Обучение безопасности в интернете: как защитить детей от онлайн-угроз | Шульженко Людмила Александровна. Работа №350445
Аннотация. Современные дети с раннего возраста активно используют интернет, что открывает перед ними широкие возможности для обучения, общения и развлечений. Однако интернет также таит в себе множество угроз, таких как кибербуллинг, фишинг, вредоносные программы и другие виды онлайн-опасностей. В статье рассматриваются методы и подходы к обучению школьников безопасному использованию интернета, а также роль учителей информатики в подготовке учащихся к эффективному и безопасному взаимодействию с цифровыми технологиями. Описаны примеры из практики и рекомендации по созданию программы безопасности для школьников.
Ключевые слова: безопасность в интернете, кибербуллинг, фишинг, вредоносные программы, защита детей, цифровая грамотность, информационная безопасность, онлайн-угрозы.
Обучение безопасности в интернете: как защитить детей от онлайн-угроз
Шульженко Людмила Александровна, учитель информатики
ГБОУ "СОШ ПГТ. КУЙБЫШЕВО"
Аннотация. Современные дети с раннего возраста активно используют интернет, что открывает перед ними широкие возможности для обучения, общения и развлечений. Однако интернет также таит в себе множество угроз, таких как кибербуллинг, фишинг, вредоносные программы и другие виды онлайн-опасностей. В статье рассматриваются методы и подходы к обучению школьников безопасному использованию интернета, а также роль учителей информатики в подготовке учащихся к эффективному и безопасному взаимодействию с цифровыми технологиями. Описаны примеры из практики и рекомендации по созданию программы безопасности для школьников.
Ключевые слова: безопасность в интернете, кибербуллинг, фишинг, вредоносные программы, защита детей, цифровая грамотность, информационная безопасность, онлайн-угрозы.
В современном мире дети с раннего возраста начинают активно пользоваться интернетом. Для них он является не только средством общения и развлечений, но и важным инструментом для обучения и саморазвития. Тем не менее, без должного контроля и знаний об угрозах, с которыми можно столкнуться в сети, интернет может стать опасным пространством. Задача учителей, в том числе и учителей информатики, — научить школьников основам цифровой безопасности, чтобы они могли пользоваться интернетом безопасно и уверенно.
С каждым годом количество онлайн-угроз растет, и детям, не обладающим достаточным опытом и знаниями о возможных опасностях, сложно ориентироваться в цифровом пространстве. Учителям важно помочь детям понять, что интернет — это не только интересный и полезный инструмент, но и среда, в которой они могут столкнуться с угрозами, такими как кибербуллинг, фишинг, враждебные вирусы, вредоносные программы, а также нежелательный или даже опасный контент.
Одной из ключевых задач является формирование у школьников навыков критического мышления и осознанного отношения к тому, с кем и как они общаются в сети. Детям важно понимать, что не каждый человек, с которым они общаются в интернете, является тем, кем он себя представляет. К тому же они должны знать, как защищать свои личные данные и обезопасить устройства от вредоносных программ.
Один из важнейших аспектов безопасности в интернете — это обучение школьников распознавать угрозы, такие как фишинг, кибербуллинг и подозрительные ссылки. Учащиеся должны быть знакомы с основными признаками фишинга — например, когда электронное письмо выглядит как официальное уведомление от банка или социальной сети, но в нем есть ошибки, и ссылка ведет на сомнительный сайт. На уроках информатики учителя могут с помощью простых примеров научить детей, как распознавать подобные угрозы.
Примером может быть ситуация, когда учащиеся получают письмо, якобы от администрации социальной сети, с просьбой подтвердить личные данные. Учитель информатики может объяснить, как проверить подлинность таких писем: обратить внимание на адрес отправителя, проверку ссылок и другие признаки, указывающие на возможную угрозу.
Для того чтобы ученик мог защититься от угроз, связанных с кибербуллингом, важно научить его соблюдать правила безопасного общения в сети. Важным элементом является объяснение того, что стоит делать, если кто-то угрожает или оскорбляет в интернете. Здесь можно привести пример с социальными сетями, где учащиеся могут столкнуться с хейтерами или людьми, пытающимися манипулировать другими. Вместо того чтобы отвечать на агрессию, важно научить детей правильно блокировать пользователей и сообщать о нарушениях.
Совсем недавно вопрос защиты личных данных стал актуален не только в связи с утечками информации, но и из-за распространения вирусов и программ-шпионов. Учащимся необходимо объяснить, что такое личная информация, зачем ее нужно защищать и как правильно управлять настройками конфиденциальности в социальных сетях, мессенджерах и других онлайн-платформах. Примером может быть задача по созданию безопасного профиля в социальной сети. Учащиеся могут практиковаться в настройках конфиденциальности, научиться скрывать свои личные данные от посторонних и использовать двухфакторную аутентификацию для защиты аккаунтов. На уроках информатики важно создать проект, в котором учащиеся должны разобраться, как защищать свои личные данные, а также как правильно делиться ими только с доверенными людьми.
Еще один важный момент — это использование сложных паролей и управление паролями. Учитель может провести занятие, на котором покажет, как создать надежный пароль, а также зачем использовать разные пароли для разных аккаунтов. Кроме того, можно обучить школьников тому, как пользоваться менеджерами паролей, которые помогут безопасно хранить пароли и не допустить их утечку.
В последние годы количество времени, которое дети проводят за мобильными устройствами, значительно возросло. Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни школьников. Однако это создает дополнительные риски, связанные с безопасностью. Многие мобильные приложения могут запрашивать доступ к личной информации, местоположению или камере, что подвергает опасности конфиденциальность данных.
Учитель информатики должен уделить внимание тому, как безопасно использовать мобильные устройства, объяснить правила установки приложений только из проверенных источников (например, Google Play или App Store), а также научить школьников управлять разрешениями для приложений. Важно также рассказать, какие приложения могут собирать данные о пользователе и как избежать использования небезопасных сервисов.
Безопасность детей в интернете — это не только задача школы. Очень важно вовлечь родителей в процесс обучения, чтобы они могли контролировать и поддерживать безопасное поведение детей в сети. Учитель информатики может организовать специальные встречи для родителей, на которых объяснит, как установить родительский контроль, какие ресурсы и сайты безопасны для детей, а также какие действия нужно предпринимать, если ребенок столкнулся с угрозами в интернете.
На таких встречах учителя могут продемонстрировать родителям инструменты для мониторинга активности детей в сети и рассказать о методах защиты от вредоносных программ и вирусов. Важно, чтобы родители понимали, что их роль в обеспечении безопасности детей в интернете столь же велика, как и роль школы.
Обучение безопасности в интернете — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая помогает школьникам развивать цифровую грамотность и осознанно подходить к своему поведению в онлайн-пространстве. Задача учителей информатики заключается не только в том, чтобы объяснить учащимся принципы защиты, но и в том, чтобы создать условия для активного и безопасного использования интернет-ресурсов. Только в таком случае можно минимизировать риски, связанные с онлайн-угрозами, и обеспечить детям безопасную цифровую среду для развития и обучения.
Список литературы
1. Власенко М. С. «Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования» // Вестник ВУиТ. — 2019. — №3
2. Каликин Г. Н. «Кибернезависимость. Профилактика детской компьютерной и интернет-зависимости». Москва: Самиздат, 2019.
3. Челышева И. В. «Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования» // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2016. — №4