Общая характеристика птиц. Приспособленность к полету.Лабораторная работа "Изучение перьевого покрова птиц" | Самохина Галина Петровна. Работа №363895
На данном уроке учащийся знакомиться с характеристикой птиц. Раскрывают особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.Изучают строение перьев.Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.Продолжут обучение приемам самостоятельной учебной деятельности
Тема: Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Приспособления птиц к полёту. Лабораторная работа №18
«Изучение перьевого покрова птиц»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.
2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Задачи:
1. Изучить строение перьев.
2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.
3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.
Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Проговариваю слова
ЖЕЛАЮ – (большой )
УСПЕХА – ( указательный)
БОЛЬШОГО ( средний)
ВСЕГДА – ( безымянный)
И ВО ВСЕМ- ( мизинец)
Здравствуйте! ( всей ладонью)
2. Проблемная ситуация и актуализация знаний
На прошлом уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся.
- К какому типу относится класс Пресмыкающихся? (Хордовые)
- Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили?
- Что общего у всех представителей типа Хордовые? (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)
- Назовите представителей каждого класса .
Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.
- задание ВПР
Вставьте пропущенные слова
Пресмыкающиеся большей частью обитатели______, некоторые представители приспособились к жизни в ______. Конечности пресмыкающихся расположены по бокам ______. Передние и задние конечности имеют по ______ пальцев. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми ______ Дышат пресмыкающиеся только ______.Оплодотворение пресмыкающихся ______, развитие - ______. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери ______.
Список слов: 1.Вода 2.Суша 3.Щитки 4. Внутреннее 5. Прямое 6.5 7.Влага 8.Тела 9.Легкими .(для программы 7 вида подсказки)
Ответы; 2,1,8.6,3.9,4,5,7 (слайд 2) (ставим баллы)
-Какие приспособления имеются у пресмыкающихся к жизни на суше
- Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)
- Почему? ( Рыбы приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)
- А что общего у представителей изученных нами классов ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)
-А , есть организмы у которых постоянная температура тела
3. Мотивация. Целеполагание.
Обратите внимание на слова китайского философа Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота» Как вы поняли, сегодня мы с вами приступаем к изучению, пожалуй, самого удивительного класса, Класса Птицы. (слайд 3)
Тема: Общая характеристика. Особенности внешнего строения птиц. Приспособления птиц к полёту. (слайд 4)
- Что мы уже знаем о птицах
- Что нам предстоит узнать?
- В чем красота птиц
Целеполагание. (слайд 5)
4. Изучение новой темы
Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.(слайд 5-6)
1)Общая характеристика класса Птицы
Работа с текстом.
- найдите признаки, характерные для класса Птицы. Запишем их в тетради.
1.Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
2.Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
3.Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.
4. Передние конечности превращены в крылья
5.Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ).
- Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки
Я предлагаю вам послушать монолог Катерины из произведения Н.Островского «Гроза»
Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.
«…Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»
- Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы. Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? Конечно же приспособленность птиц к полету.
Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.
Выясним приспособление к полету во внешнем строении птиц.
2)Внешнее строение(презентация)
Работа с рисунком (слайд 7-9)
Вывод; компактное туловище яйцеобразной формы, легко обтекаемое воздухом. Зубов нет
Есть клюв. Есть крылья
3)Изучение перьевого покрова. Лабораторная работа
Цель работы:
– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые
- Составить схему классификации перьев в тетради .(для программы 7 вида подсказки)
- Какое значение каждое из перьев .(слайд 10, 11)
Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Первостепенные- прикрепляются к кисти
Второстепенные- прикрепляются к предплечью
Третьестепенные- прикрепляются к плечу.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.
Физминутка: под музыку. Закройте все на секунду глаза, расслабьтесь, представьте себя птицами, вы парите над Землёй высоко в небесах, легко и непринуждённо парите над просторами воды и суши. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок. Открываем глаза, продолжаем выполнять лабораторную работу. (самостоятельно)
1).Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его. (слйд12- 13)
2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое
Вывод:……
3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.)
Вывод: ………
4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри (Внутри перо пустое:
Вывод : …..
2) На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.
Вывод :
Перо состоит из ________________, ____________________,____________________.
Оно легкое, в воде не_____________ и полое внутри.
Сообщение «Самые быстрые птицы» (Хакимов А ,7 вид)
5..Закрепление
Вопросы:
1. Единственная железа у птиц, которая находится у основания хвоста. (копчиковая железа)
2. Какую роль играют контурные перья на теле птиц? (защищают тело птицы и делают его более обтекаемым)
3. Из чего состоит контурное перо? (роговой стержень и мягкие упругие опахала)
4. Какие перья играют главную роль в полете? (маховые и рулевые)
5. Каково значение интенсивного обмена веществ у птиц? (теплокровные)
6. К чему привело исчезновение зубов у птиц? (облегчение скелета головы)
6.Д.з п 44 Творческие задания: (слайд14)
1.Какие птицы и почему утратили способность к полету?
2.Почему птицы не падают с ветвей во время сна?
7. Подведение итогов и рефлексия
Почему птицы летают? (слайд15)
1.Превращение передних конечностей в крылья;
Перьевой покров, обеспечивающий телу обтекаемую форму, лёгкость конструкции и теплоизоляцию
А теперь давайте подведем итоги, проанализируем и оценим свою работу на уроке (слайд 16)
Уровень самооценки работы на уроке:
1уровень: Орёл
2уровень: Воробей
3уровень: Страус
«Черный ящик»
- человек в своих изобретениях многое скопировал у природы. (обращает внимание на чёрный ящик (в нём спрятана застежка – молния))
В черном ящике находится аналог птичьего пера, нашедшего применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этого изобретения - американец В.Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г пять патентов на ее изобретение.
- Какой аналог птичьего пера находится в «Черном ящике»?
Что общего между пером и застежкой молнией
А где в жизни используются перья?
Приводят примеры из жизненного опыта:
1) Свойство пуха удерживать тепло используют для изготовления подушек и одеял;
2) Твёрдость ствола и очина пера дают возможность изготовить из него чернильную ручку. Интересно, что та часть пера, которую срезают ножом при заточке, называется очином (от слова очинить);
3) Зная водоотталкивающие свойства пера и его лёгкость, из него легко изготовить поплавок для рыбалки;
4) С незапамятных времён люди использовали перья для украшения шляп, причёсок, одежды, поделок из природных материалов.
Общее между пером и застёжкой-молнией заключается в их устройстве: птичье перо имеет соединения, похожие на соединения застёжки-молнии, но разглядеть их можно только под микроскопом.Перо состоит из стержня (ствола), от которого отходят ряды нитей (бородки), которые плотно соединяются между собой. Бородки напоминают застёжку-молнию, так как сцепляются благодаря маленьким крючкам.
Самые быстрые птицы.
Сапсан
Скорость полёта при пикировании до 322 км в час.Является одновременно самым быстрым животным на планете и самой распространенной хищной птицей. Обладает отличным зрением и молниеносной реакцией. Беркут
Скорость полёта при пикировании до 320 км в час.Птица способна вращать шеей на 270 °С и увидеть добычу с высоты 2000 метров. Ещё одной особенностью беркута является то, что он различает цвета.
Кречет
Скорость полёта при пикировании до 209 км в час. Кречеты — сильные птицы,
Чеглок
Скорость в горизонтальном полёте до 160 км в час. Птица очень похожа на сапсана, но меньше по размеру и имеет ноги рыжеватого цвета. Чувствуя опасность, чеглок издаёт резкий и громкий крик, хотя в остальное время предпочитает молчать.
Фрегат
Скорость в горизонтальном полёте до 150 км в час.Эти птицы чрезвычайно искусно летают, но при этом неповоротливы на земле. Фрегат настолько умелый охотник, что может поймать летучую рыбу!
Сероголовый альбатрос
Скорость в горизонтальном полёте до 147 км в час.
Шпорцевый гусь
Скорость в горизонтальном полёте до 142 км в час.
«…Отчего люди не летают?
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»
1.Вставьте пропущенные слова
Пресмыкающиеся большей частью обитатели______, некоторые представители приспособились к жизни в ______. Конечности пресмыкающихся расположены по бокам ______. Передние и задние конечности имеют по ______ пальцев. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми ______ Дышат пресмыкающиеся только ______.Оплодотворение пресмыкающихся ______, развитие - ______. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери ______.
Список слов: 1.Вода 2.Суша 3.Щитки 4. Внутреннее 5. Прямое 6.5 7.Влага 8.Тела 9.Легкими
1.Общая характеристика.
Класс Птицы- это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. , которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов. Передние конечности у них преобразованы в крылья. Птицы - теплокровные животные, они имеют постоянную высокую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды . Для её поддержания птицы потребляют большое количество пищи, быстро и полностью усваивают её. Питаются птицы растительным и животным кормом, в поисках которого почти постоянно передвигаются. Большинство птиц хорошо летает, превосходя в этом всех других позвоночных животных .Благодаря способности к полёту птицы быстро меняют местонахождение и легко преодолевают большие расстояния . Весной и осенью многие птицы совершают дальние миграции. 2.Внешнее строение
Лабораторная работа «Изучение перьевого покрова птиц»
Цель работы: Изучение перьевого покрова птиц
1 Составьте схему: классификация перьев
Виды перьев
2.Особенности перьев (текст учебника)
Маховые перья -
Рулевые перья –
Пуховые перья –
Пух –
3. Строение перьев
1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Подпишите название его
2.Дуньте на перо. Оно летит-Вывод легкое
3. Опустите перо в стакан с водой (перо не намокло.)
4.Отрежьте кончик пера ножницами и рассмотрите перо внутри (Внутри перо пустое:
5. На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип.
6 Отличие контурного пера от пухового
Вывод : На лабораторной работе мы узнали черты приспособления к полёту во внешнем строении птиц. Форма тела у птиц обтекаемая, она уменьшает сопротивление воздуха. Передние конечности птиц видоизменились в крылья, при помощи которых они летят, а задние конечности приспособлены к передвижению по земле и веткам. Перья покрывают отдельные участки тела. По функциям и строению перья бывают контурные и пуховые.
.Д.з п 44 Творческие задания: (слайд14)
1.Какие птицы и почему утратили способность к полету?
2.Почему птицы не падают с ветвей во время сна?