ОБУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | Савина Е.С., Ромашова А.С.. Работа №321001
Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков расстройства аутического спектра у детей. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам.
Учитывая роль речевого развития в формировании навыков общения, адаптации и социализации в обществе, можно сказать, что коррекционно-психологическая работа с данными детьми по формированию у них речевых навыков является приоритетным и актуальным направлением.
Глобальное чтение - это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма.
ОБУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков расстройства аутического спектра у детей. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам.
Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:
Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;
Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо;
Автономность речи;
Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);
Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
Нарушения грамматического строя речи;
Нарушения звукопроизношения;
Нарушения просодических компонентов речи.
Проявления речевых расстройств при РАС многообразны, отличаются степенями выраженности, ребенок имеет серьезные проблемы с основным средством коммуникации. В настоящее время достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих РАС, охарактеризованы специфические особенности речи детей. Однако особенности формирования предпосылок к общению у детей с РАС изучены недостаточно. На данный момент специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что нарушение формирования навыков общения при РАС является одной из главных проблем нарушения психоречевого развития данной категории детей. В связи с этим в последние десятилетия формирование речи у детей с аутизмом рассматривается исследователями как приоритетное направление психолого-педагогического воздействия, разрабатываются и методы коррекции нарушений коммуникативных навыков у детей данной категории.
Учитывая роль речевого развития в формировании навыков общения, адаптации и социализации в обществе, можно сказать, что коррекционно-психологическая работа с данными детьми по формированию у них речевых навыков является приоритетным и актуальным направлением.
Глобальное чтение - это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма.
Сущность обучения глобальному чтению состоит в том, что с самого начала слово дается ребенку целиком и прочтение подкрепляется одновременно предъявляемым ярким, красочным наглядным материалом. В дальнейшем тот же материал закрепляется в игре, в быту, в устной речи. Подбор слов производится для каждого ребенка индивидуально, с учетом его интересов и пристрастий, но необходимо учитывать и сложность слова (количество слогов, особенно произношения, доступность содержания).
Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним. Карточки можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения — используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.
Как проходит занятие.
1.Рассматриваем с ребёнком картинку, называем её и просим его повторить за вами, что изображено на ней (Это кошка).
2. Читаем слово, написанное под картинкой, проводя по нему пальцем (Читай: «Кошка»).
3.Ищем карточку с таким же словом (среди других карточек со словами) и кладём её под нужную картинку.
Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все
карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.
Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не «молоко», а «малако». После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: "Ай да умница!"
Виды работы:
Чтение автоматизированных
энграмм
(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличаете с выбранной подписью.
Чтение слов.
Подобрать картинки по разным лексическим темам: игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы и снабдить их подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.
3.Понимание письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» - «Покажи ушки!» - «Покажи животик!» и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).
4.Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: (Кошка сидит. Кошка лежит. Кошка бежит).
Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения. Перед ребенком выкладываются несколько письменных табличек. Далее нужно попросить ребенка взять соответствующие таблички (например, «Возьми слово ПАПА, возьми слово МОЕТ, возьми слово ЯБЛОКО»).
Ребенку необходимо по очереди взять слова и разложить их в правильной последовательности, которую задал педагог.
Далее необходимо прочитать вместе с ребенком получившееся предложение: провести пальцем ребенка под письменными табличками и прочитать предложение: «Папа моет яблоко.» Необходимо также проговорить предложение, используя жесты, и побудить ребенка повторить их.
Постепенно слова добавляются, предложения усложняются и метод глобального чтения начинает работать.
Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.
«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.
Список литературы:
Либлинг
М.М., Лаврентьева Н.Б. Обучение грамоте детей с расстройствами
аутистического
спектра путем создания «Личного букваря» - М.: Педагогика, 2018.
Лодейщикова Е.В.
Букваренок
- Самара
.:
ООО «
Медиа-Книга
», 2015.
Методика раннего развития
Глена
Домана
. От 1 до 4
лет
.-
М
: Издательство «Э», 2017.
Никольская О.С.,
Баенская
Е.Р.,
Либлинг
М.М.
Аутичный
ребенок: пути
по-мощи
. - М.:
Теревинф
, 2012.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у
аутичных
детей: - М.:
Теревинф
, 2018.
Самбурская
А. А. Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше / А. А.
Самбурская
— «Издательские решения»,