Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине'' | Мой кабинет. Работа №350614

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Чтение книг, рассматривание книг и предметов, наблюдение за объектами природы дают наиболее полное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя и зам. зав по ОЭР даёт возможность более глубоко и всесторонне развивать навыки детей. 

Статья
Тема: ''Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине''
Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе. Чтение книг, рассматривание книг и предметов, наблюдение за объектами природы дают наиболее полное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателя и зам. зав по ОЭР даёт возможность более глубоко и всесторонне развивать навыки детей. В ходе работы реализуются множество задач:
развитие связной речи (формирование элементарных представлений о структуре текста – начало, середина, конец; обучение соединению предложений разными способами; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ; обучение построению высказываний разного типа - описаний, повествований, рассуждений. )
формирование грамматического строя речи, звуковой культуры (формирование умения согласовывать существительные прилагательные в роде, числе, падеже; развитие умения образовывать наименования детёнышей животных; обучение умению соотносить названия глаголов – движения с действием предмета, человека, животного; составление предложений разных типов –простых и сложных. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи; формирование представлений о линейных звуковых единицах; звук- слог –слово – предложение - текст; различение звуков по их качественной характеристики: гласные и согласные; обучение звуковому анализу слова; нахождение одинакового звука в разных словах ; развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры; нахождение слов сходных и различных по звучанию )
обогащение и активизация словаря (обогащение словаря тематическими группами слов; закрепление представлений об обобщённых понятиях; развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначимого слова; раскрытие сематических отношений – ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи; формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.)
развитие психофизических качеств (внимания, памяти, словесно - логического мышления, наблюдательности, умения сосредотачиваться , умение ориентироваться в пространстве и временных понятиях, развитие воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и др.)
воспитание нравственных качеств личности : доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
Развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображение, обобщение увиденного.)
Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
Работа по обучению рассказыванию по картинам строится с учётом выявленных у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития и ведётся по принципу от простого к сложному. В первом периоде первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде совершенствуются навыки ведения диалога; вводиться обучение детей простому описанию предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям. В третьем периоде предусматривается обучение составлению самостоятельного рассказа по картине, включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Составление рассказов на основе коллективного опыта может проводится с использованием фотографий, а также рисунков самих детей. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических так, и на воспитательских занятиях, проводимых по плану логопеда. Составлению рассказов на основе опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематики.
На втором году обучения значительное место отводится упражнениям по составлению сложных описательных и сюжетных рассказов по картине.
Исходя из этого рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом для детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета (''Семья'', ''Игры на детской площадке'', ''Зимние развлечения'' и др..)
составление небольших по объёму рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия , предметов, события, определяющих общую тематику картины.
рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам)
описание пейзажной картины.
Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины); разбор её содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.
Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: ''Кто больше увидит'', ''Кто лучше запомнил'', ''Кто самый внимательный''; приём обыгрывания детьми по средством пантомимы действий персонажа с последующим их оречевлением. При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы: образец рассказа педагога по картине или её части, наводящие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми, намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателем об изображённом, включение в речь разных форм одного и того же слова. На всех этапах обучения необходимо обращать внимания на анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются полнота и последовательность содержания, смысловое соответствие картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии.
На занятиях широко используется ряд технических средств: магнитофон, фотоаппарат, диапроектор. Малогрупповой метод проведения занятий позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей. При планировании работы осуществляется тематическая взаимосвязь занятий учителя –логопеда, воспитателя и зам. зав по ОЭР.
Таким образом целенаправленное, совместная работа специалистов и родителей позволяет решить поставленные задачи и помочь детям максимально подготовиться к начальному обучению в школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В. П. Глухов ''формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием''. Москва 2002г.
2. Н. Н. Гусарова ''Беседы по картинке. Времена года.'' С-Пб ''Детство- пресс'' 1998г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×