоположности» игры на умение подбирать слова – антонимы. «Чудо – узоры» - на умение сравнивать, обобщать, классифицировать. П/и «Высокий-низкий», «Тяжёлый-лёгкий», «Тепло-холодно» - на антонимы.
Развитию связной речи и обогащению словаря также способствует игра «Театр сказок». Она представляет собой персонажей настольного театра.
Дети собирают фигурки настольного театра, называют персонажей, пересказывают сказку, проигрывают её по ролям, упражняются в звукоподражании, у них развивается фразовая речь, так как в сказках много повторений.
В группе в центре коллекционирования имеется коллекция разных тканей. С ними мы играем в д/и «Ателье». Дети называют ткань, её свойства, цвет, толщину.
Словесные игры для обогащения словаря: «Какой?» Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Мяч какой?» - большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный… «Деревья какие?» - тенистые, высокие , стройные, зелёные, цветущие, фруктовые, низкие, голые…. «Шарф какой?», «Котёнок какой?»
«Что могут делать?» - игра увеличивает запас глаголов. Что могут делать руки? – мыть, шить, рисовать, нести, писать, мять, хлопать…
«Слова-товарищи» на подбор синонимов. Холодный – ледяной, морозный, студёный, Умный – мудрый, толковый, сообразительный, врач – доктор, лекарь…
Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Для её развития мы используем различные пальчиковые игры – картотека пальчиковых игр.
Процесс словообразования в данном возрасте ещё не закончился, в речи детей встречаются ошибки в употреблении того или иного суффикса .
Помочь в этом могут следующие приёмы:
- совместное прочтение текста, содержащих пиктограммы (текст с картинками). Воспитатель читает текст, дети называют картинку («Курочка Ряба»).
- Игра «Фруктовое варенье». Используются карточки, дети учатся образовывать прилагательные.
- игра «Большой – маленький». Надо подобрать уменьшительно-ласкательные слова к другим словам: мяч, флаг, стол, банка, гвоздь, река, лиса, шапка…
Для развития грамматического строя речи мы предлагаем использовать различные дидактические игры:
- «Что где находится?» - развитие умения употреблять предлоги, развитие пространственных отношений, зрительного восприятия и произвольного внимания.
«Назови, что видишь» - ведущий называет признак предмета, дети образовывают прилагательные. Например, деревянный (пол, кровать, полка..)
«Что я делал не скажу, лучше я вам покажу». Перед детьми игрушки и предметы. 1 ребёнок показывает действие, остальные описывают эти действия.
У средних дошкольников ещё существуют проблемы со звукопроизношением. Чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произнесению звуков мы используем артикуляционную гимнастику (картотека).
Для отработки звуков – чистоговорки. Например: са-са-са-на траве роса,
Сы-сы-сы – нет уже росы,
Су-су-су – мы видели лису,
Со-со-со – у машины колесо.
7.Развить фонематический слух поможет игра «У кого такая картинка?».
У детей по несколько пар сходных картинок (коса – коза. Бочка – почка, тачка – дачка, шар – жар…), они учатся различать на слух слова, отличающиеся одним звуком.
«Чудесные превращения» - взрослый называет слово, значение которого можно изменить, поменяв 1 звук в нём. Например, мишку превратить в миску, поменяв звуки.
Крыса – крыша
Тачка – точка
Уши – ужи
Кожа – кора
Башня – пашня
Бурка – булка
Лиза – лиса
Уточка – удочка
Речевое дыхание развивается в играх «Кораблики». Бумажный кораблик двигается в тазике с водой, если ребёнок дует на него, вытягивая губы трубочкой, при этом надо следить , чтобы дети не надували щёки.
Можно дуть с произнесением различных звуков: «ф» - кораблик двигается плавно, «п» - рывками.
Природный материал может использоваться для развития речевого дыхания (семена, листья).
К 5 годам становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком (начало звукового анализа слова).
Выделить звук из слова помогут игры с сюжетными картинками. Например «Кто самый внимательный?». На картинке нарисованы предметы со звуками –с-, -з-, -ц- (дом с крыльцом, собака, сад, берёза с гнездом, сорока, огород, редис, капуста, забор, девочка с корзиной арбузов). Выиграет тот, кто назовёт больше слов с заданным звуком.
Для другой игры подойдёт любое лото. «Звуки спрятались»
У детей – большие карты. Ведущий говорит, что звуки спрятались в разные слова и предлагает найти их в названиях картинок. Дети называют слова, голосом выделяя нужный звук. Правильно названная картинка закрывается фишкой. Выигрывает тот, кто закрыл фишками всю карточку.
Таким образом, к концу среднего возраста дети должны овладеть умением составлять небольшой рассказ о предметах и явлениях. Употреблять в речи синонимы, антонимы, образовывать слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница), выделять первый звук в слове, в речи уже присутствует описание и повествование.