Общение ребенка раннего возраста с взрослыми | Барабаш Ольга Владимировна . Работа №289408
Автор: Барабаш Ольга Владимировна
Общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненно важным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении определяется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. Различают несколько этапов развития потребности в общении со взрослым.
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному теоретическому сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении событий и явлений предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволяет малышу использовать их как руководство в своих поступках.
На протяжении дошкольного детства появляются и сменяются 4 генетические формы общения (А.В. Запорожец, 3.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Каждая из них характеризуется особыми потребностями и средствами реализации.
Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми.
Общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненно важным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении определяется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач. Различают несколько этапов развития потребности в общении со взрослым.
Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не
воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному теоретическому сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении событий и явлений предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормам
и их отношений. Ребенок стремит
ся добиться общности взглядов со взрослым. Это позволяет малышу использовать их как руководство в своих поступках.
На протяжении дошкольного детства появляются и сменяются 4 генетические формы общения (А.В. Запорожец, 3.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Каждая из них характеризуется особыми потребностями и средствами реализации.
Ситуативно-личностное общение. На протяжении 1-го года жизни ребенок сменяет, по крайней мере, две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:
-общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
-содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых;
-ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
-основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз;
Ситуативно-деловое общение. В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на второй, более сложный уровень формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отмечается такими особенностями:
-общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
-содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом-стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми. Этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
-ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослыми;
-основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз, образованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках первых 2-х форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает.
Однако сказанное не означает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот, словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную часть его на этапе ситуативно-делового общения. Первый звук, который издает ребенок- это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (крики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание). Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки «АИЫ», «ОИУ». Здесь итог доброй традиции «агукать» с детьми. Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми. Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин. М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав «комплекса оживления», который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта. Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращение старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых. Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него «комплекс оживления»: радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, звуками. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка. Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало. Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра -тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми. Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
С появлением активной речи у детей значительно расширяются возможности в освоении окружающего, они составляют предпосылку и условие дальнейшего развития познавательной активности малыша. Между тем происходят существенные изменения в характере «делового общения» взрослого с ребенком. Оно все более принимает форму совместной деятельности. Это важно, так как предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни, следовательно, оказывающей эффективное развивающее воздействие на ребенка при условии руководства со стороны взрослого. В процессе этой деятельности малыш осуществляет определенную стратегию поиска информации о предмете и его свойствах, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинает познавать окружающий мир. Взрослый в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата.
Важно учитывать, что процесс выполнения и результат действий эмоционально переживается ребенком. Неудачи не оставляют его равнодушным, он огорчается, если что-то не получается, не удается. Взрослый должен так организовать общение с ребенком, чтобы он достигал после некоторого количества попыток определенного результата. Возможности ребенка раннего возраста еще не велики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоянно выступал бы в роли неудачника. Итак, основным побудителем в познавательном общении ребенка со взрослым становится предмет, у малыша появляются высказывания, отражающие удивление, интерес, вопросы: «А что это?», «А для чего?», «Почему?». Таким образом возникает третья форма - внеситуативно-познавательное общение, реализующее потребность малыша в уважительном отношении к себе. Возникает приблизительно в конце второго - начале третьего года жизни ребенка.
К концу дошкольного возраста развивается четвертая форма - внеситуативно-личностное общение. Основное средство внеситуативно-личностной формы общения – речь. Возникновение такого общения вызвано потребностью в сопереживании, эмоциональной поддержке взрослого. Оно характеризуется появлением у ребенка сообщений о своем состоянии (вначале об отрицательных переживаниях, позднее по поводу радостных); обращений за одобрением, сообщений о чувствах симпатии и расположения, интимных сообщений (о себе, своих близких, сверстниках). Ребенок начинает расспрашивать взрослого о нем самом.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что гармоничное развитие человеческой личности включает в себя умение общаться с окружающими людьми. И в этом огромную роль играет взрослый, который должен организовать адекватное по качеству общение, учитывая, как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.