Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. | Алёна Яковлевна Злобина. Работа №355758
В статье говорится об инклюзивном образовании, об успешной адаптации детей с отклонениями в развитии в социуме. Одна из форм получения образования таких детей - надомное, которое рассчитано на детей, по состоянию здоровья не посещающих образовательные учреждения. Автор статьи рассматривает задачи, принципы, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для достижения ими максимально возможных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включения их в жизнь общества через индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому в инклюзивном образовательном пространстве школы как способ их успешной социализации
Одна из форм общего образования, доступная для всех людей независимо от пола, расы, уровней возможностей и т.д., а также придерживающаяся принципов ценности человека, права на коммуникации, разнообразия в подходах к обучению называется инклюзивным образованием. Инклюзия рассматривается как активно развивающееся направление, позволяющее адаптировать обучающихся в социум, развивать коммуникативные навыки, стимулировать соблюдение равных прав и полноценно участвовать в жизни общества. Создание благоприятной среды является одной из первостепенных задач учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде.
Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной помощи, постоянно растет.
Принципиально важным стало осознание того, что детей, имеющих отклонения в развитии, недостаточно только лечить. Для того, чтобы они могли адаптироваться в социуме, стать полезными для общества людьми и чувствовать себя в нем достойно, их необходимо учить и воспитывать, причем использовать для этого особые средства и методы.
В нашей школе, как и во многих других образовательных учреждениях, обучаются разные дети с ОВЗ: и с задержкой психического развития, и с умственной отсталостью, и с тяжелыми нарушениями речи.
Внутренний мир ребенка с интеллектуальными нарушениями сложен. Как помочь ему почувствовать всё многообразие окружающего мира? Как помочь ему раскрыться, реализовать свои возможности и полноценно существовать в мире взрослых?
Одна из форм получения образования — надомное. Оно рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. И служит для достижения ребенком максимально возможных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР) согласно учебному плану школы.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимальной возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
СИПР должен быть ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, а также формирование социально-бытовых навыков.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей, на преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Образовательные задачи направлены на обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей
Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:
· реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК;
· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;
· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому.
В работе использую следующие принципы организации работы с детьми:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности.
Учителю необходимо пересматривать объем заданий, чередовать виды деятельности, при переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами: тактильными, наглядными, слуховыми, двигательными, игровыми, постоянно поддерживать познавательный интерес.
На уроках математики деятельность строить на чередовании методов (наглядном, слуховом) и частой сменой деятельности.
Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. Поэтому одна из главных задач коррекционно-воспитательной работы – это развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается в условиях надомного обучения.
Для развития творческих способностей использую нетрадиционные техники (рисование пластилином, тестопластика, лепка из глины, оригами, коллаж(с применением крупы, семян, пуговиц), комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д).
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Но данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.
Существует выражение «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Эти слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.
Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:
- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
- упражнение с мячом-ёжиком;
- упражнения с прищепками;
- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений;
-пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук;
-упражнения с предметами (перекатывание карандаша по столу и между ладонями; перебирание бус; завязывание и развязывание узлов и т.п.);
-упражнения с разнофактурными наполнителями (поиск спрятанной в песок игрушки, предмета; «сухой бассейн» из фасоли и гороха);
- графическая работа с рисунком (обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки; штриховка, рисование по опорным точкам).
Все обучение направлено на общее развитие и коррекцию познавательных и физических возможностей ребенка:
- предъявление учебного материала с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы);
- расширение словарного запаса и представления об окружающем мире;
- формирование пространственно-временных представлений;
- давать время для обдумывания вопроса, не торопить с ответом.
- в случае затруднений, использовать все виды помощи.
Более успешной интеграции в общественную жизнь детей обучающихся на дому помогает обучение с использованием компьютерных технологий, навыков пользования сетью Интернет, а также других современных методов педагогической работы.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПРа мы опираемся на критерии развития ребенка. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки.
В надомном обучении очень важна роль родителей. Родители являются непосредственными участниками разработки СИПРа и тоже несут ответственность за её реализацию.
Самое главное для учителя надомного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.
Таким образом, реализация разных подходов к образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзивное образование стало частью современной жизни. Это включение не только в образование, но и в социум всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.