Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Обучение игре шахматам детей дошкольного возраста" | Сумеркина Наталья Викторовна. Работа №321298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям?

 В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно.

Цель первого этапа: знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

1. Детям раздаётся шахматная доска (все квадратики белого цвета) и образец шахматной доски. Дети закрашивают чёрным цветом нужные квадратики, опираясь на образец.

2. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).

3. Детям раздается шахматная доска. Необходимо положить белый или черный квадрат, используя координаты на шахматной доске

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 46»

350089 г. Краснодар, ул. Бульварное кольцо, 24

Тел/факс (861) 231 35 67 e-mail: centre46@mail.ru

 

 

 

 

 

Обучение игре шахматам,

как один из видов развития культуры мышления

детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Сумеркина Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям?

В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно.

Цель первого этапа: знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

1. Детям раздаётся шахматная доска (все квадратики белого цвета) и образец шахматной доски. Дети закрашивают чёрным цветом нужные квадратики, опираясь на образец.

2. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).

3. Детям раздается шахматная доска. Необходимо положить белый или черный квадрат, используя координаты на шахматной доске (например, А1).

Цель второго этапа: знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

1. «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

2. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

3. «Черные и белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.

4. «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети называют, какой фигуры не стало.

5. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «секрет».

6. «Берегитесь пешки». Дети в шапочках королей (белых и черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.

7. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (цветом, формой.)

8. «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

9. «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).

10. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять. Дети сочиняют свою сказку.

11. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.

12. «Шахматная репка». Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.

13. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

14. «Шахматные пазлы». Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку и получится изображение какой-либо шахматной фигуры.

15. «Сделай как я». Педагог выкладывает ряд шахматных фигур. Дети должны повторить этот ряд. В игре шахматные фигуры можно выкладывать как на столе, так и на ленте, при этом одномоментно могут выполнять задание 3-4 ребенка.

16. «Половинки». У детей половинки всех шахматных фигур. Надо собрать изображение фигуры и назвать ее.

17. «Собери шахматные бусы». Перед детьми лежат прищепки, картинки с изображение шахматных фигур и карточки с образцами. Дети собирают бусы из шахматных фигур по образцу.

18. «Шахматное лото». Детям раздаются по 1 большой карточке, где нарисованы фигуры. Ведущий достает и называет маленькие карточки с фигурами. Выигрывает тот, кто закрыл все фигуры большой карточки.

19. «Собери фигуру». На деталях конструктора (кубиков) части шахматных фигур. Дети собирают целое изображение.

Цель 3 этапа: знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.

Дидактические игры и задания:

1. «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.

2. «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.

3. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

4. «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске с ошибкой. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.

5. «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.

Работа по обучению игре в шахматы в дошкольном возрасте будет результативна если весь материал предлагается в игровой форме и используются все виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×