Обучение грамоте детей старшей группы | Марченко Наталья Викторовна. Работа №340036
Грамотные дети это грамотные взрослые в будущем. Грамотность детей начинается уже с детского сада. Необходимость занятий продиктовано ФГОС. Но занятия, как таковые, какими мы их знаем, не очень интересны, поэтому приходится придумывывать новые формы занятий и использывать при этом современные технологии. В этом нам помогают телефоны, планшеты, ноутбуки и прочее оборудование. Часто нам помогают обычные книги и картинки. Для закрепления занятий используются словесные игры, игры на печатной основе, раскраски и прочее.
Филиал «Мальвина» МБДОУ №70 г. Пензы «Буратино»
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
в старшей группе
«Разноцветная радуга»
Воспитатель:
Марченко Н. В.
Пенза, 2023 г.
Задачи:
- закреплять понятия «предложение», «звук», «слог»;
- развивать фонематическое восприятие: упражнять в выделении первого звука в слове, учить называть слова с заданным звуком;
- совершенствовать умение составлять предложения, определять количество слов в предложении
- воспитывать самостоятельность, активность, взаимопомощь, дружелюбие, интерес к обучению грамоте.
Оборудование и материалы:
- ноутбук, проектор, презентация «Вернем радуге цвета»;
- цифры от 1 до 7;
- цветные конверты с заданиями;
- стимульный материал конверты № 11, 13, 26, 28, 38.
- мольберты, столы;
- иллюстрация четырёхэтажный дом;
- картинки (тигр, лягушка, собака, белка, барсук, бегемот, носорог, крокодил, волк, слон, жеребёнок, холодильник, нож, лук)
Предварительная работа:
знакомство с неречевыми звуками; введение понятий «слово», «предложение», «слог», «звук»; работа по делению слов на части (слоги); словесные игры на составление предложений и называние слов на заданный звук.
- Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Предлагаю вам сегодня послушать новую сказку.
На экране Слад1 с изображением радуги.
- «Была за горами, за лесами одна волшебная страна. Не было в этой стране ни зла, ни горя. Люди жили там добрые, работящие. Всё у них спорилось и ладилось. И дети были в этой стране особенные: девочки красивые, заботливые, а мальчики сильные и справедливые. Когда дети делали что-то хорошее, у них над головами появлялись разноцветные солнечные зайчики. А всё потому, что каждый день на небе красовалась разноцветная яркая радуга. Но однажды появилась над этой сказочной страной огромная тёмная туча. Закрыла она собой всё небо, а радуга стала бесцветной. Всё кругом стало тусклым и унылым. Загрустили все живущие в сказочной стране. Взрослые стали лениться, а дети всё больше хулиганили и меньше совершали хороших поступков».
Слайд 2. Воспитатель обращает внимание детей на картинку бесцветной радуги
- Ребята, как вы думаете, почему в начале сказки её жители совершали только хорошие поступки и были добрые, а в конце стали ленивыми, грустными и перестали совершать хорошие поступки? (ответы детей)
- Что надо сделать, чтобы в сказку вернулось добро? (ответы детей)
- Посмотрите, у нас лежат конверты, они такие же разноцветные, как сама радуга.
- Чтобы вернуть цвета нужно выполнить задания из этих конвертов. У радуги семь цветов и расположены они точно по порядку. И задания нам надо выполнять тоже по порядку.
Воспитатель предлагает детям подойти к мольбертам и столам.
- Под цифрой 1 красный конверт, потому что первый цвет радуги… какой? (ответы детей)
- Первое задание. Придумайте предложения по картинкам.
Воспитатель достает из красного конверта картинки: торт, море, лук, берёза и выставляет их по очереди на мольберт.
Дети придумывают предложения и вместе с воспитателем считают количество слов в них, определяют: какое первое слово, второе…
- Молодцы.
Слайд 3
- Посмотрите, ребята, вы справились с заданием, появился первый цвет радуги и на нём сидит птица. Кто знает, как называется эта птица и почему именно она там появилась? (Ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель помогает)
- Эта птица называется колибри. Какой первый звук в названии птицы? (ответы детей) А в слове «красный» какой первый звук? (ответы детей).
- Первые звуки в словах «колибри» и «красный» совпадают, поэтому именно эта птица сидит на красном цвете радуги.
- Мы продолжаем. Под цифрой 2 конверт оранжевого цвета.
- Второе задание игра «Топни-хлопни». Я буду читать предложения. Если в предложении два слова, вы хлопнете, если три слова, топнете. Будьте внимательны!
Слайд 4
- Вернулся второй цвет - оранжевый, значит, мы всё делаем правильно. У оранжевого цвета своя птица. Это орёл. Почему именно орёл? (дети отвечают по аналогии с первым цветом радуги, а если затрудняются, воспитатель помогает)
- Мы слышим одинаковые звуки в словах орёл и оранжевый – «А».
- Под цифрой 3 - конверт жёлтого цвета (на мольберте картинка с изображением четырехэтажного дома)
- Следующее задание «Разместите животных по этажам».
(воспитатель раскладывает картинки животных, дети внимательно их рассматривают)
- Первый этаж для животных, название которых состоит из одного слога.
(дети находят картинки животных и кладут на первый этаж нарисованного дома.)
- Второй этаж для животных, название которых состоит из двух слогов.
(дети находят картинки животных и кладут на второй этаж нарисованного дома)
- Третий этаж для животных, название которых состоит из трёх слогов.
(дети находят картинки животных и кладут их на третий этаж нарисованного дома)
После выполнения заданий появляется картинка
Слайд 5
- Ребята, вы правильно выполнили задание! Жёлтый цвет и новая птица. Что же это за птица? (ответы детей) Почему именно журавль? (ответы детей)
- Следующее задание под цифрой 4. (дети находят конверт зеленого цвета). - «Доскажи словечко». Я назову начало слова, а вы его заканчиваете, предлагая несколько вариантов (проводится игра).
Слайд 6.
- Вы справились с заданием и помогли вернуть радуге зелёный цвет! Какая птица у зеленого цвета? Кто знает? (ответы детей) Это зяблик. Какой первый звук в слове «зяблик» - «з»; а в слове «зеленый» тоже «з».
- Ну что же, с предыдущими заданиями вы справились хорошо. Но нам нужно двигаться дальше.
- Конверт под номером 5 - голубого цвета. Ребята, конверт пустой. На конверте нарисован человечек в движении. Как вы думаете, что это значит? Это – физкультурная минутка! Вставайте в круг!
Физкультминутка «Здравствуй, радуга»
Здравствуй, радуга-дуга,
машут вытянутыми над головой руками
Разноцветный мостик!
разводят над головой руками
Здравствуй, радуга-дуга!
машут вытянутыми над головой руками
Принимай нас в гости.
прижимают руки к груди
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком
бег на носках на месте
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
прыжки с ноги на ногу
И опять бегом, бегом,
Пробежимся босиком.
бег на носках на месте
Здравствуй, радуга-дуга, рады мы тебе всегда!
разводят над головой руками
Слайд 7
- Посмотрите, на радугу вернулся голубой цвет с новой птицей. Что это за птица? (ответы детей)
- Цифра 6 – конверт синего цвета.
- Определите первый звук в слове.
(воспитатель показывает картинки, дети произносят слово, выделяя первый звук в слове предмета, изображенного на картинке)
- Холодильник. (дети называют слово, протягивая первый звук и называя его) Первый звук в слове холодильник - «Х».
- Придумайте слова, которые начинаются со звука «Х».
- Следующее слово «лук». (воспитатель показывает картинку) Какой первый звук в этом слове? (дети называют слово, протягивая первый звук и называя его)
- Придумайте слова, которые начинаются на звук «Л».
(воспитатель показывает картинку «нож»)
- Какой первый звук в слове «нож»? (дети называют слово, протягивая первый звук и называя его) Придумайте слова, которые будут начинаться на этот же звук, звук «Н».
- Посмотрите, на радугу вернулся синий цвет с его птицей. Что это за птица и почему именно эта птица у синего цвета? (ответы детей)
Слайд 8
- Ребята, остался последний конверт под цифрой 7. Какого цвета конверт?
(ответы детей)
- Верно, последний 7 цвет радуги – фиолетовый. Выполните задание, и радуга засияет всеми своими цветами.
- Задание «Поймай звук». Я буду называть слова. Если в слове есть звук «Ж», вы хлопнете (воспитатель называет слова со звуком «Ж» и без него)
- Теперь ловим звук «С». (воспитатель называет слова со звуком «С» и без него)
- Следующий звук – «Ч». (воспитатель называет слова со звуком «Ч» и без него)
Слайд 9
- Вот и последний цвет вернулся на радугу. Посмотрите, какая важная птица принесла фиолетовый цвет! Что же это за птица? (ответы детей) Почему там именно фазан? (ответы детей)
Слайд 10
- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и помогли вернуть радугу жителям волшебной страны!
- Теперь вы знаете, что у радуги 7 цветов, и все они расположены в определенном порядке!
- Наше занятие завершено и я полагаю, что оно было для вас интересным и познавательным. Но это ещё не всё. В завершении я приготовила для вас новую игру, в которую мы будем играть в группе. В этой игре нужно разложить цвета радуги в правильном порядке и на каждый цвет разложить картинки. Первый звук цвета радуги и первый звук картинок должны совпадать. Предлагаю пойти в группу и поиграть в неё.