Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОБУЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Семенова Елена Алексеевна. Работа №319143

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Пожалуй, все согласятся со мной, что современный человек должен уметь читать. Мы все - читатели. Но читатели разные. Одним необходимо чтение для приобретения информации, другие находят во встрече с книгой друга, получают истинное наслаждение, эмоциональные переживания, ищут вопросы, касающиеся их внутреннего мира.

     Осознанность чтения, литературный анализ произведений (либо материала по окружающему миру, кубановедению) могут стать эффективными, когда есть хорошая техника чтения, умение на достаточно быстром уровне познакомиться и овладеть содержанием текста.

«ОБУЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

(Из опыта работы)

______________________________________________________________________

Семенова Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№103, г. Краснодар

 

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок,

который мы можем ему сделать»

Сесиль Лупан

 

Пожалуй, все согласятся со мной, что современный человек должен уметь читать. Мы все - читатели. Но читатели разные. Одним необходимо чтение для приобретения информации, другие находят во встрече с книгой друга, получают истинное наслаждение, эмоциональные переживания, ищут вопросы, касающиеся их внутреннего мира.

Осознанность чтения, литературный анализ произведений (либо материала по окружающему миру, кубановедению) могут стать эффективными, когда есть хорошая техника чтения, умение на достаточно быстром уровне познакомиться и овладеть содержанием текста. На сегодняшний день серьёзная проблема школы в том, что многие дети вообще не читают никаких книг, кроме учебной литературы. Повальное увлечение различными гаджетами практически сводит на нет общение с книгой.

Тем не менее, именно чтение – одно из важнейших условий развития речи и успешного обучения на всех этапах школьной жизни. Навыки чтения закладываются в начальных классах. Учителей в начальной школе часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное в тексте, мало читают художественной литературы.

Хорошая скорость чтения напрямую влияет на степень удовлетворения от чтения книг, на успехи в учении, поддерживает активный интерес к уроку, прилежание. К концу четвёртого класса скорость чтения должна составлять от 100 до 150 слов в минуту.

Есть несколько причин, влияющих в большей или меньшей мере на скорость чтения:

Врожденный темперамент человека

.

Неправильная постановка дыхания

при чтении.

3. Плохая артикуляция, низкий уровень владения речевым аппаратом (часто причиной этому становятся органические особенности или изменения)

4. Возвратное движение глаз (регрессия);

5. Узкий диапазон зрения.

6. Слаборазвитая антиципация или полное отсутствие таковой.

7. Плохая память.

8. Рассеянность, невнимательность.

9. Низкий уровень культуры чтения в семье.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой техники чтения учащихся. Долгие, но упорные поиски способов повышения техники чтения моих ребят привели меня к знакомству с методикой динамического чтения. Изучив теоретические и практические основы этой методики, я активно, но очень осторожно и дозировано стала использовать предлагаемые упражнения на своих уроках.

Динамическое чтение иными словами можно назвать скорочтением. Владея им, ребенок может за короткое время получить нужный объём информации из любого текста, причем затратит меньше времени и усилий.

При динамическом чтении ребенок читает глазами, читаются не отдельные единицы речи (буквы, слоги или слова), а целые группы слов, блоки.

Работая по методике динамического чтения, я пришла к выводу, что успех в развитии скорочтения заключается в выполнении одного важного условия – упражнения в большей или меньшей степени необходимо включать в уроки каждый день. Не обязательно, на каждом уроке, но ежедневно! Важно не то, как долго ребенок выполняет задание, а как часто. Нужно ежедневно, через какие – то интервалы времени проводить с ним небольшие по объему упражнения.

Основу динамического чтения составляет большое поле темпа прочитывания – от очень медленного до очень быстрого, что приводит к более высокому уровню охвата информации, ее понимания и усвоения.

Хочу рассказать о некоторых методических приемах и средствах обучения динамическому чтению, которые я использую в своей работе:

1. Прием связывания артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами

какого – либо предмета, широкое открывание рта во время чтения.

2. Прием речевых помех. Чтение проводится при одновременном непрерывном проговаривании вслух без пауз хорошо заученных рядов слов (рифмовки), цифр (от 1 до 10 и обратно), букв (алфавит) или слогов (из таблицы Зайцева).

3. Прием неречевых ритмических помех – например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, карандашом, указкой.

4. Прием звуковых помех: чтение при звучании музыки.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ для развития динамического чтения:

 

«Жужжащее чтение».

У детей постоянно в портфеле есть художественная книга, которую они приносят из дома. Каждый урок в течение дня начинается с минутки «Жужжания». Все дети одновременно читают свою книжку вслух, вполголоса, чтобы никому не мешать. Учитель в это время проходит между рядами, наклоняясь к каждому ребенку и прослушивая их чтение. «Жужжание» идет около 4 – 5 минут. Бывает, ученик забывает книжку дома. На этот случай в классе имеется библиотечка художественной литературы, откуда ребенок может взять понравившуюся ему книгу. Простая арифметика: в день 4 урока, умножаем на 5 (4 х 5=20), в неделю 5 дней ( 20 х 5=100 мин). Результат будет однозначно положительный.

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко

.

Этот замечательный тренажер разработан профессором И.Т.Федоренко. Мой опыт показывает, что регулярный тренаж позволяет развивать оперативную память учащихся. Ведь часто ребенок, читая предложение, состоящее из 5-7 слов, дочитав до третьего слова, уже забыл первое. Поэтому он теряет смысл предложения. Это особенно негативно сказывается на уроках математики, когда дети читают условие и вопрос задачи. В наборе всего 18 зрительных диктантов, в каждом диктанте по 6 предложений. В первом предложении два слова и 8 букв. Постепенно идет наращивание длины предложений по 1 – 2 слова. В последнем предложении набора 46 букв. Таким же образом меняется время экспозиции каждого предложения.

Многократное чтение

.

Многие дети называют это упражнение «Белка в колесе». Суть его в следующем. Я читаю вслух новый текст. Дети в целом осознают услышанное. Затем по сигналу предлагаю начать чтение этого текста всем в течение 1 минуты. По команде «Стоп!» каждый ученик отмечает значком место остановки. Затем этот же отрывок дети читают повторно. Опять ученик отмечает, до какого сова он дочитал и сравнивает результаты. Как правило, у детей наблюдается существенный сдвиг в скорости чтения, радостных эмоций много, ребятам хочется еще и еще читать!

Упражнение «Черепаха – сорока».

Это чтение скороговорок. Упражнение незаменимо для развития речевого аппарата, улучшения артикуляции звуков. Здесь не требуется выразительности, соблюдения интонации. Сначала дети произносят скороговорку медленно, затем темп увеличивается до максимального. Непременное условие правильного выполнения упражнения – все чтение должно идти орфографически.

Упражнение «Инерция».

Ребята читают несколько раз предложенный учителем отрывок из текста. Затем учитель просит детей дочитать текст до конца, и дети незаметно для себя переходят на незнакомую часть текста. И, что удивительно, темп чтения сохраняется высоким. Конечно, не до конца, но прогресс имеется.

6. Работа с таблицами Шульте.

Этот тренажер разработан немецким психотерапевтом Вальтером Шульте в середине 70-х годов ХХ века. Таблицы хорошо расширяют диапазон зрения.

Квадрат в центре таблицы окрашивается в зеленый цвет. Внимание учащихся концентрируется на этом зеленом пятне.

Таблицы Шульте – это картонные квадраты размером 20х20см. Они делятся на 25 секций, в каждую секцию вписаны числа от 1 до 25 в любом порядке.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Взгляд ребенка направлен на центральный зеленый квадрат. С помощью карандаша или просто пальца дети должны за определенное фиксированное время найти и проговорить весь натуральный ряд чисел по порядку.

 

. По такому же принципу изготавливаются

и карточки с «рассыпанным» алфавитом.

Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.

Памятка

1. Назови все числа по порядку, указывая на них карандашом.

2. Запомни расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

3. Глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.

7. Упражнение «Буксир».

Учитель читает вслух текст. Ученики его читают вместе с учителем, но молча. Учитель внезапно останавливается, и дети определяют для себя, успели ли они за учителем. Иногда при чтении текста учитель намеренно заменяет слова текста синонимом или вовсе пропускает слово. Дети очень любят это упражнение, с удовольствием находят и исправляют «ошибки» учителя.

8. Упражнение «Бросок – засечка».

Руки дети кладут на колени и по команде «Буксир!» начинают чтение вслух. Когда звучит команда «Засечка!», дети отрываются от чтения и отдыхают с закрытыми глазами. При повторной команде «Бросок!» ребята открывают глаза и стараются найти глазами место остановки, чтобы продолжить чтение.

9. «Чтение – спринт»

«Чтение – спринт» предполагает, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст. Перед этим учитель озвучивает вопросы к данному тексту. При чтении зубы и губы плотно сжаты. После прочтения текста дети отвечают на поставленные вопросы к тексту. Во время чтения учитель постоянно напоминает: «Быстрей, быстрей, еще быстрей».

10. «Чтение – разведка»

Упражнение «Чтение – разведка» используется для обучения детей вертикальному чтению. Учащиеся на предельной скорости просматривают текст и ищут ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Так, на уроках русского языка разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики среди примеров ищут пример с определенным ответом. Вариантов здесь много, все зависит от творчества учителя.

11. Антиципация.

Антиципация – проще, это догадка. Ребенок может, например, по иллюстрации к тексту, предположить или догадаться, о чем будет идти речь в этом тексте. Обладая достаточным словарным запасом слов для своего возраста, дети могут восстановить слово или предложение с пропущенными буквами или словами.

1) Угадывание пропущенных гласных и согласных:

п..п.. (папа) м..ш..н(машина) у..и..т..ль (учитель)

шк..л..(школа) м..р..з (мороз) ..а..и.. (садик)

2) Угадывание общих окончаний слов.

3) По первому и последнему словам каждого предложения понять смысл текста.

4) Часть предложения закрыта листом бумаги, вторую часть нужно дополнить.

12. Упражнение «Пол-арбуза».

Дети специальными картонными непрозрачными полосками закрывают нижнюю половину слов на строке и стараются прочитать предложения.

13. Упражнение «Кенгуру».

Дети по команде учителя читают первое и последнее слово каждой строки текста, делая «прыжки» глазами. Причем, иногда слова встречаются не целиком, а слогами. Затем дети пытаются восстановить путем смысловой догадки содержание прочитанного.

14. Упражнение «Слалом».

Ребенок читает первое слово первой строки, затем последнее слово второй строки и т.д. Упражнение способствует расширению диапазона зрения во время чтения.

15. Упражнение «Редактор».

Дети на скорость находят повторяющиеся в стоке слова и зачеркивают их. Здесь приветствуется парная работа, карточки учитель составляет самостоятельно, в зависимости от темы урока.

- палка палочка папочка скалка палка Пашка папка полка галка палка

- лесок лесник лес ласка леска лесок песок ледок лесок

- ручка рука Жучка рука тучка рукавичка река рука рана ранка

16. Упражнение «Треугольник».

За счет периферического зрения, развивается способность видеть необходимую информацию по боковым формам.

Дети находят в верхней строчке таблицы цифру 5, затем, не передвигая глаз, стараются увидеть числа справа и слева, спускаются на строчку ниже.

 

 

 

 

 

 

 

3

5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

6

 

11

 

 

 

 

 

 

34

 

 

7

 

 

55

 

 

 

 

85

 

 

 

8

 

 

14

 

 

 

46

 

 

 

 

9

 

 

 

24

 

97

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

о

 

 

 

 

у

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

э

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

я

 

 

 

 

е

 

 

 

 

и

 

 

 

 

ю

 

 

Как правило, поле зрения у человека по горизонтали составляет 4-5 см. Цель упражнения - увеличить его до 10 см

Аналогичное задание можно выполнять и с буквами.

В центральном столбце таблицы расположены гласные буквы. В центре располагается значок «Х».

С обеих сторон от гласных букв делаются прорези – окошки (по типу перфокарт). Таблица крепится на доску, учитель мелом вписывает в «окошки» буквы. Дети фиксируют взгляд на значке «Х» и стараются прочитать слоги.

17. Упражнение «Фотоглаз».

Это одно из самых любимых упражнений ребят. Учитель записывает на доске (или проецирует на экране) определенный набор слов. Дети за определенное время прочитывают слова, стараются как бы «сфотографировать» их глазами. Затем учитель закрывает набор и задает самые разнообразные вопросы. Так, например, на уроке русского языка во 2 классе при изучении новой темы «Главные члены предложения» я подготовила такой набор слов для «Фотоглаза»:

здравствуй

сентябрь

Родина

вдруг

ветер

рисовать

подлежащее

сказуемое

 

Далее я задаю вопросы:

- Сколько всего слов прочитали? - Какое слово первое? - Последнее?

Перечислите все слова. - В каком слове есть мягкий знак? - Какова роль мягкого знака в этих словах? - Какое слово написано с заглавной буквы? Почему? - Какое слово нельзя разделить для переноса? - В каком слове все согласные звуки звонкие? - Какое слово мы называем «вежливым»?

Назовите глагол в нашем «Фотоглазе». - Что общего у всех этих слов? - Какое слово можно считать лишним? - Какие слова можно объединить по общему признаку? - Так какова же будет тема сегодняшнего урока?

Вопросов может быть огромное количество. Причем задавать их надо в быстром темпе, не дожидаясь фронтальных ответов, иначе упражнение затянется во времени. Ответив на последний вопрос, ребята сами формулируют тему урока.

Использование элементов обучения динамическому чтению позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал, мышление детей становится позитивным, оригинальным, меняется скорость мыслительных операций.

Скорочтение – единственный вид умственной деятельности, который позволяет решить все эти задачи. Но работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения учеников. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, стараюсь заметить и отметить, чтобы превратить учёбу в удовольствие и создать атмосферу успешности у всех учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 1995

2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 1997

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

5.Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз