образовательный чата-бот в учебной деятельности на уроках информатики | лилиана Ивановна шевелева. Работа №308667
Аннотация. Использование чат-бота показывает на практике во всех сферах работы от электронной до промышленности и сферы образования. В представленном исследовании мы выделим одни важные особенности использования чат-ботов в учебной работе на уроках информатики, что позволит нам определить главные преимущества и проблемы их использования, а также сформировать общие рекомендации, которые нацелены на увеличение эффективности их использования в учебном процессе.
Ключевые слова: образование, чат-бот, современные технологии, цифровизация общества.
Методика применения цифрового образовательного чата-бота в учебной деятельности на уроках информатики.
Аннотация. Использование чат-бота показывает на практике во всех сферах работы от электронной до промышленности и сферы образования. В представленном исследовании мы выделим одни важные особенности использования чат-ботов в учебной работе на уроках информатики, что позволит нам определить главные преимущества и проблемы их использования, а также сформировать общие рекомендации, которые нацелены на увеличение эффективности их использования в учебном процессе [2].
Кроме того в статье рассмотрены перспективы и теоретические основы уместности и результативности использования чат-ботов в образовательном процессе, выступающего в качестве инструмента, позволяющего усовершенствовать взаимодействие между педагогами и учениками в части организационных и методических вопросов.
Ключевые слова: образование, чат-бот, современные технологии, цифровизация общества.
Всеобщей цифровизацией создаются новые технологии и сервисы, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе и которые станут интересны представителям молодых поколений. В последние годы актуальной тенденцией в IT-индустрии стало развитие чат-ботов, которые имеют настолько очень немалые возможности в применении, что, как полагают специалисты, в будущем заменят собой множество приложений [1, c.93].
Чат-бот (от англ. chat – болтать, bot – робот) – это компьютерная программа, которая может «общаться» с человеком на обычном языке с помощью текста или голоса, взаимодействие с которой осуществляется через простой, интуитивно понятный интерфейс.
Имеется два вида чат-ботов:
1. Которые основаны на наборе правил и заранее заданных и вписанных в программу алгоритмов реагирования на запросы пользователя. Эти чат-боты выступают самыми простыми и имеют существенные ограничения в использовании;
2. Которые основаны на принципах машинного обучения (методах искусственного интеллекта, позволяющего компьютерной программе самостоятельно обучаться, решая множество сходных задач в процессе взаимодействия с человеком). На рисунке 1 представим главные сферы использования чат-ботов.
Сбор и обработка аналитических данных по заданной пользовательской теме
ОбразованиеОказание развлекательных услуг
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАТ-БОТОВВывод любой информации по ключевым словам
Любые сообщения и ответы бота на ваш выбор
Работа с любыми CMS и базами данных
Рисунок 1.Сферы применения чат-ботов.
Процесс взаимодействия между человеком и чат-ботом может происходить по-разному в зависимости от коммуникационного интерфейса. Можно представить три главных типа чат-ботов [3]:
На
базе
chatterboxes
:
взаимодействие
осуществляется
через
текстовые
входы
и
выходы
или
голосовые
входы
и
выходы.
При
обработке
естественного
языка
письменный
текст
может
стать
устным
и
напротив
,
что
открывает
коммуникативные
возможности
во
взаимодействии
человека
и
чат-бота
.
Воплощенные
разговорные
агенты:
интерфейс
представлен
формой
тела
или
лица
в
виде
аватара
,
который
взаимодействует
с
пользователем
и
который
может
содержать
аудио,
текст
и
другие
аудиовизуальные
и
мультимедийные
ресурсы
представления
информации.
Физический:
существует
третий
тип
чат-бота
,
который
находится
в
форме
физического
робота,
будь
то
гуманоид
или
другой.
Вначале чат-боты были представлены лишь через письменный текст, но они эволюционировали и сейчас включают в себя возможности распознавания и устного выражения, а также обнаружения эмоциональных состояний.
Одной из сегодняшних сфер использования чат-ботов представляет собой образование и уже создано и применяется множество чат-ботов, которые способствуют получению и закреплению информации, а также проверке их усвоения.
Обучение — это реляционный акт, который основан на общении и взаимодействии, и чат-боты обладают большим образовательным потенциалом именно благодаря своей коммуникативной способности через естественный язык [4].
Инкорпорации чат-ботов в образование должно предшествовать предварительное осмысление, вне зависимости от того, представляет собой ли его цель образовательной или нет. Для обеспечения функциональности, осуществимости и масштабируемости в рамках этого учреждения нужны институциональные и организационные обсуждения. Важно подчеркнуть, что включение чат-ботов не заменит педагогической структуры или администрацию, но он может взять на себя одни из их задач, чтобы дополнить их работу и оказать им помощь.
В области образования чат-боты используются экспериментально, уже действуют платформы, на которых можно создать личного чат-бота без каких-либо знаний программирования. Но еще стоит выяснить, как они приспосабливаются к любой ситуации, как их понимают и оценивают обучающиеся, преподаватели, администрация и обслуживающий персонал.
Примером приложения, которое помогает создать чат-бот для образования, является SnatchBot. Это бесплатный инструмент, и он имеет интерфейс, который не требует навыков написания программ. Его функция будет определяться намерением его создателя: либо отвечать на информационные запросы (часто задаваемые вопросы), либо выступать в качестве преподавателя для обучения понятиям и процедурам.
Примеры чат-ботов, которые применяются в образовательной среде.
Выделим некоторые чат-боты, которые используются в образовательных целях.
Ani
Разработан для обучения и способный заменить определенные задачи учителей, его цель заключается в том, чтобы обеспечить личное обучение и наставничество, которое помогает ученикам проявлять целеустремленность и вовлеченность. Он включает в себя элементы мотивации, оценки и немедленной обратной связи, а также способность адаптироваться к потребностям пользователя с помощью автоматических алгоритмов обучения. Он также включает в себя репетиторский курс изучения английского языка.
Better
Сейчас на этапе апробации в Вузе Оберта-де-Каталония Better — это физический робот, который оказывает помощь студентам. Он способен взаимодействовать с учащимися, расходуя световые сигналы, звуковые сообщения (стимулирующие и разочаровывающие звуки и фразы) или движения, чтобы помочь им контролировать свой прогресс в обучении. Это означает новый способ коммуникации между кампусом и студентом, и он функционирует как когнитивная технология обучения.
CEU
С 2017 года бот на базе Microsoft Azure применяется для наставничества обучающихся и быстрого ответа на запросы с непрерывной доступностью. В настоящее время он выступает в качестве индивидуального помощника для ответа на административные запросы, но цель заключается в том, чтобы осуществить его более активным в будущем, которые способны планировать поведение обучающихся и консультировать их на протяжении всего процесса обучения.
CourseQ
Разработан в Корнельском вузе (США), он может интегрироваться с LMS и виртуальными учебными средами, такими как Moodle. Функции чат-бота включают в себя получение информации для учителей и обучающихся, а также предоставление напоминаний о датах подачи заявок, расписаниях, материалах и событиях. Он основан на текстовых сообщениях из информации, которой делятся преподаватели
Differ
Используется в норвежской бизнес-школе BI, он способен создавать сообщества, которые объединяют обучающихся в сходных обстоятельствах. Он публикует соответствующие сообщения, а также напоминания с целью увеличение приверженности и вовлеченности, а также создания пространства, где студенты не чувствуют себя осужденными по причине вопросов, которые они задают.
Таким образом, чат-бот является очень полезным методом в организации образовательного процесса, а также занимательным и удобным в применении как для обучающихся, так и для учителей. Кроме всего прочего, он отвечает запросам представителей молодого поколения, получающих знания в условиях цифровизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально- креативной деятельности персонала современной организации / Н.Л. Синева, Е.В. Яшкова // Науковедение, 2015. – № 5 (30). – С. 90–94.
2. Почему миру нужны чат-боты / [Электронный ресурс] URL: https://iq.intel.ru/why_do_we_need_chatbots/ (дата обращения: 19.04.2020).
3. GISMETEO.ICQ / [Электронный ресурс] URL: http://icqrus.com/news/211.html (дата обращения: 19.04.2020).
4. How Chаtbоts Can Hеlp With Lеаrning / [Электронный ресурс] URL: https://education.uic.edu/academics-аdmissions/studеnt-life/how-chаtbots-can-helplearning (дата обращения: 11.04.2020).