Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Обучение грамоте- новые требования и задачи в рамках внедрения ФОП ДО» | Мой кабинет. Работа №346857

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Обучение грамоте- новые требования и задачи в рамках внедрения ФОП ДО»

 Вопрос обучения грамоте дошкольников является  важным для каждого воспитателя. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации.

 ФОП предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю, систематическая работа, начиная с 3-х лет. В этой программе выстроены в динамике усложнения. Главная задача воспитателя - выстроить логику своего рабочего процесса. Данная  программа позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения , со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Вызов серьезный, но многолетняя практика показывает, что задача выполнима.

В подготовительной группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

 -подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги

-составлению из слогов слов, из слов –предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

-зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,

-пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,

-слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,

-сенсомоторные координации,

-точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Задачи программы: обучение дошкольников элементам грамоты

-Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

-Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Например, очень удобно использовать методику Лидии Ефремовны Журовой (Эльконин, Запорожец и Венгер). Это идея наглядного моделирования(модель -  квадратики). Закладываем непростую ситуацию (работа со словом ДОМ)

Состав операции в развитии действий звукового анализа:

1. Произношение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава( идет согласование произношения и движения руки);

2.Произношение слова с интонационным выделением первого звука;

3.Произношение 1 звука изолированно, так как он слышится в слове;

4.Обозначение звука фишкой(фишка ставится в первую клетку);

5. Игра «Живые слова».

Нам очень важно ввести алгоритм звукового анализа и ввести качественную характеристику звуков. Сначала желтые фишки( отражает качественные характеристики). Целесообразно использовать цветные схемы.(ПОКАЗ)

 Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения. Буква- не самоцель, это средство. Как помочь ребенку запомнить букву?

- закрасить, заштриховать;

-провести линию самому;

- вылепить из пластилина;

-дать опору (самому вписать букву в алфавит)

Если ребенок усвоит все, что ему дано усвоить по программе: звуковой анализ, развитие фонематического слуха, сенсорное восприятие , характеристика звуков, то для него будет создана прочная основа к механизму чтения. Это будет « фундаментом к надстройке».

Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей. Да, тетради использовать разрешено, но возможность использования тетради не значит, что сидеть долго. Мы видим, что дети включены.Больше подвижных игр включать. Все пособия, которые готовятся для детей – это возможность зафиксировать его достижение, сохранить силы педагога. Использование ресурса тетради- помогает вспомнить, что делали; в общении с родителями.

Это не перегрузка, а возможность быть на одной волне. 

Организация образовательной среды в рамках ФОП строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос-ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Например , игра  «Живые звуки»

Чтобы успешно реализовать программу по обучению детей чтению, использовались разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь использовалась договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим и др.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Как уже было сказано - в старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые.

В своей работе с воспитанниками применяем нетрадиционный игровой прием с ЛЕГО конструктором

Применяем лего-символы (для обозначения звуков): красный – гласный, синий - твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

ЛЕГО-схемы (слоговая схема, звуковая, схема предложения). С детьми организуем следующие игры:

«Посели звуки в домики» - Цель игры: дифференциация гласных и согласных, (твердых и мягких). Домик из красного лего, зеленого и синего. Слова, начинающиеся с гласного звука, селим в красный домик, а слова, начинающиеся с согласных – определяем в синий или зеленый домик.

Игра «Разложить картинки под символы»

Цель игры: развитие умения дифференциации мягких и твердых согласных. Также использования деталей конструктора лего и карточек с изображением предметов. Ход: дети, построив домик определенного цвета, раскладывают карточки, при этом проговаривая свои действия.

«Разноцветные дорожки». Цель игры: дифференциация гласных и согласных (твердых и мягких) согласных звуков. ( Послушать слова и «выложить» дорожку из разноцветных деталей лего, определяя первый звук в словах. Начинаем с твердого варианта, например: морковка, индюк, малина, утята, зебра и т. д

«Определить место звука в слове»

На этапе знакомства детей с буквами - букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль».

Игра «Составь схему предложения из лего конструктора»

Закрепляем с детьми правило: «Звуки мы произносим и слышим,

а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь  на свойственное  ему  наглядно – образное  мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации  с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах или на разных предметах, наложенных друг на друга.

Следующий этап - проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Для закрепления приема звукового анализа используются разнообразные д/и : «Четвертый лишний ЗВУК», «Звуковая карусель», «Сложи слово»,«Логопедическое лото», «Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников», «Чем отличаются слова?»

В нашей группе поселился игровой сказочный персонаж «Запоминай-ка» и дети с ним очень подружились. В начале каждой лексической недели этот персонаж приносит в группу 5-6 новых слов, написанных на листках бумаги и предлагает детям прочитать эти слова.

Далее, каждый день с этими словами проводятся различные варианты игр: «Запоминай-ка» меняет их местами (дети должны вспомнить, как они располагались до этого);

дети размышляют, почему именно так поставил, педагог направляет детей: выделяют длинное слово и короткое, делят слова на слоги, выделяют и называют первый звук, называют место положение звука в слове. Проводят звуковой анализ слова, придумывают со словами предложения.

Дети, которые читать не умеют – запоминают слова, написанные на листочках. И к концу недели уже могут прочитать эти слова, хотя и механически.

В своей практической деятельности, мы применяем новые игровые технологии, которые помогают закреплять материал по обучению грамоте. Были придуманы и сделаны напольные «Шагалочки» по типу игры «Умники и умницы», где воспитанникам задаются вопросы.

Если ответ правильный, то ребенок переходит на следующую клеточку (следующий этап).

Такая игра способствуют лучшему закреплению полученных знаний и умений у детей. Учит ориентироваться в схемах звука, слова и предложения.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

В процессе работы  дети имеют представления о звуковой стороне речи, как реальной действительности, представление о слове, слоге, звуке, ударении (без определения), о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой), о выразительных средствах речи; способны комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

 Занятие в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

 

«Обучение грамоте- новые требования и задачи в рамках внедрения ФОП ДО»

Вопрос обучения грамоте дошкольников является  важным для каждого воспитателя. Не менее важен он и для самого воспитанника - этот процесс влечет за собой его развитие. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний и с удовольствием перейти на новую ступень социализации.

ФОП предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю, систематическая работа, начиная с 3-х лет. В этой программе выстроены в динамике усложнения. Главная задача воспитателя - выстроить логику своего рабочего процесса. Данная программа позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения , со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Вызов серьезный, но многолетняя практика показывает, что задача выполнима.

В подготовительной группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

-подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги

-составлению из слогов слов, из слов –предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

-зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,

-пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,

-слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,

-сенсомоторные координации,

-точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Задачи программы: обучение дошкольников элементам грамоты

-Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

-Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Например, очень удобно использовать методику Лидии Ефремовны Журовой (Эльконин, Запорожец и Венгер). Это идея наглядного моделирования(модель - квадратики). Закладываем непростую ситуацию (работа со словом ДОМ)

Состав операции в развитии действий звукового анализа:

1. Произношение слова с одновременным продвижением указки по схеме звукового состава( идет согласование произношения и движения руки);

2.Произношение слова с интонационным выделением первого звука;

3.Произношение 1 звука изолированно, так как он слышится в слове;

4.Обозначение звука фишкой(фишка ставится в первую клетку);

5. Игра «Живые слова».

Нам очень важно ввести алгоритм звукового анализа и ввести качественную характеристику звуков. Сначала желтые фишки( отражает качественные характеристики). Целесообразно использовать цветные схемы.(ПОКАЗ)

Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения. Буква- не самоцель, это средство. Как помочь ребенку запомнить букву?

- закрасить, заштриховать;

-провести линию самому;

- вылепить из пластилина;

-дать опору (самому вписать букву в алфавит)

Если ребенок усвоит все, что ему дано усвоить по программе: звуковой анализ, развитие фонематического слуха, сенсорное восприятие , характеристика звуков, то для него будет создана прочная основа к механизму чтения. Это будет « фундаментом к надстройке».

Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей. Да, тетради использовать разрешено, но возможность использования тетради не значит, что сидеть долго. Мы видим, что дети включеныольше подвижных игр включать. Все пособия, которые готовятся для детей – это возможность зафиксировать его достижение, сохранить силы педагога. Использование ресурса тетради- помогает вспомнить, что делали; в общении с родителями.

Это не перегрузка, а возможность быть на одной волне.

Организация образовательной среды в рамках ФОП строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос-ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Например , игра «Живые звуки»

Чтобы успешно реализовать программу по обучению детей чтению, использовались разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь использовалась договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим и др.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Как уже было сказано - в старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые.

В своей работе с воспитанниками применяем нетрадиционный игровой прием с ЛЕГО конструктором

Применяем лего-символы (для обозначения звуков): красный – гласный, синий - твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.

ЛЕГО-схемы (слоговая схема, звуковая, схема предложения). С детьми организуем следующие игры:

«Посели звуки в домики» - Цель игры: дифференциация гласных и согласных, (твердых и мягких). Домик из красного лего, зеленого и синего. Слова, начинающиеся с гласного звука, селим в красный домик, а слова, начинающиеся с согласных – определяем в синий или зеленый домик.

Игра «Разложить картинки под символы»

Цель игры: развитие умения дифференциации мягких и твердых согласных. Также использования деталей конструктора лего и карточек с изображением предметов. Ход: дети, построив домик определенного цвета, раскладывают карточки, при этом проговаривая свои действия.

«Разноцветные дорожки». Цель игры: дифференциация гласных и согласных (твердых и мягких) согласных звуков. ( Послушать слова и «выложить» дорожку из разноцветных деталей лего, определяя первый звук в словах. Начинаем с твердого варианта, например: морковка, индюк, малина, утята, зебра и т. д

«Определить место звука в слове»

На этапе знакомства детей с буквами - букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль».

Игра «Составь схему предложения из лего конструктора»

Закрепляем с детьми правило: «Звуки мы произносим и слышим,

а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь  на свойственное  ему  наглядно – образное  мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации  с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах или на разных предметах, наложенных друг на друга.

Следующий этап - проведение звукового анализа без опоры на наглядность - графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Для закрепления приема звукового анализа используются разнообразные д/и : «Четвертый лишний ЗВУК», «Звуковая карусель», «Сложи слово»,«Логопедическое лото», «Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников», «Чем отличаются слова?»

В нашей группе поселился игровой сказочный персонаж «Запоминай-ка» и дети с ним очень подружились. В начале каждой лексической недели этот персонаж приносит в группу 5-6 новых слов, написанных на листках бумаги и предлагает детям прочитать эти слова.

Далее, каждый день с этими словами проводятся различные варианты игр: «Запоминай-ка» меняет их местами (дети должны вспомнить, как они располагались до этого);

дети размышляют, почему именно так поставил, педагог направляет детей: выделяют длинное слово и короткое, делят слова на слоги, выделяют и называют первый звук, называют место положение звука в слове. Проводят звуковой анализ слова, придумывают со словами предложения.

Дети, которые читать не умеют – запоминают слова, написанные на листочках. И к концу недели уже могут прочитать эти слова, хотя и механически.

В своей практической деятельности, мы применяем новые игровые технологии, которые помогают закреплять материал по обучению грамоте. Были придуманы и сделаны напольные «Шагалочки» по типу игры «Умники и умницы», где воспитанникам задаются вопросы.

Если ответ правильный, то ребенок переходит на следующую клеточку (следующий этап).

Такая игра способствуют лучшему закреплению полученных знаний и умений у детей. Учит ориентироваться в схемах звука, слова и предложения.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

В процессе работы дети имеют представления о звуковой стороне речи, как реальной действительности, представление о слове, слоге, звуке, ударении (без определения), о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой), о выразительных средствах речи; способны комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Занятие в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X