Обучение информатике с использованием методики коллективного обучения: роль работы в парах и малых группах | Иванова Елена Александровна. Работа №346954
Аннотация. Коллективное обучение играет ключевую роль в процессе преподавания информатики. Работа в парах и малых группах способствует активному усвоению материала, развитию коммуникативных навыков и формированию способности к сотрудничеству. В статье рассматривается методика коллективного обучения на уроках информатики, её влияние на образовательный процесс и способы организации эффективной работы в группах.
Ключевые слова: коллективное обучение, информатика, работа в парах, работа в группах, сотрудничество, программирование.
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: РОЛЬ РАБОТЫ В ПАРАХ И МАЛЫХ ГРУППАХ
Иванова Елена Александровна, учитель
МБОУ ООШ № 17 им. Героев 417 Стрелковой Дивизии с. Бейсугское
Аннотация. Коллективное обучение играет ключевую роль в процессе преподавания информатики. Работа в парах и малых группах способствует активному усвоению материала, развитию коммуникативных навыков и формированию способности к сотрудничеству. В статье рассматривается методика коллективного обучения на уроках информатики, её влияние на образовательный процесс и способы организации эффективной работы в группах.
Ключевые слова: коллективное обучение, информатика, работа в парах, работа в группах, сотрудничество, программирование.
Современная школа ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и развития у учащихся навыков, которые будут полезны в их дальнейшей жизни. Одним из таких ключевых навыков является способность работать в команде. В условиях информатического образования коллективное обучение становится эффективным инструментом, позволяющим повысить учебную мотивацию и улучшить результаты обучения. Методика коллективного обучения, в частности работа в парах и малых группах, помогает ученикам не только лучше усваивать программный материал, но и развивать критическое мышление, навыки решения проблем и коммуникативные способности.
На уроках информатики работа в парах и малых группах используется для решения различных задач, связанных как с программированием, так и с изучением основ компьютерной грамотности. Учителя информатики все чаще обращаются к этой методике для того, чтобы создать атмосферу сотрудничества и поддержать активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Взаимодействие между учениками позволяет им обмениваться знаниями, помогать друг другу, искать альтернативные подходы к решению задач, а также анализировать и оценивать работу товарищей.
Работа в парах является одним из самых распространённых методов коллективного обучения. Этот метод предполагает взаимодействие двух учеников с целью выполнения конкретного задания. Преимущество парной работы заключается в том, что каждый ученик активно вовлечён в процесс обучения, что способствует развитию умений самостоятельно решать задачи, используя при этом помощь партнёра. Работа в парах на уроках информатики может включать такие виды деятельности, как решение алгоритмических задач, написание кода и тестирование программ.
Парная работа особенно эффективна при изучении основ программирования, когда один ученик может взять на себя роль «кодировщика», а другой – «ревьюера», проверяющего написанный код на наличие ошибок и анализирующего его логику. Такой подход помогает ученикам не только овладеть техническими аспектами программирования, но и развивать аналитическое мышление, учиться анализировать работу других и находить ошибки.
Парное обучение на уроках информатики также помогает развивать взаимопомощь. Сильный ученик может поддерживать слабого, помогая ему разобраться в сложных аспектах материала, а слабый ученик, в свою очередь, учится задавать вопросы, что улучшает его понимание темы. Это создает благоприятную среду для сотрудничества и обмена знаниями.
Работа в малых группах является более сложной формой коллективного обучения, где учащиеся объединяются в группы для выполнения совместных проектов или решения более сложных задач. Групповая работа на уроках информатики способствует развитию навыков командной работы, что крайне важно в условиях современного цифрового общества, где многие задачи решаются коллективно. Умение работать в команде, делить ответственность, согласовывать мнения и искать общее решение – всё это навыки, которые помогают ученикам подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
При организации работы в малых группах учитель информатики должен уделять внимание распределению ролей в группе. Каждый ученик должен иметь чёткое представление о своей задаче и вкладе в общее дело. Например, в группе, занимающейся разработкой программного проекта, один ученик может отвечать за написание интерфейса, другой – за тестирование кода, третий – за интеграцию модулей. Такое распределение ролей способствует не только развитию технических навыков, но и улучшению координации действий внутри команды.
Групповая работа также помогает учащимся лучше усваивать сложные темы за счёт активного обмена идеями и совместного решения проблем. Ученики учатся объяснять свои мысли другим, аргументировать свои решения и корректировать ошибки, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению материала. Исследования показывают, что учащиеся, работающие в группах, показывают более высокие результаты в обучении по сравнению с теми, кто занимается индивидуально, поскольку коллективный подход стимулирует развитие критического мышления и способности к анализу.
Программирование, как одна из ключевых дисциплин в курсе информатики, требует от учеников не только понимания синтаксиса языков программирования, но и умения решать сложные задачи, разрабатывать алгоритмы и находить ошибки в коде. Коллективное обучение здесь становится незаменимым инструментом, позволяющим учащимся быстрее освоить ключевые аспекты программирования. В условиях работы в парах и малых группах учащиеся могут обмениваться опытом, делиться своими наработками и помогать друг другу преодолевать трудности.
Например, при решении алгоритмических задач учащиеся могут обсуждать различные способы решения, анализировать их плюсы и минусы и совместно выбирать наиболее эффективные подходы. При этом каждый ученик вносит свой вклад в решение задачи, что стимулирует развитие навыков логического мышления и аналитики. Парная и групповая работа также помогают преодолеть страх перед сложными задачами, так как ученики чувствуют поддержку со стороны товарищей и могут обсуждать свои сомнения.
Методика коллективного обучения на уроках информатики, особенно работа в парах и малых группах, является эффективным инструментом для развития как технических, так и коммуникативных навыков учащихся. Этот подход помогает ученикам лучше усваивать учебный материал, развивать навыки программирования, критического мышления и анализа. Работа в группах способствует формированию навыков сотрудничества и умению эффективно решать задачи в коллективе. В условиях стремительного развития цифровых технологий и информационного общества умение работать в команде становится необходимым навыком, и коллективное обучение на уроках информатики помогает учащимся подготовиться к будущим вызовам.
Список литературы
1. Арингазинова А. М. Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний / А. М. Арингазинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 721-724.
2. Назарова Ш. К. Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе / Ш. К. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 14-15.