Статья Общее и различия ФГОС СПО 3 и 4 поколения на примере программы «Мастер общестроительных работ». Автор: Лапшин Владимир Юрьевич

Автор: Лапшин Владимир Юрьевич
 В докладе рассмотрены основные отличия ФГОС СПО-4 от ФГОС СПО-3 на примере программы профессиональной подготовки СПО "мастер общестроительных работ"


Автор: Лапшин Владимир Юрьевич
background image

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 302 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД 

 

Общее и различия ФГОС СПО 3 и 4 поколения на примере  

программы  «Мастер общестроительных работ» 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разработал преподаватель Лапшин В.Ю. 

 
 
 
 
 
 
  

 

 

 

 

2018 

background image

 

Введение 

  В условиях бурного развития новых технологий постоянно возникают новые 
профессии  и  специальности.  Система  образования  обязана  обладать 
свойством  адаптивности  и  эффективно  выполнять  свои  функции,  то  есть 
готовить востребованных на отечественном и мировом рынке специалистов. 

  Провозглашённый  в  России  переход  на  инновационный  путь  развития, 
необходимость  решения  актуальных  задач  «новой  индустриализации»  и 
импортозамещения  требует  опережающего  развития  профессионального 
образования  в  целом,  системы  подготовки  рабочих  кадров  и  формирования 
прикладных квалификаций в особенности. 

      ФГОС  4  поколения  для  СПО  разрабатывается  с  целью  обеспечения 
профессиональной  подготовки  специалистов  среднего  звена  в  полном 
соответствии  с  текущими  экономическими  и  производственными 
требованиями. 

     В послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации 
дан  четкий  однозначный  сигнал,  направленный  на  развитие  системы 
подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей 
России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим 
профессиям  должна  вестись  в  соответствии  с  лучшими  мировыми 
стандартами и передовыми технологиями…» 

 

                 Концепция версий ФГОС 4 поколения для СПО?  

  

Ключевая идея, определяющая назначение новых ФГОС СПО и отличающая 

их  от  предшествующих  образовательных  стандартов,  заключается  в 
разделении понятий «результаты образования (обучения)» (в ряде источников 
–  квалификация  по  образованию,  или  академическая  квалификация)  и 
профессиональная квалификация.  

 Квалификация  по  образованию  определяет  готовность  выпускника  к 
самостоятельной  организации  познавательной  деятельности,  которая 
обеспечивается  совокупностью  компетенций:  определять  дефицит  в 
информации,  в  том  числе  профессионально  значимой,  находить  ее, 
структурировать,  осваивать  и  применять.  Это  готовность  к  продолжению 
образования, самообразованию, готовность реализовать принципы обучения в 
течение жизни на практике.  

  Уровни  этой  готовности,  соотнесенные  с  уровнями  профессионального 
образования, задаются дескрипторами национальной рамки квалификаций. На 

background image

 

языке образовательного стандарта такая готовность описывается через общие 
и общепрофессиональные компетенции. 

  В  отличии  от  ФГОС-3,  разрабатывавшихся  отдельно  для  каждой  
профессии  и  специальности  СПО,  ФГОС  СПО  –  4  будут  разрабатываться  
по направлениям  подготовки,  объединяющим  профессии  и  специальности  
по принципу  общности  общепрофессиональных  компетенций.   

 В  каждой укрупненной группе профессий и специальностей будет выделено 
от  одного  до  пяти    направлений    подготовки.    На    основе    каждого  
государственного  образовательного    стандарта    будет    разрабатываться    не  
одна  образовательная программа по профессии или специальности СПО, как 
это было в ФГОС-3, а множество  программ  для  обучения  всем  профессиям  
и  специальностям, входящим  в  направление  подготовки. 

 

Основные отличия ФГОС СПО-4 от ФГОС СПО-3 

1.  ФГОС  СПО-4  разрабатываются  по  направлениям  подготовки  в  рамках 
укрупненных  групп  специальностей  и  профессий,  включают  требования  к 
ППКРС и ППССЗ в одном стандарте. Носят более рамочный характер.  

2.  Не  предъявляют  требований  к  наименованиям  дисциплин  и  модулей  в 
структурах программ при подробной детализации требований к результатам 
освоения программ: умениям, знаниям, компетенциям.  

3. Задают иные соотношения в части практикоориентированности программ: 
40% - теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка.  

4.  Задают  иное  соотношение  аудиторной  (при  непосредственном  участии 
педагога) и самостоятельной нагрузок студента – 75% / 25%, что объясняется 
характером  практикоориентированного  образования,  высокой  долей 
программ практики, реализация которых невозможна без непосредственного 
участия педагога.  

5. Увеличивают объем вариативной части учебного плана до 50%.  

6. Устанавливают реалистичный объем недельной нагрузки студентов – 45-47 
часов при аудиторной нагрузке не более 36 часов.  

7. Вводят в СПО систему зачетных единиц с «плавающей» размерностью 30-
34  часа,  исключая  «нестыковки»  и  нарушения  при  формировании  рабочих 
учебных планов.  

8.  Выводят  из  структуры  учебных  планов  и  программ  данные  о 
самостоятельной 

работе 

студентов, 

предоставляя 

преподавателям 

background image

 

возможность  нормировать  ее  самостоятельно  в  пределах  максимально 
допустимой недельной нагрузки студентов. 

 

Принципы организации образовательного процесса, обеспечивающиеся 

ФГОС ПО – 4 

1)  Синхронизация содержания теоретического и практического обучения. 

 2) 

Междисциплинарность  (организация  образовательного  процесса, 

ориентированного на применение теоретических сведений разных дисциплин 
для решения практических задач в рамках трудовых функций).  

3)  Принцип  разделения  и  взаимодополняемости  образовательной  и 
профессиональной квалификаций. 

4) Принцип преемственности результатов на разных уровнях образования.  

5)  Принцип  «целесообразности  целей»  образования  подразумевает 
обоснованный  подход  к  формированию  содержания  учебных  дисциплин, 
обеспечивающих 

достаточную 

для 

получения 

соответствующей 

профессиональной квалификации базу умений и знаний студентов на основе 
анализа общего и различного в квалификациях разного уровня образования в 
одной и той же профессиональной области. 

 

Сопоставление ФГОС СПО 3 и 4 поколения 

«Мастер общестроительных работ»

 

1.

 

 Изменился код профессии: 

 

270802.09 в ФГОС 3 поколения; 

 

08.01.07 в ФГОС 4 поколения. 

2.

 

Наименование профессии не изменилось. 

3.

 

Не изменился рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий. 

4.

 

Срок получения образования в очной форме обучения: 

 

Не изменился на базе среднего общего образования – 10 месяцев 

 

Увеличился  на базе основного общего образования: 

 

ФГОС 3 поколения – 2 года 5 месяцев; 

 

ФГОС 4 поколения – 2 года 10 месяцев  

5.

 

Изменилась структура образовательной программы: 

 

Обязательная часть ППКРС

1

/вариативная часть : 

 

ФГОС 3 поколения – около 80 % / около 20% 

 

ФГОС 4 поколения – не более 80% / не менее 20% 

6.

 

Часть  профессионального  цикла  ППКРС  выделяемого  на    проведение 
практик: 

background image

 

 

ФГОС 3 поколения -  684 часа или 63% 

 

ФГОС 4 поколения - не менее 25% 

7.

 

Государственная итоговая аттестация: 

 

ФГОС  3  поколения  -  защита  ВКР  (выпускная  практическая 
квалификационная работа и письменная экзаменационная работа) 

 

 

ФГОС 4 поколения - защита ВКР в виде демонстрационного экзамена 

8.

 

Изменились количество и содержание общих компетенций 

 

ФГОС 3 поколения – 7 

 

ФГОС 4 поколения – 11 

9.

 

Не изменились количество и содержание профессиональных компетенций 

10.

 

 Изменились требования к библиотечному фонду: 

 

ФГОС  3  поколения  –  комплектация  учебной  литературой, 
изданной за последние 5 лет 

 

ФГОС 4 поколения - нет требований по году издания 

 

Зпключение 

 Требования

 

ФГОС  4  поколения  «Мастер  общестроительных  работ»  более 

гибки. Значительная часть учебной программы определяется образовательным 
учреждением, исходя из конкретных условий и потребностей работодателя. 

Одна  из  сложностей  состоит  в  том,  что  в  оценке  качества  образования 
значительную роль должны играть работодатели. В принципе, это хорошо и 
правильно,  однако  взаимодействие  академической  системы  образования  и 
работодателей не до конца проработано на законодательном уровне.  

  ФГОС  4-го  поколения,  утвержденные  по  новой  концепции,  предлагают 
обеспечить  обучающемуся  эффективную  самостоятельную  работу  под 
управлением преподавателей и мастеров. Но так и не понятно, как правильно 
согласовать разные формы самостоятельной работы по всем дисциплинам, не 
превышая  максимальную  часовую  нагрузку.  Кроме  того,  организация 
самостоятельной работы требует проверки и методического обеспечения. 

  На  преподавателей  и  мастеров  производственного  обучения  ложится 
большая  по  объему,  содержанию,  времени  работа  по  переходу  на  ФГОС  4 
поколения,  требующая  постоянного  повышения  квалификации    и 
самообразования. 

 

 

background image

 

Литература и Интернет-ресурсы

 

1.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего 
профессионального  образования по профессии 270802.09 Мастер 
общестроительных работ/ Министерство образования и науки 
Российской Федерации.- М.:Просвещение, 2013.  

2.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего 
профессионального  образования по профессии 08.01.07 Мастер 
общестроительных работ/ Министерство образования и науки 
Российской Федерации.- М.:Просвещение, 2018.  

3.

 

ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты. -
Режим доступа: https://fgos.ru 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x