«Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб» | Елена Михайловна Назина. Работа №342311
Конспект урока по биологии в помощь педагогам коррекционных школ с ОВЗ 7 классов. В конспекте урока закрепляются знания об общих признаках позвоночных животных. Даются новые понятия об общих признаках рыб и внешнем строении и скелете рыб. На уроке используется методика науки кинеспологии доктора Пола Деннисон и Гейл Деннисон "Гимнастика мозга", которая повышает энергию тела, подключает нервные клетки к различным системам тела: выполнение заданий; навыки самосознания; координирует осанку.
УРОК БИОЛОГИИ
(8 класс)
ТЕМА: «Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб»
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по
разделу «Беспозвоночные животные»,
Сформировать у учащихся представления о
позвоночных животных , общих признаков рыб,
внешнем строение и скелете рыб.
2. Корригировать зрительное восприятие при работе со
слайдами презентации; развивать логическое мышление
через умение анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать мотивацию к учению
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник для 8 класса «Биология», рабочая тетрадь,
презентация «Беспозвоночные животные», «Позвоночные животные», натуральные объекты – рыбка в аквариуме, раздаточный материал – карточки с заданием «Строение рыбы», «Скелет рыбы»
СТРУКТУРА УРОКА
I .Организационный этап ----------------------------------------------- 2 мин
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной
деятельности ------------------------------------------------------------- 8мин
III. Физ. минутка ------------------------------------------------------------ 2 мин
IV. Введение в новую тему --------------------------------------------- 2 мин
V. Изучение нового материала ---------------------------------------- 15мин
VI. Закрепление материала, изученного на данном уроке ---- 5 мин
VII. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся -4 мин
VIII. Подведение итогов и результатов урока --------------------- 1 мин
IX. Домашнее задание ---------------------------------------------------- 1 мин
ХОД УРОКА
СТРУКТУРНЫЕ МОМЕНТЫ УРОКА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Назначение цели включения в урок упражнений
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка общей готовности учащихся к уроку.
Отчет дежурного.
Коррекционная игра
«Знатоки беспозвоночных животных
».
Презентация «Беспозвоночные животные»
Задание: узнать и назвать беспозвоночных животных.
Динамическая пауза «Кнопка баланса».
Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Поменяйте руки и «вдохните» энергию.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Презентация «Беспозвоночные животные»
Разминка
Ка
кие животные называются беспозвоночные
?
Где живут дождевые черви?
Почему их называют дождевыми?
Почему дождевые черви выползают из слишком влажной почвы и не живут в сухой почве?
Кой круглый червь паразитирует в организме человека?
Где в природе можно встретить насекомых
?
Чем питаются насекомые?
Сколько пар членистых ног у насекомых?
При помощи какого органа насекомые различают запахи?
10.Какую роль играют дыхальца, расположенные по бокам брюшка насекомого?
Индивидуальные, дифференцированные задания (карточки)
«Внешнее строение насекомого» - самостоятельно проверочная работа (не оценивается).
III. ФИЗ. МИНУТКА
Гимнастика для глаз (приложение)
IV. ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ
«Общие признаки позвоночных животных»
Презентация «Позвоночные животные»
Игра
«Узнай – назови»
(рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, крокодилы, птицы, звери и так далее)
Эти животные живут в морях, океанах и других водоемах, на суше, и в почве. Они, как и беспозвоночные животные, различны по величине, форме, окраске тела, способам передвижения, питания.
Но, что их объединяет?
Эти животные имеют внутреннюю опору тела – скелет. Его основу составляет позвоночник, состоящий из позвонков. Животных, у которых имеется позвоночник, называют позвоночными. Самое крупное из всех животных – синий кит (картинка) Масса его тела примерно равна массе тела 30 слонов.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
«Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет
рыб»
Объяснение нового материала с опорой на презентацию
Динамическая пауза: 1. «Заземлитель»
2. «Вращение шеи»
3. «Кнопка Земли»
«Заземлитель»Cтоя свободно, ноги на ширине плеч, правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед, прижмите руки к пояснице
«Вращение шеи»Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, расслабляясь при выдохе. Сделайте небольшие круговые движения подбородком
. «Кнопка Земли» Сядьте удобно. Коснитесь двумя пальцами правой руки точек под нижней губой, а левой – верхнего края лобной кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
Рыбы – постоянные обитатели различных водоемов: морей, океанов, озер, рек, ручьев и прудов. К ним относятся окуни, щуки, карпы, караси, камбалы (презентация). Тело у большинства рыб имеет обтекаемую форму и покрыты чешуёй. Снаружи чешуя защищена слоем слизи, облегчающим скольжение рыб в воде. Все рыбы хорошо плавают при помощи плавников и изгибания тела. У многих рыб имеется плавательный пузырь, поддерживающий тело в толще воды и обеспечивающий плавучесть. Питаются рыбы водными растениями, червяками, личинками насекомых. Есть среди рыб и хищники, поедающие в основном других рыб. Дышат все рыбы кислородом растворенном в воде, при помощи жабер. Размножение рыб происходит в воде. Большинства рыб – икромечущие животные.
Работа с текстом учебника (ученик читает текст из учебника о роли рыб в природе и хозяйственной деятельности человека)
Рыбами питаются различные водные и наземные животные. Растительноядные рыбы препятствуют зарастанию водоемов водными растениями. Многие рыбы являются промысловыми животными. Рыболовство – важнейшее занятие человека. Ловят рыб ради вкусного питательного мяса. Некоторых рыб человек разводит в прудах и озерах.
Работа в тетради.(словарная работа) Учащиеся записывают число, тему урока и словарные слова из учебника (слизь, чешуя, плавники, плавучесть, хищники)
Презентация слайд «Строение рыб. схема»
Рассмотритерыбу в аквариуме. Осмотритеголовурыбы. Какиеорганынаходятсянаголове? Найдитенаживойрыбевсеплавники, названиякоторыхданынарисункеслайда.
Телорыбыразделенонаголову, туловище и хвост. Заметныхграницмеждуотделамителанет. Головарыбыпостепеннопереходит в туловище, а туловище - в хвост. Обтекаемаяформателадаетрыбевозможностьлегкорассекатьводу.
Снаружи тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает кожу рыбы от повреждений. каждая чешуйка представляет собой тонкую костную пластинку. Передним краем чешуйка погружена в кожу рыбы, а задним краем налегает на следующие чешуйки. Такое расположение чешуек не мешает движениям рыбы в воде.
Сопротивление воды значительно уменьшает слизь, покрывающую чешую рыбы снаружи тонким слоем.
Окраска рыб разнообразна. У большинства рыб нижняя сторона тела светлее верхней. например, щука или окунь живущие среди водных растений ,имеют темно-зеленоватую спину и более светлые бока п поперечными полосами. Брюхо у этих рыб желтовато-беловатого цвета. Рыбы, плавающие в толще воды и у поверхности водоемов, например сельди, имеют серебристую окраску тела, маскирующую рыб от их врагов. У рыб, живущих на дне, верхняя сторона тела значительно темнее нижней, обычно светлой.
На голове рыбы находятся ноздри, глаза и рот. С помощью глаз рыбы различают предметы в воде. Ноздри ведут в орган обоняния, воспринимающий запахи.
На боковых сторонах тела рыбы заметен ряд отверстий – это боковая линия. Боковая линия позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды.
Передвигаются рыбы в воде при помощи плавников и резких изгибаний тела. Грудные и брюшные плавники – парные; спинные, хвостовой и анальный – непарные. При помощи парных плавников рыба плывет в право и влево, вверх вниз. Непарные плавники помогают рыбе двигаться по прямой линии.
Презентация слайд «Скелет рыбы»
Внутри теларыбы имеется скелет. скелет составляет опору тела рыбы. У большинства рыб он костный. Основу скелета составляет позвоночник, который тянется вдоль всего тела. Поэтому рыб называют позвоночными животными. Позвоночник состоит из отдельных костей – позвонков. К нижним отросткам позвонков туловища прикрепляются ребра, защищающие внутренние органы рыбы. Позвоночник неподвижно соединен с черепом – скелетом головы, образованным крупными костями. Скелет плавников состоит из большого числа мелких костей.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛЛА
Презентация слайд «Строение рыб. схема»
Презентация слайд «Скелет рыбы»
На какие части разделено тело рыбы?
Чем покрыто тело рыбы снаружи?
Как окрашены рыбы?
С помощью чего рыбы ориентируются в воде?
Какое значение имеет скелет для рыбы из каких костей он состоит?
VII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Индивидуальные задания
по карточкам
(карточка с рисунком рыбы)
уровня сложности:
1 уровень – показать на рисунке рыбы стрелками голову туловище, хвост, боковую линию;
2 уровень – показать на рисунке рыбы стрелками голову, туловище, хвост, боковую линию, грудной плавник, брюшной плавник, спинной плавник, анальный плавник, хвостовой плавник.
(карточка с рисунком скелета рыбы)
2 уровня сложности:
1 уровень – показать на рисунке скелета рыбы стрелками череп, жаберную крышку, позвоночник, ребра;
2 уровень – показать на рисунке скелета рыбы стрелками череп, жаберную крышку, позвоночник, ребра, скелет спинного плавника, скелет грудного плавника, скелет хвостового плавника;
Игра
«Закончи предложение
».
Внутренняя опора тела________(скелет)
Основу скелета составляет _______(позвоночник)
Позвоночник состоит из ________ (позвонков)
Животных, у которых имеется позвоночник, называют__________ (позвоночными)
Дифференцированный опрос
«Умники и умницы»
Вопросы умной совы
Назовите
речных рыб наших водоемов
?
Какие
хищные рыбы встречаются в наших водоемах
?
Каких рыб разводят в наших водоемах?
Скат - речная рыба или морская?
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Обсуждение работы учащихся.
Выставление оценок.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Понаблюдайте за движением рыб в аквариуме
.
Обратите внимание, какие плавники помогают рыбе плыть вперед, а какие – поворачивать в стороны
.
Методика науки кинесполо-гии доктора Пол Деннисон и Гейл Деннисон.
. Коррекция на развитие оперативного внимания, памяти, зрительного восприятия.
Упражнение повышает энергию тела, подключает нервные клетки к различным системам тела: выполнение заданий; навыки самосознания; координирует осанку.
. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Коррекция памяти, мышления.
. Коррекция зрительного восприятия на основе задания на узнавание и соотношение названий частей тела с частями тела насекомого.
. Упражнения для высокого зрительного восприятия, снятия напряжения и утомляемости глаз.
. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавания.
. Коррекция слухового восприятия.
. Методика Деннисон
Упражнения помогают раскрыть возможности, которые заложены в теле, дают высокую умственную энергию.расслабляютшею и плечи;голос при чтении и говорении будет звучать намного сильнее.
Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться при движениях вперед.
Помогают сфокусировать энергию на выполняемой работе.
. Отработка понятия «обтекаемая форма», коррекция воспроизведения вербальной памяти.
. Отработка понятия «растительноядные рыбы», «хищные рыбы ». Коррекция вербальной памяти.
. Коррекция мышления в процессе анализа, синтеза, классификации и сравнении.
. Коррекция речедвигательного анализатора.
. Отработка понятия «промысловые животные».
. Коррекция быстрого осмысленного чтения, развитие речи.
. Коррекция зрительного восприятия , мелкой моторики рук.
. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на узнавание и соотношение.
. Коррекция слухового восприятия.
Отработка понятия «чешуя», коррекция воспроизведения вербальной памяти.
. Отработка понятия «боковая линия», «плавники». Коррекция вербальной памяти.
. Коррекция мышления в процессе анализа, синтеза, классификации и сравнении (логически рассуждать).
. Обобщить и систематизировать полученные на уроке знания.
. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
. Коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
. Коррекция мелкой моторики рук.
Коррекция мышления, памяти
Коррекция мышления, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений на узнавание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гимнастика для глаз
По
днять глаза вверх; опустить к низу, голова неподвижна. (
снимают глазное напряжение)
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна. (
снимают глазное напряжение)
Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза. (
снимают глазное напряжение)
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (
укрепляют мышцы глаза и совершенствуют координацию)
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
(совершенствуют сложные движения глаз)
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый. (.
(совершенствуют сложные движения глаз)
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
( расслабляют мышцы и улучшают кровообращение)