Обучаемся самостоятельно мыслить и действовать: опыт применения кейс-технологии при изучении темы «В. В. Маяковский» в 6 классе. | Соколовская Людмила Владимировна. Работа №341850
В статье представлен конкретный пример занятия с применением кейс-технологии. Универсальность данного занятия состоит в том. что в процессе деятельности на уроке у детей единовременно формируются и совершенствуются ключевые базовые универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС: логические, исследовательские, коммуникативные, регулятивные.
Соколовская Людмила Владимировна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25» г. Калуги.
Обучаемся самостоятельно мыслить и действовать:
опыт применения кейс-технологии при изучении темы «В. В. Маяковский» в 6 классе.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не одной памятью.
Л. Н. Толстой.
Чтобы успешно самореализоваться во взрослой жизни, найти своё место в современном динамичном мире, нынешним школьникам необходимо учиться самостоятельному мышлению и конструктивному взаимодействию с окружающими.
Поэтому каждое из образовательных событий (урок, классный час, игра, викторина, мастер-класс и т.д.), которое планирует и разрабатывает учитель, непременно должно носить практический и личностно-ориентированный характер.
В этой связи, на мой взгляд, из всех этапов (блоков) урока наиболее значимым является практический блок.
В практический блок включается вся самостоятельная работа обучающихся с информацией, позволяющая
проводить обсуждения
делать обобщения,
сравнивать,
анализировать,
формулировать выводы,
предлагать новые решения с опорой на собственные творческие способности и креативность,
а также знакомить с новой информацией других.
(из Кн.: Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л. В. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.)
Эта цитата - отправная точка нашего разговора. В этой формулировке по сути заложены базовые универсальные учебные действия, которыми должен овладеть ученик: логические., исследовательские, коммуникативные, регулятивные.
Мы знаем и применяем разнообразные формы и методы работы, организующие практическую деятельность учащихся. Они выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от поставленных задач и ожидаемых результатов.
Сегодня я хочу заострить внимание на методе, при использовании которого единовременно формируются перечисленные выше универсальные учебные действия. Это кейс–метод.
Я практикую занятия с использованием кейс-метода достаточно давно. Начинаю вводить их на уроках уже с 5-6 класса.
Предлагаю вашему вниманию конкретный пример.
Итак, 6 класс, урок литературы на тему: «В. В. Маяковский. Личность поэта. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
На уроке шестиклассникам предстоит по сути первое серьёзное знакомство с поэтом.
Ставлю цель урока: сформировать у детей первоначальное представление
а) о В. В. Маяковском как личности;
б) о значении его поэзии.
Предварительная подготовка: объединение детей в группы, особая рассадка.
Оборудование урока:
к
онверты - к
ейсы для каждой группы;
учебники;
т
олковы
е
словари;
фотография памятника В. В. Маяковско
му в г. Калуга.
Мы пойдём путём исследователя– от вопроса-проблемы к ответу на этот вопрос. Итак, поехали!
- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на фотографию.
- Что вы видите? (ответы детей).
- Да, это памятник Владимиру Владимировичу Маяковскому. Он установлен на одной из площадей нашего родного города Калуги – на площади, которая также носит имя Маяковского.
- А почему калужане наряду с именами Г. К. Жукова, Ю. А. Гагарина, А.Л. Чижевского увековечили и имя В. В. Маяковского?
- Чтобы это узнать, мы с вами отправимся на сто лет назад.
- А что нужно современному человеку, который отправляется в путешествие в незнакомое место? (Навигатор)
- Сегодня вашим навигатором и гидом будут кейсы* (см. Приложение) и учитель. Кейсы приготовлены для каждой группы и лежат на ваших столах. Вскройте их, пожалуйста.
- Наш навигатор указывает стрелочкой на задание №1.
Внимательно прочитайте материалы этого задания и, придерживаясь рекомендованной пошаговой последовательности, выполните их.
Задание 1.
Прочитайте 1-й абзац статьи учебника стр. 2
45
. Найдите слова, отражающие характерные черты личности Владимира Маяковского.
Все ли слова вам понятны?
Проверьте себя, обратившись к Толковому словарю.
Обсудите и выделите из данного абзаца ключевую обобщающую характеристику, вбирающую в себя все остальные.
Расскажите одноклассникам, к какому выводу вы пришли, поясните свою
точку
зрения.
Выполняя задания этого блока,
дети работают с научным текстом – учебником, словарями;
разбираются с семантикой слов:
«Могучий» - могущественный, мощный, крепкий, сильный.
«Неуёмный» - такой, что нельзя унять, неудержимый.
«Яркий» - перен.: сильный, впечатляющий.
«Кипеть» - перен: осуществляться с большой силой;
приходят к 1-му выводу: В. М. был человеком могучих жизненных сил, натура сильная и мощная.
- Итак, нам открылась одна сторона личности Владимира Маяковского.
- Продолжим работу. Навигатор привёл нас к заданию №2. Ознакомьтесь, пожалуйста с этим блоком. Рассмотрите прилагаемые материалы. Выполните задания.
Задание 2.
Внимательно рассмотрите портрет В. Маяковского. Лев Николаевич Толстой считал: «Глаза – зеркало души». Какие чувства выражают глаза поэта В. Маяковского на фотографии?
Предположите, почему?
Прочитайте 4-
6
абзац статьи учебника стр. 2
46
. Подтвердились ли ваши предположения?
Познакомьтесь с воспоминаниями современников о поэте.
Какая сторона личности поэта открылась для вас в работе над заданием
2? Поделитесь своими открытиями с одноклассниками.
Детям предлагается весьма широкий спектр материалов для анализа:
* визуальная информация: фотография поэта;
* воспоминания современников;
* фрагмент учебной статьи.
В процессе работы над этим блоком открывается другая сторона личности поэта - перед нами великодушный, чуткий, ранимый, человек большого сердца.
- Мы увидели, что В. М. – личность необыкновенная. Многогранная.
- И вот теперь мы подошли к третьей части нашего исследования – к стихотворению поэта.
- Выполните Задание № 3 и поделитесь своими открытиями с одноклассниками.
Задание 3.
Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (учебник стр. 2
47-248
).
В чём вы видите проявление силы поэта, а в чём – чуткость его души?
Поделитесь своими открытиями с одноклассниками.
В процессе обсуждения стихотворения, дети приходят к выводу: сила личности поэта – в способности противостоять толпе обывателей, глумящихся над упавшей лошадью.
А если взять во внимание, что стихи носят обобщающий иносказательный характер, то становится понятно, что поэт поднимает проблему человеческого равнодушия и человеческой доброты, учит нас добру, милосердию и состраданию.
Учитель: (возвращается к фотографии памятника поэту)
- И если через строки стихов мы услышали биение сердца поэта –
РАДИ ЭТОГО –
И СТОИЛО ЖИТЬ,
И РАБОТАТЬ СТОИЛО.
Цели урока достигнуты. Дети работали с интересом, активно, плодотворно.
Приложение:
*Кейс содержит следующие материалы:
Лист -
з
адания
Задание1.
Прочитайте 1-й абзац статьи учебника стр. 2
45
. Найдите слова, отражающие характерные черты личности Владимира Маяковского.
Все ли слова вам понятны?
Проверьте себя, обратившись к Толковому словарю.
Обсудите и выделите ключевую обобщающую характеристику, вбирающую в себя все остальные. Запишите её.
Задание 2.
Внимательно рассмотрите портрет В. Маяковского. Лев Николаевич Толстой считал: «Глаза – зеркало души». Какие
чувства выражают
глаза у поэта В. Маяковского на фотографии?
Предположите, почему?
Прочитайте 4-
6
абзац статьи учебника стр. 2
46
. Подтвердились ли ваши предположения?
Познакомьтесь с воспоминаниями современников о поэте.
Какая сторона личности поэта открылась для вас в работе над заданием 2? Запишите.
Задание 3.
Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (учебник стр. 2
47-248
).
В чём вы видите проявление силы поэта, а в чём – чуткость его души?
2. фотографию В. В. Маяковского
3. воспоминания современников о Владимире Маяковском:
«
Великий поэт был крайне великодушен и часто раздавал пожилым людям деньги. Он сам находил стариков и материально их поддерживал, желая оставаться анонимным.
»
«
Поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам. Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен.
»
«
Маяковский старательно трудился, чтобы найти самую подходящую, идеальную рифму, которая вписывалась бы в стихотворения по всем параметрам. Он мог пройти 15-20 км, пока не найдет именно то, что надо.
»
Список используемой литературы
Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л. В. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.)
Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. Под редакцией доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих.
Москва, издательский ц
е
нтр «Академия». 2015.
Интернет-ресурсы
Владимир Маяковский: 2
тыс
изображений найдено в Яндекс Картинках (yandex.ru)
Исследовательская работа по русской литературе "Неувиденный Владимир Маяковский. Мифы и реальность". (multiurok.ru)