Обучение аудированию в СПО в условиях реализации ФГОС нового поколения | Шевченко Оксана Анатольевна. Работа №352365
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к обучению аудированию в системе среднего профессионального образования (СПО) в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Освещаются особенности аудирования как вида речевой деятельности, его роль в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также принципы и приемы, способствующие развитию этого навыка. Акцентируется внимание на значении интеграции аудирования с другими видами речевой деятельности и использовании технологий, соответствующих современным образовательным требованиям.
Ключевые слова: аудирование, СПО, ФГОС нового поколения, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональное образование, технологии обучения.
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Шевченко Оксана Анатольевна, преподаватель английского языка
ГБПОУ ЧГК «Рост»
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к обучению аудированию в системе среднего профессионального образования (СПО) в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Освещаются особенности аудирования как вида речевой деятельности, его роль в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также принципы и приемы, способствующие развитию этого навыка. Акцентируется внимание на значении интеграции аудирования с другими видами речевой деятельности и использовании технологий, соответствующих современным образовательным требованиям.
Ключевые слова: аудирование, СПО, ФГОС нового поколения, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональное образование, технологии обучения.
Аудирование занимает центральное место в процессе обучения английскому языку в системе среднего профессионального образования (СПО). Этот вид речевой деятельности, предполагающий восприятие и понимание звучащей речи, выступает не только как самостоятельная цель, но и как средство формирования других языковых навыков. В условиях реализации ФГОС нового поколения, ориентированных на компетентностный подход и подготовку выпускников к профессиональной деятельности, аудирование приобретает особое значение, так как оно является основой для развития коммуникативной компетенции, необходимой в реальных рабочих ситуациях.
Одной из ключевых задач, поставленных перед преподавателями английского языка в СПО, является создание условий для активного восприятия и анализа устной речи. Учащиеся должны не только уметь понимать общий смысл и основную идею услышанного, но и быть готовыми к выполнению профессиональных задач, связанных с восприятием речевой информации. Для достижения этой цели преподавателю важно учитывать специфику аудирования как сложного когнитивного процесса, включающего понимание лексических, грамматических и интонационных особенностей иностранного языка.
ФГОС нового поколения подчеркивает необходимость интеграции языковой подготовки с профессиональной ориентацией, что требует использования аутентичных материалов, соответствующих будущей специальности обучающихся. Например, студенты технических направлений должны быть готовы воспринимать инструкции, описания процессов или комментарии, связанные с их профессиональной сферой. Это подразумевает работу с текстами, насыщенными терминами и профессиональной лексикой, а также с аудиоматериалами, отражающими реальные коммуникативные ситуации.
Обучение аудированию в СПО строится на основе ряда принципов, одним из которых является системность. Развитие навыков восприятия устной речи должно быть включено в общий процесс формирования всех компонентов речевой деятельности. Так, успешное аудирование невозможно без достаточного уровня языковой компетенции, включающей знание фонетики, лексики и грамматики. Кроме того, оно тесно связано с развитием говорения, так как понимание услышанного зачастую становится основой для последующей устной реплики или обсуждения.
Еще одним важным принципом является использование аутентичных материалов, которые отражают реальные речевые ситуации. Аутентичные тексты, представленные в виде записей диалогов, лекций, интервью или инструкций, позволяют учащимся привыкать к особенностям речи носителей языка, таким как темп, акцент, сокращения или идиоматические выражения. Работа с такими материалами способствует не только развитию навыков аудирования, но и повышению мотивации обучающихся, так как они видят практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности.
С внедрением ФГОС нового поколения в образовательный процесс активно входят цифровые технологии, которые открывают новые возможности для обучения аудированию. Использование мультимедиа, онлайн-платформ и мобильных приложений позволяет преподавателю создавать учебные ситуации, максимально приближенные к реальным. Например, прослушивание подкастов, просмотр видеороликов или выполнение интерактивных заданий стимулирует учащихся к самостоятельному освоению материала и развитию их навыков восприятия речи в условиях естественной языковой среды.
Особое внимание при обучении аудированию уделяется этапу контроля и оценки достигнутых результатов. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их уровень языковой подготовки и профессиональные потребности. Эффективными средствами оценки являются задания, направленные на выявление понимания общей идеи текста, извлечение конкретной информации или анализ логических связей между его частями. Такие задания могут включать ответ на вопросы, заполнение таблиц или краткое пересказанное содержание прослушанного материала.
Важным аспектом является интеграция аудирования с другими видами речевой деятельности. Слушание текста может служить отправной точкой для обсуждения, написания эссе или выполнения грамматических упражнений, основанных на услышанном материале. Этот подход позволяет учащимся использовать знания, полученные в процессе аудирования, для выполнения различных учебных и профессиональных задач.
Таким образом, обучение аудированию в СПО в условиях реализации ФГОС нового поколения требует от преподавателя комплексного подхода, основанного на понимании особенностей этого вида деятельности и его роли в образовательном процессе. Использование аутентичных материалов, цифровых технологий и профессионально ориентированных заданий позволяет не только развивать навыки восприятия устной речи, но и формировать у обучающихся коммуникативные умения, необходимые для их успешной профессиональной деятельности. Аудирование, являясь важным компонентом языкового образования, способствует всестороннему развитию личности студента и его подготовке к эффективному взаимодействию в профессиональной и социальной среде.
Список литературы
1. Малярова И. А. Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности / И. А. Малярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 311-313.
2. Свиридова Е. С. Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка / Е. С. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 192-194.