Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Общая характеристика птиц. Приспособленность к полету.Лабораторная работа "Изучение перьевого покрова птиц" | Самохина Галина Петровна. Работа №363895

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На данном уроке учащийся знакомиться  с характеристикой птиц. Раскрывают  особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.Изучают строение перьев.Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.Продолжут  обучение  приемам самостоятельной учебной деятельности

Тема: Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Приспособления птиц к полёту. Лабораторная работа №18

«Изучение перьевого покрова птиц»

Цели урока:

 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

 Задачи:

1.  Изучить строение перьев.

2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Проговариваю слова

ЖЕЛАЮ – (большой )

УСПЕХА – ( указательный)

БОЛЬШОГО ( средний)

ВСЕГДА – ( безымянный)

И ВО ВСЕМ- ( мизинец)

Здравствуйте! ( всей ладонью)

 2. Проблемная ситуация и актуализация знаний 

   На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся.

- К какому типу относится класс Пресмыкающихся?  (Хордовые)

- Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? 

- Что общего у  всех представителей типа Хордовые?  (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)

  - Назовите представителей каждого класса .  

Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.

- задание ВПР

Вставьте пропущенные слова

Пресмыкающиеся большей частью обитатели______, некоторые представители приспособились к жизни в ______. Конечности пресмыкающихся расположены по бокам ______. Передние и задние конечности имеют по ______ пальцев. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми ______ Дышат пресмыкающиеся только ______.Оплодотворение пресмыкающихся ______, развитие - ______. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери ______.

Список слов: 1.Вода 2.Суша 3.Щитки 4. Внутреннее 5. Прямое 6.5 7.Влага 8.Тела 9.Легкими .(для программы 7 вида подсказки)

Ответы; 2,1,8.6,3.9,4,5,7 (слайд 2) (ставим баллы)

-Какие приспособления имеются у пресмыкающихся к жизни на суше

- Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)

- Почему? (  Рыбы  приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)

  - А что    общего у представителей изученных нами классов  ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

-А , есть организмы у которых постоянная температура тела

3. Мотивация. Целеполагание.

Обратите внимание на слова китайского философа Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота» Как вы поняли, сегодня мы с вами приступаем к изучению, пожалуй, самого удивительного класса, Класса Птицы. (слайд 3)

Тема: Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Приспособления птиц к полёту. (слайд 4)

- Что мы уже знаем о птицах

- Что нам предстоит узнать?

- В чем красота птиц

Целеполагание. (слайд 5)

4. Изучение новой темы

  Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.(слайд 5-6)

1)Общая характеристика класса Птицы

Работа с текстом.

- найдите признаки, характерные для класса Птицы. Запишем их в тетради.

1.Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.

2.Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.

3.Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.

4. Передние конечности превращены в крылья

5.Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ).

- Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки

Я предлагаю вам послушать   монолог Катерины  из произведения Н.Островского «Гроза»

Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.

«…Отчего люди не летают? 
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»  
-  Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы.    Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? Конечно же приспособленность птиц к полету.

  Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

Выясним приспособление к полету во внешнем строении птиц.

2)Внешнее строение(презентация)

Работа с рисунком (слайд 7-9)

Вывод; компактное туловище яйцеобразной формы, легко обтекаемое воздухом. Зубов нет

Есть клюв. Есть крылья

3)Изучение перьевого покрова. Лабораторная работа

Цель работы:

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые

- Составить схему классификации перьев   в тетради .(для программы 7 вида подсказки)

- Какое значение каждое из перьев .(слайд 10, 11)

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

Физминутка: под музыку. Закройте все на секунду глаза, расслабьтесь, представьте себя птицами, вы парите над Землёй высоко в небесах, легко и непринуждённо парите над просторами воды и суши. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок. Открываем глаза, продолжаем выполнять лабораторную работу. (самостоятельно)

1).Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его. (слйд12- 13)

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

Вывод:……

3. Опустите    перо в стакан с водой   (перо не намокло.)

 Вывод: ………  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (Внутри перо пустое:

Вывод : …..

2)  На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

Вывод :

Перо состоит из ________________, ____________________,____________________.

Оно легкое, в воде не_____________ и полое внутри.

Сообщение «Самые быстрые птицы» (Хакимов А ,7 вид)

5..Закрепление

Вопросы:

1. Единственная железа у птиц, которая находится у основания хвоста. (копчиковая железа)

2. Какую роль играют контурные перья на теле птиц? (защищают тело птицы и делают его более обтекаемым)

3. Из чего состоит контурное перо? (роговой стержень и мягкие упругие опахала)

4. Какие перья играют главную роль в полете? (маховые и рулевые)

5. Каково значение интенсивного обмена веществ у птиц? (теплокровные)

6. К чему привело исчезновение зубов у птиц? (облегчение скелета головы)

6.Д.з п 44 Творческие задания: (слайд14)

1.Какие птицы и почему утратили способность к полету?

2.Почему птицы не падают с ветвей во время сна?

 

 7. Подведение итогов и рефлексия

Почему птицы летают? (слайд15)

1.Превращение передних конечностей в крылья;

Перьевой покров, обеспечивающий телу обтекаемую форму, лёгкость конструкции и теплоизоляцию

А теперь давайте подведем итоги, проанализируем и оценим свою работу на уроке (слайд 16)

Уровень самооценки работы на уроке:

1уровень: Орёл

2уровень: Воробей

3уровень: Страус

«Черный ящик»

- человек в своих изобретениях многое скопировал у природы. (обращает внимание на чёрный ящик (в нём спрятана застежка – молния))

В черном ящике находится аналог птичьего пера, нашедшего применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этого изобретения - американец В.Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г пять патентов на ее изобретение.

- Какой аналог птичьего пера находится в «Черном ящике»?

Что общего между пером и застежкой молнией

 

А где в жизни используются перья?

Приводят примеры из жизненного опыта:

1) Свойство пуха удерживать тепло используют для изготовления подушек и одеял;

2) Твёрдость ствола и очина пера дают возможность изготовить из него чернильную ручку. Интересно, что та часть пера, которую срезают ножом при заточке, называется очином (от слова очинить);

3) Зная водоотталкивающие свойства пера и его лёгкость, из него легко изготовить поплавок для рыбалки;

4) С незапамятных времён люди использовали перья для украшения шляп, причёсок, одежды, поделок из природных материалов.

 

 

Общее между пером и застёжкой-молнией заключается в их устройстве: птичье перо имеет соединения, похожие на соединения застёжки-молнии, но разглядеть их можно только под микроскопом.Перо состоит из стержня (ствола), от которого отходят ряды нитей (бородки), которые плотно соединяются между собой. Бородки напоминают застёжку-молнию, так как сцепляются благодаря маленьким крючкам.

 

Самые быстрые птицы.

Сапсан

Скорость полёта при пикировании до 322 км в час.Является одновременно самым быстрым животным на планете и самой распространенной хищной птицей. Обладает отличным зрением и молниеносной реакцией. Беркут

Скорость полёта при пикировании до 320 км в час.Птица способна вращать шеей на 270 °С и увидеть добычу с высоты 2000 метров. Ещё одной особенностью беркута является то, что он различает цвета.

Кречет

Скорость полёта при пикировании до 209 км в час. Кречеты — сильные птицы,

Чеглок

Скорость в горизонтальном полёте до 160 км в час. Птица очень похожа на сапсана, но меньше по размеру и имеет ноги рыжеватого цвета. Чувствуя опасность, чеглок издаёт резкий и громкий крик, хотя в остальное время предпочитает молчать.

Фрегат

Скорость в горизонтальном полёте до 150 км в час.Эти птицы чрезвычайно искусно летают, но при этом неповоротливы на земле. Фрегат настолько умелый охотник, что может поймать летучую рыбу!

Сероголовый альбатрос

Скорость в горизонтальном полёте до 147 км в час.

Шпорцевый гусь

Скорость в горизонтальном полёте до 142 км в час.


 

«…Отчего люди не летают? 
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вставьте пропущенные слова

Пресмыкающиеся большей частью обитатели______, некоторые представители приспособились к жизни в ______. Конечности пресмыкающихся расположены по бокам ______. Передние и задние конечности имеют по ______ пальцев. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми ______ Дышат пресмыкающиеся только ______.Оплодотворение пресмыкающихся ______, развитие - ______. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери ______.

Список слов: 1.Вода 2.Суша 3.Щитки 4. Внутреннее 5. Прямое 6.5 7.Влага 8.Тела 9.Легкими

 

 

1.Общая характеристика.

Класс Птицы- это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. , которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов. Передние конечности у них преобразованы в крылья. Птицы - теплокровные животные, они имеют постоянную высокую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды . Для её поддержания птицы потребляют большое количество пищи, быстро и полностью усваивают её. Питаются птицы растительным и животным кормом, в поисках которого почти постоянно передвигаются. Большинство птиц хорошо летает, превосходя в этом всех других позвоночных животных лагодаря способности к полёту птицы быстро меняют местонахождение и легко преодолевают большие расстояния . Весной и осенью многие птицы совершают дальние миграции. 2.Внешнее строение

 

Лабораторная работа «Изучение перьевого покрова птиц»

Цель работы: Изучение перьевого покрова птиц

1 Составьте схему: классификация перьев

Виды перьев

 

 

2.Особенности перьев (текст учебника)
Маховые перья  -

 

 

Рулевые перья 

 

 

 

Пуховые перья –

 

 

Пух –

 

3. Строение перьев

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Подпишите название его

 

 

2.Дуньте на перо. Оно летит-Вывод легкое

3. Опустите    перо в стакан с водой   (перо не намокло.)

 4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (Внутри перо пустое:

5.   На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип.  

6 Отличие контурного пера от пухового

Вывод : На лабораторной работе мы узнали черты приспособления к полёту во внешнем строении птиц. Форма тела у птиц обтекаемая, она уменьшает сопротивление воздуха. Передние конечности птиц видоизменились в крылья, при помощи которых они летят, а задние конечности приспособлены к передвижению по земле и веткам. Перья покрывают отдельные участки тела. По функциям и строению перья бывают контурные и пуховые.

 

.Д.з п 44 Творческие задания: (слайд14)

1.Какие птицы и почему утратили способность к полету?

2.Почему птицы не падают с ветвей во время сна?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз