Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Обучение исполнению элементов традиционной русской хореографии" | Галимуллина Лейсан Райнуровна. Работа №339924

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель мастер – класса: Ознакомить педагогов с движениями народного танца, с основными позициями рук, ног в танце для старшего дошкольного возраста и использование материала в праздничных утренниках. Совершенствование исполнительской техники в работе.

3. Задачи мастер – класса:

Образовательная:  Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца.

Развивающая: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре русского народа, изучение традиционных движений русского танца.

 

Воспитательная: Формирование художественного и эстетического вкуса.

 

 

Конспект открытого мастер-класса «Обучение исполнению элементов традиционной русской хореографии»

(для музыкальных руководителей дошкольного образования)

 

Подготовила: преподаватель класса хореографии

Галимуллина Л.Р.

 

1. Тема мастер - класса: «Обучение исполнению элементов традиционной русской хореографии».

2. Цель мастер – класса: Ознакомить педагогов с движениями народного танца, с основными позициями рук, ног в танце для старшего дошкольного возраста и использование материала в праздничных утренниках. Совершенствование исполнительской техники в работе.

3. Задачи мастер – класса:

Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца.

Развивающая: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре русского народа, изучение традиционных движений русского танца.

Воспитательная: Формирование художественного и эстетического вкуса.

4. Методы и приемы: объяснение, практическая работа.

5. Прогноз результатов работы участников мастер – класса.

Мастер - класс знакомит участников с истоками национальной танцевальной культуры, а также с условиями жизни и историей народа.

Танцевальный этюд, составленный на основе традиционных элементов народной хореографии, прививает знание народного стиля, передает дух народности. Выполняет функцию эстетического и морального воспитания, раскрывает участникам мастер - класса мир реально существующей красоты, учит находить в танце эстетическое наслаждение. Исполнение движений под хорошо подобранную музыку является важной частью мастер-класса.

6. Содержание занятия мастер – класса по этапам.

I. Формирование умений.

Первый этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас и поделиться своим опытом в области хореографического искусства. Разучим основные положения рук в сольных и массовых танцах, разберем более подробно основные элементы русского народного танца.

Русский танец - это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии. Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период , в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления.

XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ланце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.

Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме.

Основы хореографического языка, лексики народного танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

Второй этап.

Вот, коротко раскрыв специфику движений русского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных элементов народной хореографии.

ПОЛОЖЕНИЯ РУК В РУССКОМ ТАНЦЕ.

1-е положение

Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии, у девушек — кулачками, иногда ладонями; у юношей — чаще ладонями, иногда кулачками. Локти направлены в стороны. Это положение можно назвать «подбоченившись».

2-е положение

Руки скрещены на груди. У девушек руки или приближены к корпусу, или чуть отведены, правая рука находится под левой рукой, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук. У юношей руки от корпуса отведены, локти направлены вперед, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, выше локтя.

3-е положение (женское)

Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позицией, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед. Иногда девушка в правой руке держит платочек.

4-е положение (женское)

Правая рука, согнутая в локте, поднята от локтя вверх, локоть от корпуса отведен в сторону и направлен вниз, кисть, повернутая ладонью к зрителю, находится чуть выше правого плеча, пальцы согнуты и опущены к ладони. Левая рука свободно опущена вниз и от корпуса отведена.

Положения рук в массовых танцах

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

«Круг» В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

«Звездочка» Юноши и девушки, стоя в затылок, друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

«Карусель» Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

«Корзиночка» Она образуется из двух кругов - круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

«Цепочка» Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Простой бытовой шаг.

И. п. ног: 6-я позиция, носки чуть разведены.

Шаги исполняются вперед, свободно и не напряженно. Нога опускается на всю ступню иногда с носка, иногда с каблука; в женском танце шаги иногда выполняются на низких полупальцах. Темп хода может быть медленный и быстрый, с шагом на каждую четверть или восьмую такта. В зависимости от характера танца ход может принимать различные оттенки. Шаги могут быть широкие, как бы стелющиеся по земле, тогда ход принимает лирический характер, придает танцу плавность и певучесть.

Переменный ход на всю стопу.

Все три шага переменного хода выполняются одинаково, на всю ступню, переступая, а не скользя. После трех шагов исполнитель чуть задерживается на месте, затем продолжает ход с другой ноги.

И. п. ног: 6-я позиция, носки чуть разведены. Музыкальный размер: 2/4.

«раз» - шаг правой ногой вперед на всю ступню,

«и» - шаг левой ногой вперед на всю ступню,

«два» - шаг правой ногой вперед на всю ступню,

«и» - пауза.

Ход продолжается с левой ноги. Корпус подтянут, голова приподнята. Руки могут находиться в исходной позиции, во 2-й позиции, в положении 1 и т. д. Этот ход выполняется также назад, шагами на низких полупальцах.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

«Припадание»

Исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, слегка приседая, затем подставляет другую ногу на полупальцы, сзади опорной ноги.

И. п. ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Исполнитель чуть заметно приподнимается на полупальцы левой ноги, отделяя правую ногу от пола.

«раз»- Боковой, слегка выворотный шаг правой ногой вправо, на всю ступню, слегка приседая. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола и приближает стопу сзади к правой ноге.

«и»- Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы, присогнутая в колене. Тяжесть тела переходит на левую ногу.

Правая нога спереди отделяется от пола, колено свободно, подъем свободен,

«два»- Повторение движения на счет «раз»,

«и»- Повторение движения на счет «раз-и».

Движение выполняется с одной ноги: с правой ноги, с продвижением вправо или с левой ноги, с продвижением влево. Корпус прямой. Ход может выполняться медленно, плавно, спокойно или быстро, четко.

По-иному выполняется «припадание» в русском сценическом женском танце. Этим ходом исполнительница может двигаться из стороны в сторону, а также делать повороты на месте.

«Ковырялочка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«и» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.

«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«и» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

«Гармошка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«и» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«и» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

«Веревочка» (простая).

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

«и» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«1» - правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение. «и 2» - движение повторяется.

«Моталочка»

И.П. - I прямое. Движение занимает один такт.

«1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«и» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о.

«2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги.

Третий этап.

После того, как выучили основные элементы, приступаем к изучению этюда. Соединяются движения и исполняются под музыку.

II. Подведение итогов.

Вот, мы с вами и познакомились с историей возникновения русского народного танца и со спецификой исполнения. Каждый народ выражает в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Таким образом, и повседневные занятия, и весь жизненный уклад находят отражение в искусстве танца, придавая ему специфические черты. Я думаю, что эти знания будут полезны для общего развития и пригодятся вам в будущем.

Ответ педагога-хореографа на возникшие вопросы в процессе мастер-класса.

Методическая рекомендация: следует обратить особое внимание на особенности танцевальной лексики разных народностей, на характер исполнения движений. Так одно и тоже движение, например, верёвочка, у каждого народа исполняется со своими особенностями. На это влияет национальный костюм, национальный колорит, географическое расположение данного народа.

Желаю вам в дальнейшем успехов в вашей профессиональной деятельности.

Благодарю за внимание! Творческих всем успехов!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×