Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучение математике детей с ОВЗ | Смоль Ирина Борисовна. Работа №353822

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена особенностям обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ней рассматриваются подходы, методы и практические рекомендации, направленные на успешное освоение математических знаний и навыков учащимися, имеющими различные нарушения развития. Обучение математике в условиях инклюзивного образования требует гибкости, адаптации учебных материалов и использования индивидуальных подходов. В статье также приводятся примеры упражнений, направленных на развитие логического мышления и математических способностей, с учетом потребностей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, математика, индивидуальный подход, коррекция, учебные методы, развитие логического мышления.

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Смоль Ирина Борисовна, учитель математики

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ней рассматриваются подходы, методы и практические рекомендации, направленные на успешное освоение математических знаний и навыков учащимися, имеющими различные нарушения развития. Обучение математике в условиях инклюзивного образования требует гибкости, адаптации учебных материалов и использования индивидуальных подходов. В статье также приводятся примеры упражнений, направленных на развитие логического мышления и математических способностей, с учетом потребностей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, математика, индивидуальный подход, коррекция, учебные методы, развитие логического мышления.

 

Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложный, но важный процесс, включающий в себя адаптацию учебных методов и материалов в соответствии с потребностями учащихся. В последние годы все больше внимания уделяется инклюзивному образованию, в котором каждый ребенок, независимо от своих физических и интеллектуальных особенностей, имеет возможность учиться в общеобразовательной школе. Однако для того, чтобы дети с ОВЗ могли успешно овладеть основами математики, требуется комплексный и индивидуализированный подход.

Математика – это предмет, который развивает логическое мышление, способность к анализу и синтезу, формирует основы для дальнейшего освоения других дисциплин и развития критического мышления. Но для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно тех, кто страдает от нарушений слуха, зрения, интеллекта, психоэмоциональных проблем или двигательных расстройств, усвоение математических понятий может стать серьезной проблемой. Поэтому важно не только использовать стандартные методы обучения, но и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая подходящие условия для успешного освоения учебного материала.

Одним из основных методов работы с детьми с ОВЗ является дифференциация обучения. Это предполагает использование различных форм и методов преподавания в зависимости от типа нарушений. Для детей с нарушениями слуха, например, важным моментом является использование визуальных материалов и жестов, которые помогут ребенку воспринять математическую информацию. Например, при изучении чисел можно использовать карточки с яркими изображениями, на которых изображены различные объекты в определенном количестве. Такой подход позволит детям не только увидеть, но и наглядно воспринять числовые отношения. Для детей с нарушениями зрения важно использовать тактильные материалы, такие как специальные доски с выпуклыми цифрами или геометрическими фигурами, что поможет развить пространственное восприятие и усвоение форм.

Для детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, необходимо использовать упрощенные схемы и пошаговые инструкции. Так, например, изучение операций сложения и вычитания можно начинать с упражнений, в которых используется минимальное количество чисел и простые арифметические задачи. Пример задания: "На картинке изображены 2 яблока, к ним добавили еще 2. Сколько яблок стало всего?" Такие задания развивают базовые математические навыки и помогают ребенку не только понять процесс сложения, но и научиться пользоваться математическими понятиями в реальной жизни.

Одним из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ является создание среды для обучения, которая способствует снижению тревожности и улучшению восприятия. Очень важно, чтобы занятия были не только познавательными, но и увлекательными. Например, можно использовать игровые методы, где дети участвуют в математических играх, решают задачи с использованием предметов и игрушек. В такой игре ребенок, решая математическую задачу, играет с мячами, кубиками или карточками, что помогает ему легче воспринимать и запоминать материал. Важно, чтобы задания на уроках математики имели элемент игры, чтобы дети с удовольствием решали их, а не воспринимали как обязательное и скучное задание.

При этом особое внимание стоит уделить развитию логического мышления детей с ОВЗ. Один из методов для этого – это задачи на развитие пространственного воображения и памяти. Например, можно предложить детям задачу на сортировку предметов по признаку формы или размера. Картинки с различными геометрическими фигурами можно предложить ребенку отсортировать по цвету или количеству сторон, что позволит не только развивать внимание, но и укрепить математическое восприятие.

Сложности в математике могут возникать и у детей с нарушениями памяти. В таких случаях для улучшения усвоения материала можно использовать мнемонические приемы, которые помогают ребенку лучше запомнить информацию. Например, для изучения таблицы умножения можно использовать рифмованные стихи или песенки, что способствует более быстрому запоминанию чисел и операций.

Важно помнить, что одной из проблем, с которой сталкиваются дети с ОВЗ, является низкая самооценка и недостаток уверенности в своих силах. Для таких детей важно создать атмосферу успеха, когда каждая правильно решенная задача воспринимается как достижение. Логопед или учитель должен хвалить ребенка за правильные решения, а не акцентировать внимание на ошибках. Небольшие награды, похвала, а также использование позитивных методов подкрепления значительно повышают мотивацию учащихся.

Особое внимание следует уделить родителям таких детей, которые играют важную роль в учебном процессе. Взаимодействие учителя и родителей помогает выстроить единый подход к обучению и корректировке математических знаний ребенка. Рекомендуется регулярно проводить консультации с родителями, обсуждать успехи и трудности их детей, а также давать рекомендации по дополнительным упражнениям и занятиям дома. Важно, чтобы родители понимали, как поддерживать интерес ребенка к математике и каким образом помогать ему в освоении материала.

Использование современных технологий также может быть полезным в обучении детей с ОВЗ. Существуют различные образовательные программы и приложения, которые помогают визуализировать математические задачи, облегчая их восприятие и понимание. Например, с помощью планшетов и интерактивных досок можно создать условия для изучения геометрии, арифметики и других разделов математики, используя игры, тренажеры и наглядные пособия.

Таким образом, обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья требует применения индивидуального подхода, гибкости и адаптации методов. Важно создавать такие условия, которые бы способствовали успешному освоению математических понятий, развитию логического мышления и уверенности в своих силах. Работая с такими детьми, учитель математики играет важную роль в формировании их знаний и умений, которые пригодятся им не только в учебной жизни, но и в повседневной деятельности.

 

Список литературы

Миронюк Ю. Л. Развитие математических способностей у детей с ОВЗ // Инновационная наука.

2024. №1-1.

Сурова, Р. З. Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ / Р. З. Сурова. —

Текст :

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, октябрь 2015 г.). —

Казань :

Бук, 2015. — С. 100-103.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×