Обучение коммуникативному чтению на уроках иностранного языка | Рудус Елена Федоровна. Работа №304416
Статья посвящена одному из наиболее популярных и доступных видов речевой деятельности в школе – чтению, для обучения которому очень важно использовать коммуникативную методику. Коммуникативное чтение очень многогранно и имеет много видов. Использование разных видов коммуникативного чтения позволит педагогу решить одну из актуальных задач при обучении английскому языку – правильно сформировать навык сознательного, беглого и выразительного чтения у обучающихся. В статье дается ряд практических советов по применению коммуникативной методики для успешного обучения предмету.
Обучение коммуникативному чтению на уроках иностранного языка
Рудус Е.Ф., учитель английского языка МОБУ СОШ №13 им. Б.Г. Гагина, г. Сочи
Развитие умений коммуникативного чтения – одна из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативное чтение- это деятельность по восприятию, по осмыслению читаемого на основе самостоятельного использования действий рецептивного характера (умений) и операций (навыков и приемов), служащих средством осуществления действий. Как разновидность учебной деятельности коммуникативное чтение в целом характеризуется теми же особенностями, что и любая деятельность т. е. имеет цель, мотив, определенные способы выполнения действий, направленных на достижение определенного результата, но они носят специфический характер.
Коммуникативное чтение- это зрелое чтение, которое предполагает как овладение всеми видами чтения, так и легкостью перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Просмотровое чтение - вид коммуникативного чтения, который предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения, и просмотреть текст. Этот вид чтения требует от читателя довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематических текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту. В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшения тем самым неопределенности.
Ознакомительное чтение или чтение с пониманием основного содержания- вид коммуникативного чтения с общим охватом содержания и установкой на понимание главного, наиболее существенного, представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т.д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Для достижения цели ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текстов, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания.
Темп ознакомительного чтения на английском языке не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение или чтение с полным пониманием текста- вид коммуникативного чтения с установкой на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте, их осмысление и запоминание. При этом виде чтения читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, его нижний предел составляет 50-60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение или чтение с выборочным извлечением информации – вид коммуникативного чтения, направленный на нахождение в тексте специфической информации для её последующего использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию учителя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа или критическое чтение - вид коммуникативного чтения, который предполагает оценку прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, с собственным опытом. Обоснованная оценка невозможна без полного и точного понимания текста, уяснения замысла и позиции автора, знания литературных приемов и особенностей авторского стиля. Таким образом, критическое чтение основано на чтении с полным пониманием текста. Чтение с критической оценкой интегрирует различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития чтения, способность анализировать содержание и языковую форму, отличать факты от мнений, подвергать сомнению прочитанное.
Овладение технологией коммуникативного чтения осуществляется в результате выполнения различных коммуникативных заданий и упражнений,
которые обязательно предусматривают достижение конкретной цели, появление конкретного коммуникативного намерения и его успешной реализации с помощью общения средствами иностранного языка.