Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста | Казакова Елена Александровна. Работа №333104
Обучающие игры, предметно-пространственная развивающая среда, методическая литература по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда, уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека, закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Обучающие игры по экономическому воспитанию детей - дошкольного возраста
«Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Материал: меню с изображением продуктов питания.
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.
«Туристический поход»
Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут. Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
«Предприятия нашего города»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.
Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.
Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.
«Товарный склад»
Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).
Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».
Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.
«Советы покупателю»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?
Игра «Хочу и надо»
Цель: формирование опыта игровых действий, отображающих смысл социальных отношений.
Материал и оборудование: карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы; карточки с иллюстрациями понятий «хочу» и «надо»; игровое поле.
В ходе игры дети определяют, к какому понятию («хочу» или «надо») относится изображённый на карточке предмет, и крепят к нему иллюстрацию, символизирующую соответствующее понятие.
Игра «Где пригодится»
Цель: развитие интереса к труду своих родителей.
Материал: экономическая карта, на которой слева изображены: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь и др., а справа — иллюстрации готовых блюд: каша, салат, варенье, повидло, сок; карандаши по количеству детей.
Необходимо соединить линиями изображения блюд и продуктов, из которых они готовятся.
Игра «Кто что производит»
Цель: развитие интереса к социальной действительности, к труду взрослых.
Материал: экономическая карта, на которой слева изображены представители разных профессий: повар у плиты, токарь у станка, садовод в саду, художник за мольбертом, портной за швейной машиной, справа — иллюстрации готовой продукции; карандаши по количеству детей.
Дети стрелочкой соединяют изображения представителей профессий и иллюстрации произведённой ими продукции.
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
Посуда, книги разного качества (сорта).
Демонстрационные пособия “Гжель”, “
Жестово
”, “Дымковская игрушка”.
Мелкие игрушки из киндер
сюрпризов (для магазина детских товаров).
Ценники.
Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме “Реклама”
Рекламные газеты “Клиент”, “
Экстра-М
” и др.
Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп
.
(
п
римерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
“Портреты” членов семьи.
Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова,
Ювента
, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
Успенский Э.,
Агрон
И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Татьяна Попова. Волшебный банкомат. Детям об экономике
Веселая и поучительная история о Кате и Сереже, которые оказались на сказочном острове с волшебным банкоматом. Вместе с аборигенами герои с нуля налаживают на острове товарно-денежные отношения, учатся строить бизнес, копить и управлять финансами.
На примере обитателей острова ребенок узнает, откуда берутся деньги и как делать покупки. Разберется, что такое банк, кредит, вклад, бюджет и как они устроены.
В конце каждой главы есть практические задания для закрепления знаний (загадки, вопросы на смекалку, игры) и рекомендации для родителей — как эффективнее изучить материал вместе с ребенком.
Книга поможет детям научиться принимать первые финансовые решения и избегать ошибок. А также они не будут вздрагивать при виде экономических терминов, думая, что же они значат.
Возраст: от 5 лет.
Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей
Эта книга выручит родителей, которые не знают, как начать с детьми разговор о деньгах.
Автор идет от простых вопросов: «как появились деньги?», «как их посчитать?» к сложным: «как заставить деньги работать?», «как позаботиться о своем будущем?». Ответы на них мы узнаем от героев книги — семьи Кузнецовых.
На примерах из их жизни дети научатся рассчитывать бюджет и сравнивать цены разных товаров, чтобы расставлять приоритеты. Например, чтобы купить мопед для сына Паши Кузнецовы должны будут работать почти треть месяца. Причем заработанные деньги за это время они смогут потратить только на мопед и ни на что другое. Ребенок сможет оценить, оправданна ли такая трата денег. Ведь помимо покупки мопеда зарплата родителей уходит на еду, одежду, оплату квартиры, проезда и многого другого.
Книга учит детей делить траты на желаемые и необходимые, распознавать фальшивые банкноты, экономить и копить. К каждой теме есть упражнения и задачи, которые помогут понять, разобрался ли ребенок в вопросе.
Еще один плюс — можно выбирать, какой формат книги вам больше подходит. Бумажную версию можно купить в магазинах или бесплатно скачать электронный вариант на сайте автора.
Возраст: от 5 лет.
Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом
© Источник: детский портал «Солнышко»
https://solnet.ee/school/misha-businessman
Комплект из 10 книг
Обучающий комплект "Азы финансовой культуры" - это возможность:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни
- заложить правильное отношение к финансовым ресурсам
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений
- мотивировать к бережливости
- формировать систему ценностей
- развивать интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
Комплект включает пособия:
- Программа
- Методические рекомендации
- Читаем и обсуждаем
- Книжки-раскраски к трём произведениям
- Рассуждаем и решаем
- Играем вместе
- Мини-спектакли (с раздаточным материалом)
- Говорим с детьми о финансах (пособие для родителей).