Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучение детей с дислексией английскому языку | Ярковая Светлана Леонидовна. Работа №317344

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.  По статистике, 40% детей идущих в первый класс имеют те или иные нарушения речи разной степени тяжести . Сегодня мне бы хотелось освятить две важные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при обучении младших школьников иностранному языку. Подсказать способы работы с детьми во время уроков иностранного языка

В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. По статистике, 40% детей идущих в первый класс имеют те или иные нарушения речи разной степени тяжести . Сегодня мне бы хотелось освятить две важные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при обучении младших школьников иностранному языку. Первая проблема-это Дислалия. Она является самой лёгкой формой нарушения развития речи. Но её последствия могут быть очень серьёзными. Это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков в речи и проявляется у детей в том, что какие-то звуки отсутствуют в речи, либо заменяются другими, либо искажаются до неузнаваемости. Причем, у ребенка при этом нормальный слух и хороший словарный запас. Возможные причины: 1)Функциональная- аномалии или нарушения в строении языка, челюсти, нёба, зубов. Такие дефекты могут быть приобретёнными (выбитые зубы, вывих челюсти, неправильный прикус), могут быть врожденными (короткая уздечка губы, короткая подъязычная уздечка, заячья губа, дефекты нёба). Многие из этих дефектов можно исправить хирургическим способом.

при короткой подъязычной уздечке возникают трудности с

произношением звуков -р, -л,-с,-ч,-ж,-ш,-щ.

Слишком большой неповоротливый язык, либо наоборот-очень маленький и узкий

неправильный прикус:

а) прогнатия (верхняя челюсть сильно перекрывает нижнюю челюсть)

б) прогения (нижняя челюсть сильно выступает вперед)

в) открытый прикус ( при замкнутом рте образуется промежуток между зубами) может быть промежуток между боковыми зубами.

г) неправильное строение зубного ряда ( большие промежутки между зубами

д) аномальное строение нёба ( слишком высокое или сильно узкое)

е) губы (отвислая нижняя губа, укороченная и малоподвижная верхняя губа, короткая уздечка губы6 ( затрудняет четкое произношение губных звуков m, p, b, v, f)

ж) подвижность губ, языка и нижней челюсти (неумение удерживать челюсть и язык в нужном положении для правильного произношения)

з) недоразвитие фонематического слуха (трудно различать звуки родного языка. Смешивают или заменяют звонкие и глухие согласные. Звонкие оглушаются ( сабор-забор, томик-домик)

Мягкие и твердые согласные звуки произносятся смягчённо (стол-столь, мишка-миська). Свистящие и шипящие звуки ( лосадка-лошадка). При этом сам слух у ребёнка нормальный. А иногда происходит наоборот: когда неправильное произношение (замена одних звуков другими) затрудняет у ребенка формирование фонематического слуха. Позже эти проблемы могут стать общей причиной недоразвития речи, в школьном возрасте выливается в проблемы в области чтении и письма- дислексия и дисграфия.

Еще одной причиной возникновения дислалии является задержка психо-речевого развития и здесь выделяют такие причины:

1. неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые очень сюсюкаются с малышом, тем самым формируя не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение.

Стремление ребенка к подражанию манеры речи ближайшего окружения. Ребёнок может подражать своим младшим плохо-говорящим младшим братьям и сестрам, так же искаженной и неправильной речи взрослых. Очень часто это относится к звуку -р, ( то есть когда картавость передаётся из поколения в поколение).

Двуязычие в семье. Если в раннем возрасте ребенок вынужден разговаривать на 2х языках и более-он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой и, конечно, путает и смешивает похожие звуки. Именно поэтому на начальном этапе опасно начинать изучение нового иностранного языка пока в своём родном языке звуки не сформировались. Если ребенок произносит не все звуки верно в своей родной речи или не произносит вообще- то ни в коем случае не стоит изучать 2й язык. Нужно сначала поставить все звуки, а потом уже изучать иностранный язык.

Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, не общаются, не уделяют должного внимания на развитие речи, не замечают и не исправляют

речевые ошибки- это прямой путь к дислалии.

Как определить ее наличие у ребенка? Симптомы:

пропуск звуков в речи, замена, смешение, искажение

а) пропуск: р-ы-ба, ко-р-оль

б) не произносит: с-тул

замена звука или звуков: р-акета-лакета, ка-р-ман-кавман, л-ампа-ямпа, ж-елезо-зелезо

смешение звуков: планшет-плансет, солнышко-шолныско

искажение ( произносит звуки, которых нет в нашем языке) т, д- заменяет англ

t

,

d

., р-

r

коrобка

Дислалия классифицируется на два вида: Простая- мономорфная ( нарушается произношение одного звука) и Сложная-полиморфная (неправильно произносятся несколько групп звуков, звуки из разных групп: свистящие и сонорные)

Нарушения в произношении разных определенных звуков делят на несколько групп: Ротацизм-неправильное произношение согласных звуков р, рь,

Параротацизм- когда звук р заменяется другим звуком л, й.

Ламбдацизм-неправильное произношение звука л, ль

Параламбдацизм-звук л заменяется другими в, ы

Сигматизм-проблема с шипящими ж, ш, ч, щ, свистящими с, сь, з, зь, ц

Парасигматизм когда свистящие, шипящие заменяются на другие: с-ш, с-ф, ц-ч, ш-т

Гамматизм- трудности в использовании звуков г, гь

Парагамматизм- г-д,х

Каппацизм-речевые проблемы со звуками к,кь

Паракаппацизм- к-т, х.

Йотацизм- неправильно произносится й

Парайотацизм-й заменяется на ль

 

Существуют дефекты оглушения и озвончения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот.

Дефекты твердости и смягчения. Парные и твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Дислалия- это обычное явление для дошкольников и совсем нежелательное для школьников. Расстройство звукопроизношения не накладывает изменения на интелект , но может привести к дисграфии и дислексии в школе ( проблема с письмом и чтением). Дислалия затрудняет коммуникацию и поэтому требует своевременной коррекции. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее. Дефект в развитии речи может стать причиной целого ряда комплексов у ребенка.

Вот мы и подошли ко второй очень острой проблеме, возникшей в следствии запущенного состояния дислалии- дислексии.

Главное, что необходимо учащимся с дислексией - грамотная и профессиональная коррекция, которая заключается в обеспечении доминации левого полушария мозга. Почему именно левого? Это связано с тем, что оно отвечает за анализ, логику, математическое мышление, последовательность обработки информации и языковые способности, в том числе речь, письмо, чтение, запоминание чисел, букв и их написание. Для тех детей, у кого родным языком является русский рекомендовано изучать в качестве иностранного те, которые относятся к одной языковой группе: английский, немецкий, французский. Это связано с их линейностью и логичностью. В них чтение идет слева-направо сверху-вниз. Соответственно тогда формируются одинаковые нейронные связи, а значит при изучении одного языка «подтягивается» другой. Дислексикам крайне желательно отказаться от печатного варианта написания иностранных слов, так как это не способствует образованию нужных нейронных связей. Оптимальный вариант-переход на письменный английский. Такой метод позволяет лучше контролировать написание слов и способствует коррекции почерка.

Обучение детей с нарушениями речи особенно актуально, важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, познавательное и личностное развитие. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности. Содержание предмета английского языка включает: говорение, аудирование, которые составляют основу развития и формирования умений и навыков, связанных с овладением видами речевой деятельности: письмо и чтение. Как учить дислалистов и дислексиков языку? Нужно учитывать психофизиологические особенности детей и использовать следующие методики:

частая смена деятельности, погружение в языковую среду с помощью неоднократного прослушивания и просмотра маленьких языковых фрагментов. Причем рекомендуется смотреть мини-видео-ролики, в которых речь может отсутствовать полностью, но есть насыщенность звуковым рядом от тихой и спокойной музыки до напряженной, волнующей мелодии. Необходимо обеспечивать подвижную деятельность детей. Постоянное повторение пройденного материала. Так как у таких детей отсутствует долгосрочная память. Можно использовать проектную деятельность-это развивает творческие способности.

У этих учащихся, как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи. На фоне относительно развернутой речи у таких детей определяются недостатки в употреблении бытовой лексики. В активном словаре используются в основном существительные, глаголы, прилагательные. Недостаточно слов, характеризующих качество или состояние предметов и действий, а также способа действий. Недостаточно сформированы грамматические формы речи: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании. Недостаточно используются средства словообразования. У детей с такой особенностью возникают трудности в учёбе:

страдают овладение письмом и чтением,

восприятие информации, которая подаётся в быстром темпе

составление логичных высказываний.

Все эти особенности такой категории детей необходимо учитывать во время изучения иностранного языка, ведь правильно организованное обучение детей с речевыми недостатками иностранному языку, а именно английскому, способствует развитию жизненной компетентности. Об этом необходимо помнить, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе, а речевое развитие влияет на всю их дальнейшую судьбу. Ведь речевое обогащение играет первостепенную роль в усвоении ребенком культуры. На основании речи и ее смысловой единицы – слова – формируются и развиваются такие психические процессы как восприятие, воображение, память. Степень развития речи непременно отобразится на самовосприятии ребенка, когда умение выражать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место в обществе (окружение друзей, оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и пр.).

Раннее обучение иностранному языку детей с речевыми нарушениями становится значительным фактором речевого развития при условии, если обучение осуществляется как учителем иностранного языка, так и учителем-логопедом, а семья включается в этот процесс как целостная семейная система. Успешность овладения английским языком зависит от фонетической правильности речи ребенка. Дети лучше будут усваивать фонетику иностранного языка тогда, когда они уже освоили правильное звукопроизношение родного языка. В том случае, когда ребенок не может овладеть правильным звукопроизношением, следует проводить с ним индивидуальную работу, предложив определенные фонетические упражнения. И здесь будут уместны консультации и занятия с учителем-логопедом. Поэтому важно, чтобы учитель иностранного языка и учитель-логопед сотрудничали, дополняя работу друг друга, а работа велась в комплекселогопед – учитель – родители.

таким образом, правильно организованное обучение английскому языку способствует развитию жизненной компетентности детей с речевыми недостатками. А билингвизм с раннего возраста позитивно отразится на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обговаривать языковые явления, на сообразительности, быстроте реакции, математических навыках, логике. Но если не работать над ликвидацией речевых недостатков, то ребенок перестанет чувствовать себя равным среди других детей. Постепенно он будет стремиться отмолчаться, не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчалив, не уверен в своих силах, и, повзрослев, выберет профессию, не требующую частого и интенсивного общения с людьми. Изучая английский язык, дети с речевыми нарушениями встречаются с такими трудностями: неумение различать иноязычные звуки на слух, отсюда – трудности в произношении, в чтении, говорении, письме. Поэтому работа по формированию правильного произношения английских звуков у таких детей должна включать несколько этапов:

1 этап –подготовительный:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития движения органов периферийного речевого аппарата (губы, язык)

2 этап – формирование английского произношения:

а) устранение неправильного произношения;

б) автоматизация правильного произношения звуков в самостоятельной английской речи детей;

в) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, подобные по артикуляции и звучании.

Во время обучения английскому языку детей с речевыми недостатками необходимо принимать во внимание некоторые особенности фонетической системы английского языка. Так, например, в английском языке функционируют слоги с большим количеством согласных в конце слова. Их количество может достигать трех-пяти согласных, например: sixth (шестой), twelfth (двенадцатый). В начале слога могут попадаться три согласных street (улица). Для детей, у которых есть нарушение фонематического слуха, произношение подобных слов может вызывать сложности. Ведь для русского языка сочетание четырех-пяти согласных в одном слоге не характерно, слоги начинаются и заканчиваются гласными или согласными, или соединением двух-трех звуков. Поэтому во время обучения английскому произношению необходимо развивать мышечное напряжение речевого аппарата, в первую очередь губ, языка. Для этого регулярно проводится артикуляционная гимнастика.

Второй типичной ошибкой может быть замена альвеолярных смычных звуков дентальными. Для предотвращения этой ошибки необходимо чтобы ученики четко представляли, где находятся альвеолы. Это можно легко увидеть с помощью двух зеркал: одно кладем в рот на нижние зубы, во второе смотрим и видим изображение первого зеркала; необходимо помнить, что только кончик языка смыкается с альвеолами. А с помощью артикуляционной гимнастики формируются артикуляционные навыки.

На этом этапе большое значение играет проверка ошибок. Например, для предотвращения ошибок во время артикуляции английских звуков «t» «d» выполняются специальные упражнения для языка:

а) найти кончиком языка наиболее выпуклую часть альвеол, сделать многократные движения от верхних зубов к альвеолам, и наоборот;

б) произнести английский звуки «t»«d» в начале слова: ten (десять, table (стол, day (день, dinner (ужин);

в) произнести английские звуки «t»«d» в середине и в конце слов: actor (актер, at (в), child (ребенок, good (хорошо);

г) закрепить навыки артикуляции звуков «t»«d» в процессе чтения связного текста и употребления этих звуков в устной речи.

У детей с речевыми недостатками английские звуки «p», «t»«k» часто произносятся без аспирации (сильного, короткого выдоха). Для предотвращения этого нарушения можно предложить такие упражнения:

Поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и выговорить, например, слова pen (ручка, ten (десять, kepi (шляпа, артикулируя «p», «t»«k» то с придыханием, то без него. Если артикуляция правильная, то на ладони ощущается поток воздуха.

Положить на ладонь несколько клочков бумаги, поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и произнести звуки «p», «t»«k» с придыханием. От дуновения клочки бумаги слетят с ладони.

Поднести к губам зажженную спичку и произнести английский звук «p». Если произносите правильно – спичка погаснет.

В случае нарушения фонематического слуха у учеников часто происходит оглушение звонких согласных «b, g, d» в конце слов под влиянием родного языка. Для предотвращения данного нарушения необходимо произносить звуки сначала в конце слов перед гласными звуками и звонкими согласными, тренировать их и только потом – перед глухими согласными.

Английский звук «v» учениками может восприниматься как звук «w», что может привезти к ошибочному употреблению одной фонемы вместо другой. Для правильного произношения английских звуков «v»«w» необходимо объяснить ученикам особенности артикуляции звуков «v»«w» и украинского звука «в», а потом приступить к специальным тренировкам речевых органов, направленных на формирование навыков узнавания и произношения этих звуков.

Упражнения для верхней и нижней губы:

а) немного поднять верхнюю губу, открыть край верхних зубов и прижать к ним нижнюю губу; опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Повторить это движение, верхняя губа не двигается. Медленно и тщательно выговорить несколько раз английский звук «v». Далее читаем слова veto (вето), very (очень), visit (посещение);

б) губы энергично вытянуты вперед. Напряженно выдыхать воздух через маленькое отверстие. Повторять многократно это движение, а потом произносить английский звук «w», потом слова well (хорошо), wig (парик), west (запад).

Таким образом, последовательная, систематическая работа по предупреждению ошибок во время обучения детей с речевыми недостатками создает благоприятные условия для нормального овладения английским языком. Тем самым, в дальнейшем будет обеспечено наиболее гармоничное развитие каждого ребенка и его реализация в современном обществе, где владение иностранным языком (в частности, английским, является не только престижным, но и необходимым условием в дальнейшей учебе и работе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×