Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучение анализу художественного произведения по МДК 01.03 Детская литература с практикумом | Голубкова Вера Васильевна. Работа №353160

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методике обучения анализу художественного произведения в начальной школе на уроках литературного чтения. В рамках дисциплины МДК 01.03 «Детская литература с практикумом» важным аспектом является развитие у учащихся умения понимать и анализировать литературные произведения, что способствует развитию их критического мышления и творческих способностей. Рассматриваются основные виды анализа художественного произведения, применяемые в начальной школе, такие как анализ сюжета, образов персонажей, языковых средств и авторской позиции. Приводятся примеры практических заданий и методов, которые помогают учащимся освоить анализ литературных произведений и выстраивать самостоятельное восприятие литературы.

Ключевые слова: анализ художественного произведения, литературное чтение, детская литература, МДК 01.03, начальная школа, методы анализа, педагогика.

Обучение анализу художественного произведения по МДК 01.03 Детская литература с практикумом

 

Голубкова Вера Васильевна, преподаватель

ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический

колледж ордена "Знак Почёта" г. Кудымкар

 

Аннотация. Статья посвящена методике обучения анализу художественного произведения в начальной школе на уроках литературного чтения. В рамках дисциплины МДК 01.03 «Детская литература с практикумом» важным аспектом является развитие у учащихся умения понимать и анализировать литературные произведения, что способствует развитию их критического мышления и творческих способностей. Рассматриваются основные виды анализа художественного произведения, применяемые в начальной школе, такие как анализ сюжета, образов персонажей, языковых средств и авторской позиции. Приводятся примеры практических заданий и методов, которые помогают учащимся освоить анализ литературных произведений и выстраивать самостоятельное восприятие литературы.

Ключевые слова: анализ художественного произведения, литературное чтение, детская литература, МДК 01.03, начальная школа, методы анализа, педагогика.

 

Обучение анализу художественного произведения является одной из важнейших задач уроков литературного чтения в начальной школе. Способность ребенка воспринимать, осмыслять и интерпретировать литературные тексты способствует развитию не только его читательских навыков, но и критического мышления, эмоционального интеллекта, а также формирует у ребенка основы культурной идентичности. Важным аспектом педагогической работы в рамках дисциплины МДК 01.03 «Детская литература с практикумом» является то, как преподаватели обучают школьников анализировать произведения, доступные их возрасту, и какие методы используются для этого в начальной школе.

Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе имеет несколько направлений, которые помогают учащимся глубже понять содержание текста, а также научиться выражать собственные мысли о прочитанном. Среди таких направлений можно выделить анализ сюжета произведения, его персонажей, языковых средств, а также выявление авторской позиции и нравственного содержания произведения.

Одним из наиболее распространенных видов анализа является анализ сюжета произведения. На уроках литературного чтения учитель помогает детям выделить основные события текста, понять их последовательность и значимость. Важно, чтобы дети не только рассказывали содержание произведения, но и умели выделять ключевые моменты, которые влияют на развитие событий. Например, если на уроке обсуждается сказка «Колобок», учитель может предложить детям выделить главные события: как Колобок убегает от бабушки и дедушки, встречает разных животных и, наконец, оказывается съеденным лисой. Этот анализ помогает детям не только запомнить сюжет, но и учит их логично и последовательно рассказывать о прочитанном.

Кроме того, на уроках литературного чтения важно развивать у детей навыки анализа образов персонажей. Это позволяет учащимся не только понимать, какие черты характера присущи героям произведения, но и учиться сравнивать и противопоставлять персонажей, а также раскрывать их мотивацию. Например, при изучении сказки «Три медведя» можно предложить детям рассмотреть образы медведей и Маши, обсудить их поступки, понять, почему Маша оказалась в доме медведей, и как она себя вела. Дети учат не только запоминать черты персонажей, но и высказывать свои мнения о том, почему герои поступают так или иначе. Это развивает у них навыки анализа и рефлексии.

Анализ языковых средств также играет большую роль в обучении литературному анализу. На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с особенностями языка произведения: с тем, как автор использует средства выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения) для того, чтобы сделать текст более ярким и эмоциональным. Например, при анализе стихотворения Сергея Михалкова «Что такое хорошо и что такое плохо» можно обсудить, как автор с помощью простых и понятных слов передает важные нравственные истины. Важно, чтобы дети не только распознавали выразительные средства, но и умели объяснять, как они помогают лучше понять содержание произведения и его эмоциональную атмосферу.

Другим важным аспектом является выявление авторской позиции. На уроках литературного чтения учитель помогает детям понять, что в каждом произведении отражается точка зрения автора, его отношение к событиям и персонажам. Примером такого анализа может служить произведение К. И. Чуковского «Телефон». Дети могут обсудить, как автор через описание нелепых событий подчеркивает абсурдность ситуаций, в которых персонажи обращаются к телефоне с просьбами к различным животным. Такой анализ помогает учащимся понимать не только содержание произведения, но и скрытые смыслы, которые автор заложил в текст.

Одним из ключевых методов, который используется для развития навыков анализа, является метод вопросов. На уроках литературного чтения учитель задает детям вопросы, которые побуждают их к размышлениям о прочитанном. Это могут быть вопросы о том, что понравилось или не понравилось в произведении, какие поступки героев показались правильными или неправильными, что автор хотел донести до читателя. Вопросы помогают детям глубже понять содержание текста, высказывать свои мнения и аргументировать их.

Практическим примером такого подхода может быть работа с рассказом Валентина Постникова «Как я учил бабушку». На уроке учитель задает вопросы: «Какие качества проявились в герое рассказа?», «Почему бабушка поначалу не понимала, что хочет ее внук?», «Какие чувства вызывает этот рассказ?» и т.д. Ответы на такие вопросы помогают детям не только анализировать текст, но и осмысленно подходить к его восприятию, выстраивать логические цепочки и находить ответы на важные вопросы.

Одним из примеров успешного применения различных методов анализа в начальной школе является работа с рассказами о природе. Например, анализ рассказа Виталия Бианки «Лесные друзья» может быть направлен на изучение того, как автор описывает природу и животных, какие образы создаются с помощью языка, как звучат на фоне природных явлений переживания и действия героев. Такие занятия помогают детям развивать не только способность анализировать произведение, но и учат их наблюдать, думать о взаимосвязи человека и природы.

Важным элементом работы с художественным произведением является умение делать выводы о нравственном содержании произведения. На уроках литературного чтения учитель может предложить детям подумать о том, что они узнали из текста, какие уроки можно извлечь из поступков героев. Например, при работе с баснями Ивана Крылова важно обсудить, какой моральный урок заключен в каждом произведении. Детям можно предложить подытожить, чему учат басни, какие ошибки совершают герои и как можно поступить по-другому.

Таким образом, обучение анализу художественного произведения в начальной школе требует использования различных методов, которые развивают у детей критическое мышление, творческие способности и умение выражать свои мысли. Важно, чтобы уроки литературного чтения не только знакомили с произведениями классической детской литературы, но и развивали у детей навыки глубокого восприятия текста. Применение таких методов, как анализ сюжета, персонажей, языковых средств, а также выявление авторской позиции и нравственного содержания, позволяет детям не только учить произведения наизусть, но и осмысленно относиться к прочитанному. В рамках дисциплины МДК 01.03 «Детская литература с практикумом» преподаватель помогает студентам развивать эти навыки, обучая их работать с текстами и передавать эти умения своим будущим ученикам.

 

 

Список литературы

 

1. Детская литература: учебное пособие / под ред. Путиловой Е. О. — М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 540 с.

2. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 468 с.

3. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М., 1998.

4. Минералова, И. Г. Детская литература: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2017 – 333 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×