Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучаемся самостоятельно мыслить и действовать: опыт применения кейс-технологии при изучении темы «В. В. Маяковский» в 6 классе. | Соколовская Людмила Владимировна. Работа №341850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представлен конкретный пример занятия с применением кейс-технологии. Универсальность данного занятия состоит в том. что в процессе деятельности на уроке у детей единовременно формируются и совершенствуются ключевые базовые универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС: логические, исследовательские, коммуникативные, регулятивные. 

 

 

Соколовская Людмила Владимировна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25» г. Калуги.

 

Обучаемся самостоятельно мыслить и действовать:

опыт применения кейс-технологии при изучении темы «В. В. Маяковский» в 6 классе.

 

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не одной памятью.

Л. Н. Толстой.

 

Чтобы успешно самореализоваться во взрослой жизни, найти своё место в современном динамичном мире, нынешним школьникам необходимо учиться самостоятельному мышлению и конструктивному взаимодействию с окружающими.

Поэтому каждое из образовательных событий (урок, классный час, игра, викторина, мастер-класс и т.д.), которое планирует и разрабатывает учитель, непременно должно носить практический и личностно-ориентированный характер.

 

В этой связи, на мой взгляд, из всех этапов (блоков) урока наиболее значимым является практический блок.

 

В практический блок включается вся самостоятельная работа обучающихся с информацией, позволяющая

проводить обсуждения

делать обобщения,

сравнивать,

анализировать,

формулировать выводы,

предлагать новые решения с опорой на собственные творческие способности и креативность,

а также знакомить с новой информацией других.

(из Кн.: Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л. В. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.)

Эта цитата - отправная точка нашего разговора. В этой формулировке по сути заложены базовые универсальные учебные действия, которыми должен овладеть ученик: логические., исследовательские, коммуникативные, регулятивные.

 

Мы знаем и применяем разнообразные формы и методы работы, организующие практическую деятельность учащихся. Они выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от поставленных задач и ожидаемых результатов.

 

Сегодня я хочу заострить внимание на методе, при использовании которого единовременно формируются перечисленные выше универсальные учебные действия. Это кейс–метод.

 

Я практикую занятия с использованием кейс-метода достаточно давно. Начинаю вводить их на уроках уже с 5-6 класса.

 

 

Предлагаю вашему вниманию конкретный пример.

 

Итак, 6 класс, урок литературы на тему: «В. В. Маяковский. Личность поэта. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

 

На уроке шестиклассникам предстоит по сути первое серьёзное знакомство с поэтом.

 

Ставлю цель урока: сформировать у детей первоначальное представление

а) о В. В. Маяковском как личности;

б) о значении его поэзии.

 

Предварительная подготовка: объединение детей в группы, особая рассадка.

 

Оборудование урока:

к

онверты - к

ейсы для каждой группы;

учебники;

т

олковы

е

словари;

фотография памятника В. В. Маяковско

му в г. Калуга.

 

Мы пойдём путём исследователя– от вопроса-проблемы к ответу на этот вопрос. Итак, поехали!

 

- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на фотографию.

 

- Что вы видите? (ответы детей).

- Да, это памятник Владимиру Владимировичу Маяковскому. Он установлен на одной из площадей нашего родного города Калуги – на площади, которая также носит имя Маяковского.

- А почему калужане наряду с именами Г. К. Жукова, Ю. А. Гагарина, А.Л. Чижевского увековечили и имя В. В. Маяковского?

- Чтобы это узнать, мы с вами отправимся на сто лет назад.

- А что нужно современному человеку, который отправляется в путешествие в незнакомое место? (Навигатор)

- Сегодня вашим навигатором и гидом будут кейсы* (см. Приложение) и учитель. Кейсы приготовлены для каждой группы и лежат на ваших столах. Вскройте их, пожалуйста.

 

- Наш навигатор указывает стрелочкой на задание №1.

Внимательно прочитайте материалы этого задания и, придерживаясь рекомендованной пошаговой последовательности, выполните их.

 

Задание 1.

 

Прочитайте 1-й абзац статьи учебника стр. 2

45

. Найдите слова, отражающие характерные черты личности Владимира Маяковского.

Все ли слова вам понятны?

Проверьте себя, обратившись к Толковому словарю.

Обсудите и выделите из данного абзаца ключевую обобщающую характеристику, вбирающую в себя все остальные.

Расскажите одноклассникам, к какому выводу вы пришли, поясните свою

точку

зрения.

 

 

Выполняя задания этого блока,

дети работают с научным текстом – учебником, словарями;

разбираются с семантикой слов:

«Могучий» - могущественный, мощный, крепкий, сильный.

«Неуёмный» - такой, что нельзя унять, неудержимый.

«Яркий» - перен.: сильный, впечатляющий.

«Кипеть» - перен: осуществляться с большой силой;

приходят к 1-му выводу: В. М. был человеком могучих жизненных сил, натура сильная и мощная.

- Итак, нам открылась одна сторона личности Владимира Маяковского.

 

- Продолжим работу. Навигатор привёл нас к заданию №2. Ознакомьтесь, пожалуйста с этим блоком. Рассмотрите прилагаемые материалы. Выполните задания.

 

Задание 2.

Внимательно рассмотрите портрет В. Маяковского. Лев Николаевич Толстой считал: «Глаза – зеркало души». Какие чувства выражают глаза поэта В. Маяковского на фотографии?

Предположите, почему?

Прочитайте 4-

6

абзац статьи учебника стр. 2

46

. Подтвердились ли ваши предположения?

Познакомьтесь с воспоминаниями современников о поэте.

Какая сторона личности поэта открылась для вас в работе над заданием

2? Поделитесь своими открытиями с одноклассниками.

 

Детям предлагается весьма широкий спектр материалов для анализа:

* визуальная информация: фотография поэта;

* воспоминания современников;

* фрагмент учебной статьи.

В процессе работы над этим блоком открывается другая сторона личности поэта - перед нами великодушный, чуткий, ранимый, человек большого сердца.

 

- Мы увидели, что В. М. – личность необыкновенная. Многогранная.

 

- И вот теперь мы подошли к третьей части нашего исследования – к стихотворению поэта.

 

- Выполните Задание 3 и поделитесь своими открытиями с одноклассниками.

 

Задание 3.

 

Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (учебник стр. 2

47-248

).

В чём вы видите проявление силы поэта, а в чём – чуткость его души?

Поделитесь своими открытиями с одноклассниками.

 

 

В процессе обсуждения стихотворения, дети приходят к выводу: сила личности поэта – в способности противостоять толпе обывателей, глумящихся над упавшей лошадью.

А если взять во внимание, что стихи носят обобщающий иносказательный характер, то становится понятно, что поэт поднимает проблему человеческого равнодушия и человеческой доброты, учит нас добру, милосердию и состраданию.

 

Учитель: (возвращается к фотографии памятника поэту)

- И если через строки стихов мы услышали биение сердца поэта –

РАДИ ЭТОГО –

И СТОИЛО ЖИТЬ,

И РАБОТАТЬ СТОИЛО.

 

Цели урока достигнуты. Дети работали с интересом, активно, плодотворно.

 

 

 

 

Приложение:

 

*Кейс содержит следующие материалы:

 

Лист -

з

адания

 

 

Задание1.

Прочитайте 1-й абзац статьи учебника стр. 2

45

. Найдите слова, отражающие характерные черты личности Владимира Маяковского.

Все ли слова вам понятны?

Проверьте себя, обратившись к Толковому словарю.

Обсудите и выделите ключевую обобщающую характеристику, вбирающую в себя все остальные. Запишите её.

 

Задание 2.

Внимательно рассмотрите портрет В. Маяковского. Лев Николаевич Толстой считал: «Глаза – зеркало души». Какие

чувства выражают

глаза у поэта В. Маяковского на фотографии?

Предположите, почему?

Прочитайте 4-

6

абзац статьи учебника стр. 2

46

. Подтвердились ли ваши предположения?

Познакомьтесь с воспоминаниями современников о поэте.

Какая сторона личности поэта открылась для вас в работе над заданием 2? Запишите.

 

Задание 3.

Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (учебник стр. 2

47-248

).

В чём вы видите проявление силы поэта, а в чём – чуткость его души?

 

 

2. фотографию В. В. Маяковского

 

 

3. воспоминания современников о Владимире Маяковском:

 

«

Великий поэт был крайне великодушен и часто раздавал пожилым людям деньги. Он сам находил стариков и материально их поддерживал, желая оставаться анонимным.

»

«

Поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам. Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен.

»

 

«

Маяковский старательно трудился, чтобы найти самую подходящую, идеальную рифму, которая вписывалась бы в стихотворения по всем параметрам. Он мог пройти 15-20 км, пока не найдет именно то, что надо.

»

 

 

 

Список используемой литературы

 

Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л. В. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.)

Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. Под редакцией доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих.

Москва, издательский ц

е

нтр «Академия». 2015.

 

 

 

Интернет-ресурсы

Владимир Маяковский: 2

тыс

изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)

Исследовательская работа по русской литературе "Неувиденный Владимир Маяковский. Мифы и реальность". (multiurok.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×