Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Общая характеристика возрастных особенностей юношеского возраста с точки зрения психологии и физиологии | Морозов Владислав Юрьевич. Работа №342490

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тренерская работа непосредственно связана с психологией, так как во время проведение занятий тренер сталкивается с обучением и воспитанием своих воспитанников, постоянно приходится на них воздействовать теми или иными методами для достижения понимания друг друга, как тренер-ученик, так и ученик-ученик. 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «СПАРТА»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Общая характеристика возрастных особенностей юношеского возраста с точки зрения психологии и физиологии

 

 

 

Подготовил тренер-преподаватель по вольной борьбе:

Морозов В.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск,

2024

Тренерская работа непосредственно связана с психологией, так как во время проведение занятий тренер сталкивается с обучением и воспитанием своих воспитанников, постоянно приходится на них воздействовать теми или иными методами для достижения понимания друг друга, как тренер-ученик, так и ученик-ученик.

Для того, чтобы правильно работать с детьми, необходимо знать их психологические и физиологические особенности.

Педагогика и тренерская деятельность неотъемлемо связаны и всегда испытывали потребность в психологических знаниях, а лучшие представители педагогической науки прошлого, такие, например, как Ян Амос Коменский, Локк, Руссо, Пессталоцци, Фребель и особенно Ушинский, не только глубоко знали психологию, но были и ее пропагандистами, и оригинальными мыслителями в этой области [2, 9, 5].

Тренер должен чутко улавливать настроение учеников и, опираясь на знание подростковой психологии, использовать правильную мотивацию. Атмосфера, царящая на тренировке, должна быть в полной мере отражена в формуле: «Мы все пришли сюда заниматься ради собственного блага. Мы уважаем всех присутствующих и требуем такого же уважения по отношению к себе». Крайне важно соблюдать определенную дистанцию, не допуская панибратских отношений [7, 8, 3].

Тренировки требуют и от тренера большой самоотдачи, он должен стать партнером каждого воспитанника. Поскольку психика еще очень неустойчива, соревновательная деятельность нестабильна, подростки должны чувствовать, что тренер занимается лично с ним и понимает его возможности. Никто не должен оказаться вне поля зрения тренера.

В связи с тем, что дети разного возраста различаются своими индивидуальными психологическими качествами, нам необходимо знать их биологический возраст.

Возраст в широком смысле – временная характеристика человеческого развития. Можно выделить четыре разновидности возраста, не всегда совпадающие с паспортным. Паспортный возраст исчисляется с даты рождения. Для его определения обычно учитывается число полных лет. Биологический возраст определяется степенью физической и прежде всего половой зрелости человека. Несоответствия биологического и паспортного возраста наиболее ярко начинают проявляться в период полового созревания. Индивидуальные различия в сроках начала и темпах полового созревания могут достигать 3–4 лет. Поэтому в период полового созревания образуются три группы детей: акселераты, ретарданты и «биологические ровесники».

Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастными нормами, установленными по данному набору тестов.

Социальный возраст характеризуется отношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. Спортсмен, пришедший в спорт в достаточно зрелом возрасте, социально моложе своих товарищей по команде, уже имеющих тренировочный опыт, спортивные разряды и титулы.

Психологический возраст определяется соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и будущего. В настоящее время не существует единой общепринятой возрастной периодизации. Разные авторы предлагают для разделения периодов жизни различные биологические, психологические и социальные критерии.

Период – отрезок времени, в течение которого физиологические функции имеют относительно стабильный характер. Период может быть разделен на фазы. Переход от одного периода к другому рассматривается как переломный этап онтогенеза или критический период. Согласно возрастной периодизации онтогенеза человека возраст 4–7 лет – первое детство; 8–12 – второе детство; 13–16 – подростковый период; 17–21 – юношеский возраст [7, 4, 10, 8].

Спортивная борьба отличается от других видов спорта тем, что деятельность спортсмена проходит в вариативных конфликтных ситуациях. Борец должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты. Это предъявляет повышенные требования к свойствам внимания и мышления борца.

Для управления и диагностики развития психических качеств важно исследовать такие параметры нервной активности, которые показывают соотношение времени возбудительного и тормозного процессов, определяют динамику проявления координационных возможностей при осуществлении как соматических, так и вегетативных функций. К числу таких параметров в первую очередь следует отнести латентное время двигательной реакции.

Авторы исследовали особенности развития психических качеств у юных борцов под влиянием тренировок. Под наблюдением были 16 подростков в возрасте 10 — 11 лет, ранее не занимавшихся спортом. Обследование проводилось трижды в течение года. В данной работе использовали различные методы исследования психических качеств спортсмена. Оперативное мышление изучали с помощью игры «Тропка» А. В. Родионова (1971). Определялось число ходов и время, затраченное испытуемым, на решение задач. Особенности переключения внимания у детей определялись с помощью таблицы с красными и черными числами. Для определения показателей сосредоточенности и устойчивости внимания, а также показателя точности работы использовалась буквенная корректурная таблица (Л. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1972; А. Ц. Пуни, 1977).

За весь период исследований в показателях свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость и показатель точности работы) достоверного изменения результатов не наблюдалось. Данная особенность, по-видимому, связана с тем, что тренировочная деятельность незначительно влияет на эти стороны психики подростков. И, очевидно, развитие этой функции приходится на более поздний возраст (старше 12 лет).

Указанные характеристики быстроты протекания нервных процессов, которые определяют скорость реакции на стадии формирования технико-тактических действий, следует рассматривать как существенные предпосылки, обусловливающие уровень функциональных возможностей центральной нервной системы юных борцов.

Наиболее чувствительными в тренировочной деятельности юных борцов оказались оперативное мышление и психомоторика. В связи с этим следует отметить, что уже с первого года занятий борьбой необходимо подбирать специальные упражнения, развивающие эти качества, иначе в дальнейшем их развитие может приостановиться [6, 10, 8].

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Для эффективного управления процессом многолетней спортивной подготовки очень важны данные о гетерохронности (неравномерности) развития и периодах наибольшего естественного прироста двигательных способностей, являющихся наиболее благоприятными для их целенаправленного развития. Процессу роста и развития организма детей и подростков свойственны значительные индивидуальные колебания, обусловленные как генетическими факторами, так и факторами внешней среды. В наибольшей степени это относится к периоду полового созревания. У подростков различного паспортного возраста, но имеющих одинаковое биологическое развитие, величины морфологических признаков примерно соответствуют друг другу. Кроме того, они показывают примерно одинаковые результаты в физических упражнениях. Индивидуальные различия в сроках полового созревания оказывают существенное влияние на весоростовые характеристики, показатели физической подготовленности и на динамику показателей успешности спортивной деятельности. Характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем Унифицированный подход в обучении неприемлем в принципе с паспортным возрастом, хотя группы комплектуются именно по паспортному возрасту. Следовательно, паспортный возраст не является основным критерием, определяющим морфологические и функциональные особенности подростков. Им может служить индивидуальный показатель биологической зрелости спортсмена. Тип биологического развития оказывает влияние не только на уровень показателей подготовленности, но и на их возрастную динамику годичных приростов. Необходим учет индивидуальных особенностей биологического развития организма спортсменов как при планировании тренировочного процесса, нормировании нагрузок, так и при оценке уровня подготовленности и перспективы роста результатов. Биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает степень зрелости организма и характер реакций на физическую нагрузку. Поэтому наиболее информативная оценка уровня подготовленности проводится с учетом именно биологического возраста спортсменов. На практике же в большинстве случаев нормативы разрабатываются с учетом года рождения. Можно утверждать, что унифицированный подход в обучении неприемлем в принципе. Он не только малоэффективен, но и вреден для здоровья и психики спортсменов.

Предпочтителен в этих условиях дифференцированный подход, идеален – индивидуальный. Он требует учета всех факторов: состояния здоровья каждого спортсмена, психической устойчивости, темперамента, особенностей восприятия и мышления, психологического климата в семье и характера отношений с социумом, мотивов выбора данного вида спорта и др. [7, 1, 9, 8].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при построении тренировочного процесса, а также при планировании спортивных результатов, необходимо учитывать и фактический возраст, и биологический. Также необходимо понимать, что физическая и тактическая подготовка на первых тренировочных процессах юношей напрямую влияет на психологическую установку для дальнейших тренировок. От первых впечатлений от тренировочного процесса зависит дальнейшая работоспособность спортсмена.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов.- 4-е изд. - Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 672 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.

3. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - М.: 1981. - 271с.

4. Гуков Л.К. Пособие по классической борьбе. - 2-е изд.- перер. и доп.- Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 1983. - 24-113 с.

5. Завьялов А.И. Новые теории деятельности сердца и мышечного сокращения: монография. - Красноярск: «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2015.- 387 с.

6. Преображенский С.А. Спортивная борьба: ежегодник. - М.: «Физкультура и спорт», 1984. - 88 с.

7. Райков В.К., Фатеева О.А., Фатеев Г.В. Современные технологии физической подготовки борцов 14-16 лет: учебное пособие. - Красноярск: «КГПУ им. В.П. Астафьева», 2015. - 180 с.

8. Типовая программа для спортивно-оздоровительного этапа по виду спорта «спортивная борьба» (дисциплина «вольная борьба») возраст – семь лет и старше / Подливаев Б.А., Бирюлина Е.В., Карамчакова Л.А., Райков В.К., Фатеева. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2017. - 68 с.

9. Толочек В.А. Стили деятельности. Ресурсный подход. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. - 366 с.

10. Чесноков Н.Н., Морозов А.П. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва: методическое пособие. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. - 136 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X