Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями | Зайцева Елмира Асифовна. Работа №342880
Аннотация. Статья посвящена особенностям обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями. Овладение навыком чтения для таких детей является сложным и длительным процессом, требующим применения специальных методик и индивидуального подхода. Рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются дети с интеллектуальными нарушениями при обучении чтению, а также эффективные методы, помогающие преодолеть эти трудности. В статье приводятся примеры упражнений и игр, направленных на формирование у детей навыков звукового анализа, буквенного распознавания и развития интереса к чтению.
Ключевые слова: обучение чтению, интеллектуальные нарушения, специальные методики, начальная школа, коррекционная педагогика, звуковой анализ, буквы.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Зайцева Елмира Асифовна, учитель-логопед
МБОУ «Нижне-Есауловская средняя школа»
Аннотация. Статья посвящена особенностям обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями. Овладение навыком чтения для таких детей является сложным и длительным процессом, требующим применения специальных методик и индивидуального подхода. Рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются дети с интеллектуальными нарушениями при обучении чтению, а также эффективные методы, помогающие преодолеть эти трудности. В статье приводятся примеры упражнений и игр, направленных на формирование у детей навыков звукового анализа, буквенного распознавания и развития интереса к чтению.
Ключевые слова: обучение чтению, интеллектуальные нарушения, специальные методики, начальная школа, коррекционная педагогика, звуковой анализ, буквы.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями является сложной задачей, поскольку для таких детей характерны различные когнитивные особенности, которые затрудняют процесс овладения этим навыком. К таким особенностям относятся сниженная концентрация внимания, слабая память, затруднения в восприятии и обработке информации, а также нарушения речевого развития. Все это приводит к тому, что процесс обучения чтению требует особых методов и подходов, ориентированных на индивидуальные потребности каждого ребенка.
Основной трудностью для детей с интеллектуальными нарушениями является процесс звукового анализа и синтеза. Эти дети часто не могут самостоятельно выделять звуки в словах или связывать звуки с определенными буквами, что значительно осложняет формирование навыка чтения. Для преодоления этих трудностей в обучении необходимо использовать систематический подход, который включает последовательное освоение навыков звукового анализа и буквенного распознавания. Например, в начале обучения можно использовать карточки с изображениями предметов и их названиями, где дети учатся соотносить звуки речи с конкретными буквами. Такой метод наглядности помогает детям лучше усваивать материал.
Эффективной методикой при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями является поэтапный подход, когда сложные задания разбиваются на более простые и доступные этапы. Например, сначала дети учатся различать отдельные звуки в словах, затем переходят к распознаванию букв, а после этого начинают составлять из них простые слова. На каждом этапе важно закреплять достигнутые результаты через регулярные повторения и использование игровых элементов. Игра «Найди букву» может помочь детям быстрее запомнить алфавит: учитель называет звук, а дети должны найти соответствующую букву на карточках. Это упражнение не только развивает память и внимание, но и делает процесс обучения более интересным.
Особое внимание в процессе обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями должно уделяться развитию мотивации к чтению. Для многих детей чтение может казаться слишком сложным и непонятным, что вызывает у них чувство тревоги или нежелание заниматься. Важно создать такую учебную среду, в которой ребенок будет чувствовать успех и интерес к процессу. Это можно сделать через использование текстов, близких к интересам детей, а также через постоянное поощрение и поддержку. Например, можно предложить детям читать простые книги с крупными буквами и яркими иллюстрациями, где текст будет минимальным, но понятным и интересным для ребенка. Постепенное усложнение текстов помогает детям почувствовать прогресс и сохранять мотивацию.
Еще одной эффективной методикой является использование тактильных и визуальных средств в обучении. Например, буквы можно не только показывать на карточках, но и давать детям ощупывать их, если они выполнены в виде рельефных фигур. Это помогает активизировать различные каналы восприятия, что особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, так как их сенсорные системы могут быть развиты неравномерно. Использование тактильных и визуальных элементов способствует лучшему усвоению материала и делает обучение более доступным для таких детей.
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена на постепенное развитие всех компонентов чтения: звукового анализа, буквенного распознавания, навыков синтеза и понимания текста. Важно, чтобы учитель-логопед проводил занятия систематически, повторяя уже изученный материал и постепенно добавляя новый. В процессе обучения дети должны активно вовлекаться в задания, которые связаны с их непосредственным опытом и интересами. Например, учитель может предложить ребенку прочитать знакомые ему слова, связанные с окружающими предметами: «стол», «дом», «кот». Это помогает сделать процесс чтения более осмысленным и понятным.
Таким образом, обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями требует от учителя-логопеда терпения, систематичности и индивидуального подхода. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка, создавая условия для успешного овладения навыками чтения через использование игровых методик, поэтапного обучения и разнообразных наглядных и тактильных средств. Только в таком случае дети смогут преодолеть трудности в обучении и постепенно развить умение читать, что станет основой для их дальнейшего учебного и личностного развития.
Список литературы
Ахутина
, Т.В. Диаг
ностика речевых нарушений школьников:
практ
. пособие / Т.В.
Ахутина
, Т.А.
Фотекова
. - 3-е изд.,
испр
. и доп. - М.: Издательство
Юрайт
, 2019. — 157 с.
Иванилова М.А. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной шк
олы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S8. - С. 47–51.
Бакисова
Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы. - Учитель, 2014.