Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Общие нарушения речи (ОНР): стратегии работы с детьми на разных уровнях | Саванец Надежда Сергеевна. Работа №352608

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена стратегии работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Раскрываются основные характеристики ОНР, описываются уровни его проявления и предлагаются практические подходы к коррекционной работе на каждом этапе. Особое внимание уделено методам диагностики, игровым приемам и взаимодействию с родителями в процессе работы. Приводятся примеры упражнений и занятий, направленных на развитие речи детей с различными уровнями ОНР.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, уровни речевого развития, дошкольный возраст, коррекция речи, логопедическая работа, развитие речи.

Общие нарушения речи (ОНР): стратегии работы
с детьми на разных уровнях

 

Саванец Надежда Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ д/с № 6 «Остров детства» , г. Новосибирск

 

Аннотация. Статья посвящена стратегии работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Раскрываются основные характеристики ОНР, описываются уровни его проявления и предлагаются практические подходы к коррекционной работе на каждом этапе. Особое внимание уделено методам диагностики, игровым приемам и взаимодействию с родителями в процессе работы. Приводятся примеры упражнений и занятий, направленных на развитие речи детей с различными уровнями ОНР.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, уровни речевого развития, дошкольный возраст, коррекция речи, логопедическая работа, развитие речи.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение формирования всех компонентов речевой системы, включающих фонетику, лексику, грамматику и связную речь. Дети с ОНР могут испытывать затруднения как в понимании, так и в выражении своих мыслей. Такое нарушение не связано с интеллектуальной недостаточностью, но требует системного подхода в коррекционной работе.

ОНР классифицируется на четыре уровня, каждый из которых характеризуется определенными проявлениями и степенью сформированности речевых навыков. Первый уровень — самый тяжелый, характеризуется практически полным отсутствием речи или наличием отдельных звуков или лепетных слов. Второй уровень включает в себя значительные трудности с построением предложений: ребенок использует упрощенные фразы, которые часто лишены грамматического оформления. Третий уровень подразумевает наличие фразовой речи, однако сохраняются ошибки в грамматике, трудности с подбором слов и недостаточная связность высказываний. Четвертый уровень близок к норме, но может включать отдельные нарушения, такие как ошибки в сложных грамматических конструкциях, недостаток словарного запаса или фонетические дефекты.

Диагностика ОНР начинается с наблюдения за ребенком в повседневной деятельности и систематической оценки его речевых навыков. Логопед использует различные методики, включая беседы, игры, задания на повторение слов, составление фраз, определение звуков в словах. Например, для детей с подозрением на первый уровень ОНР логопед может предложить упражнение на звукоподражание, чтобы оценить, насколько ребенок способен воспроизводить простейшие звуки («мяу», «ав-ав»).

Работа с детьми с ОНР требует системного подхода, который включает развитие всех аспектов речи, начиная с фонетического и артикуляционного аппарата. На первом уровне основное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, понимания речи и активного использования даже простых звуков. Например, эффективным может быть упражнение «Подуй на перышко», которое помогает развивать дыхательную функцию, необходимую для формирования звуков.

На втором уровне основная задача — расширение словарного запаса и формирование простых фраз. Например, игра «Собери картинку» предполагает, что ребенок описывает изображение, называя предметы и их действия: «Кошка спит», «Мальчик играет с мячом». Логопед помогает корректировать фразы, добавляя недостающие слова или исправляя ошибки.

Третий уровень работы включает более сложные задания, направленные на развитие связной речи. Это может быть рассказ по картинке, где ребенку предлагается составить небольшой рассказ: «На картинке — девочка. Она гуляет в парке. Она держит воздушный шар». На этом этапе важно акцентировать внимание на согласовании слов в предложении и правильном употреблении предлогов, например, «у стола», «на полке».

Четвертый уровень предполагает закрепление навыков грамотной речи и коррекцию оставшихся дефектов. На этом этапе логопед может использовать ролевые игры, стимулирующие диалоговую речь. Например, игра «Магазин» позволяет отработать грамматические конструкции («Дайте, пожалуйста, яблоки»), а также навыки вежливого общения.

Важным аспектом работы с детьми с ОНР является включение родителей в коррекционный процесс. Логопед предоставляет родителям рекомендации по организации речевой среды дома. Например, родителям предлагается ежедневно читать ребенку сказки, обсуждать увиденные изображения, играть в игры на развитие речи. Примером такой игры может быть «Назови и расскажи», когда ребенок называет предмет и описывает его: «Это яблоко. Оно круглое, красное, сладкое».

Работа с детьми с ОНР требует терпения и регулярности. Важно понимать, что результаты будут видны только при систематическом подходе. Взаимодействие логопеда с воспитателями также играет ключевую роль, так как именно воспитатели могут поддерживать развитие речи в повседневной деятельности, повторяя с детьми задания и игры, предложенные логопедом.

Эффективным методом коррекции становится создание мотивирующей игровой среды. Например, логопед может использовать сюжетные игры, такие как «Путешествие в лес», где дети выполняют задания: подбирают слова, описывают животных, составляют рассказы о том, что они «увидели» в лесу. Такие игры не только развивают речь, но и стимулируют интерес ребенка к процессу обучения.

Таким образом, работа с детьми с ОНР требует гибкого подхода, включающего диагностику, индивидуальную и групповую коррекцию, взаимодействие с родителями и воспитателями. Стратегии логопеда зависят от уровня речевого недоразвития и включают разнообразные методики, направленные на комплексное развитие речи. Ранняя и систематическая работа позволяет добиться значительных успехов в коррекции ОНР и подготовить ребенка к успешной адаптации в школе и обществе.

 

 

Список литературы

Антонова Л. Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе

здоровьесбережения

в образовательном учреждении [Текст] / Л. Н. Антонова // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 15-18.

Лифтери

В.

А.,

Андрусева

И.

В. Роль игры в организации коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Вестник науки.

2022. №5 (50). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igry-v-organizatsii-korrektsionnoy-raboty-s-detmi-imeyuschimi-obschee-nedorazvitie-rechi

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×