Статья "Образы симфонической музыки. Г.Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "Метель". Автор: Нагаева Ирина Владимировна

Автор: Нагаева Ирина Владимировна
Данная публикация- конспект урока в 6 классе "Образы симфонической музыки", где на примере музыки Г.Свиридова "Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель", ракрывается  роль симфонического оркестра в создании ярких музыкальных образов.


Автор: Нагаева Ирина Владимировна

Урок музыки в 6 классе.

Тема:     «Образы симфонической музыки.   Г. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

                        

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.

ЗАДАЧИ:

- познакомиться с историей создания произведения;

- выявить тембры инструментов симфонического оркестра; определить их роль в создании музыкальных образов

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

Планируемые результаты обучения:  Личностные, предметные, метапредметные.

-Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую  музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

-Учить воспринимать и понимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу, художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

-Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

Пьесы «Тройка» и «Романс» из  музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», песня О.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

                                                           ХОД  УРОКА:

Организационный момент .(1

мин)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас  хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.  Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

II. Основная часть  (30мин)

1.Ребята, перед вами портрет известного вам композитора. Назовите его фамилию. Ответ учащихся: Георгий Свиридов; и русского поэта и писателя - учащиеся называют фамилию: А. С. Пушкин. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

      (рассуждения детей)

- Понятно, что они создали, что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в 20-м веке. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.  А вот, что за  музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу, об этом я вам  кратко расскажу.

2.    

- В 1964 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.  Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Как вы думаете, в каких жанрах? Ответы учащихся: песня, романсы, арии, кантаты.  

- Правильно. А ещё Свиридов любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

 

3.А сейчас отправимся в 1830г.

  (дети – «К   А.С. Пушкину?»)

- Да, в золотую пору его творчества, названной позднее «Болдинской осенью». В эту пору Пушкин написал большое количество гениальных произведений в разных жанрах, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина». - Образец великолепной лаконичной и ясной прозы – повесть «Метель». Она представляет собой рассказ о провинциальной девушке Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и, потому, неприемлемым для своих родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек. 

А.С. Пушкин не случайно так  назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

 Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше.

 Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

 Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

4 .

В 1964 году Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Композитор исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века. Какие музыкальные жанры были популярны в ту эпоху? Ответы учащихся: вальс, марш, романс. Да, правильно. Поэтому у Свиридова в «Музыкальных иллюстрациях» есть и вальсовые, и маршевые, и романсные интонации. В одной из пьес слышится перезвон бубенцов.

Но эти простые, подчас наивные интонации , использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову, настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести. 1.Тройка; 2.Вальс;3.Весна и осень;4.Романс; 5.Пастораль;6.Военный марш;7.Венчание;8.Отзвуки вальса;9.Зимняя дорога.

-Давайте вспомним, что такое «сюита»? – ответы детей: произведение, состоящее из нескольких частей. Запишем в тетрадь определение этого муз. жанра. Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей.

 -А  что такое иллюстрации?- ответы детей: рисунок, картинка. Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства. Художественная иллюстрация, это  картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.  (дети рассуждают и приходят к единому мнению)

- Да, это картина, которую рисует музыка; её можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

5 . Работа с произведением.

 -Итак, мы подошли вплотную к самой музыке. Давайте послушаем первую пьесу, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;  с помощью, каких средств музыкальной выразительности ( элементов муз. языка) симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы?  

- Если мы говорим об образах и о том, как музыка симфонического оркестра помогает их раскрыть, значит, тема нашего урока?

                (рассуждения детей)

- Немного подкорректирую ваши  высказывания. Тема нашего урока -  «Образы симфонической музыки». Запишите в тетради.

-А теперь, слушаем музыку. Далее интонирование, зарисовка.

                (учащиеся  выполняют поставленную задачу)

- Закончили. Ребята, картинка нарисовалась? Зачитывайте, что у вас получилось.

                (учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)

- А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

                («в споре рождается истина…»)

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята,  почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».                                       

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

                (дети отвечают)

-  Как вы думаете, ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?

                (учащиеся рассуждают)

- Да, не только… Вы говорите о чувствах тревоги, печали, раздолья.… А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а именно эта черта характера. Ещё раз прослушаем эту пьесу и попытаемся определить,  как с помощью инструментов симфонического оркестра композитор раскрыл образ русской души и характер русского человека.  Вы чувствуете,  что мы приблизились вплотную к достижению нашей цели? Итак, слушаем пьесу «Тройка», комментируем вместе со мной ,  какие инструменты звучат, как и для чего.

                (звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

-  Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека!!! Сквозь метель!!! Сквозь пургу!!! И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она -  русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету, и, затем, её подхватывает фагот, наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

                (музыка закончилась)

Сейчас прозвучит ещё одна музыкальная иллюстрация, а вы должны определить её название (звучит начало романса) ответы детей

Да, эта иллюстрация называется «Романс». Ребята, вспомните, пел кто-нибудь из героев этой повести романсы? (ответы детей- нет.) Тогда почему же Свиридов вводит в свой цикл романс без слов? ( ответы детей) Сейчас прозвучит « Романс»- вам нужно определить :1.Музыкальные портреты каких героев рисует музыка Свиридова; 2. Определить форму произведения и какие муз. инструменты солировали в каждой части? Сделайте в тетради краткую запись в виде таблицы

Название части

Солирующие инструменты

 

 

 

 

 

Ребята, «Романс в муз. иллюстрациях - это воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимира, мечты о несостоявшемся счастье или…?

-Ответы учащихся…

III.Итог(5 мин)

Мы вместе  разобрали музыку  пьес и достигли цели нашего урока:  На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» рассмотрели возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом инструменте, возможно, было бы так глубоко  раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

                (ответы детей)

-  Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание  более яркое, мощное. И, соответственно,  исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

        Ну, что, ребята, справились мы  с вами с поставленной задачей? Конечно,  справились.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем  вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке. В заключении я предлагаю познакомиться с новой песней и спеть её с нашими гостями (слова песни раздаются гостям). Дети смотрят видео, где автор исполняет свою песню: О.Митяев «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а затем исполняют её . (4 мин.)

За работу на уроке учащиеся сами оценивают себя.

А теперь всего доброго. До новых встреч!

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x