Обучение нотной грамоте как средство формирования основ музыкальной культуры младших школьников | Униковская Анжела Николаевна. Работа №229262
Автор: Униковская Анжела Николаевна
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Музыкальная культура – определенный пласт художественной культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные ценности музыкального образования и воспитания.
Шерстобитова С.Н. студентка 416А группы
Униковская А.Н. преподаватель кафедры музыкального образования
Обучение нотной грамоте как средство формирования основ музыкальной культуры младших школьников
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Музыкальная культура – определенный пласт художественной культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные ценности музыкального образования и воспитания.
В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.
В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. Возрастание роли музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепринятый. Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Кагана и многих других.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушание музыки;
б) творческой деятельности, исполнительстве;
в) познавательной деятельности.
Одной из проблем массовой музыкальной культуры является отсутствие музыкальной грамотности, в частности — знания нотной грамоты. Подрастающее поколение не владеет навыками чтения нотного текста, в результате чего оказывается изолированным от индивидуального контакта с огромным и ценным наследием музыкальной культуры, обречено на пассивное общение только с тем материалом, который транслируют средства массовой информации.
В программах по музыке нотная грамота занимает различное место. Долгое время существовал самостоятельный раздел – нотная грамота, имеющий свои задачи, свою систему.
Отдельные музыканты-педагоги считали нотную грамоту автономной областью. К их числу относится И.П. Гейнрихс. Он высказывался против связи нотной грамоты с пением, считая, что она приводит к упрощению певческого репертуара.
М. Румер выделила следующие принципы изучения музыкальной грамоты: 1) связь теории и практики; 2) наглядность; 3) связь слуха, зрения и движения; 4) роль слова; 5) активизация педагогического процесса; 6) ладовая основа развития музыкального слуха.
Однако многие педагоги видели в нотной грамоте лишь средство наглядности, позволяющее углублять понимание и эмоциональное переживание музыки (Н.Л. Гродзенская). У авторов современных программ (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Терентьева, Ю.Б. Алиев, И.В. Кадобнова, Л.В. Виноградова и мн.др.) подобная же позиция. В этих программах во главу угла ставится задача развития личности ребенка, его духовной культуры, развития любви к искусству. Специфические же знания и навыки должны формироваться незаметно, исподволь, являясь средством для достижения главной цели.
На наш взгляд, в настоящее время обучению нотной грамоте на уроках музыки в школе уделяется мало внимания. Возникает противоречие между требованием практики музыкального образования и отсутствием методического комплекса игровых методов и приемов обучения нотной грамоте, способствующих эффективному формированию основ музыкальной культуры младших школьников.
Современные взгляды на сущность, объем, роль музыкальной грамоты в общеобразовательной школе разнообразны, порой противоречивы. Существуют два основных толкования термина «музыкальная грамота»:
1) это элементарная теория музыки, которая дает представления о музыкальном языке и способах его условной записи, то есть, фактически – нотная грамота;
2) часть музыкального образования, где даются сведения о музыке (ее стилях, жанрах, элементах выразительности, способах записи) и ее создателях (композиторах, исполнителях).
Очевидно, что второе определение шире. Оно включает в себя первое. Поэтому для него более правильным будет термин «музыкальная грамотность». Именно музыкальная грамотность, а не грамота фигурирует в концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Поэтому поводу он пишет следующее:
«Музыкальная грамотность – это в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знания этой грамоты».
Таким образом, знание музыкальной грамоты – лишь составная часть музыкальной грамотности человека, на формирование которой (как музыкальной культуры) направлено все музыкальное образование школьников. Следовательно, изучение музыкальной грамоты (нотной грамоты) не самоцель, а лишь один из путей достижения цели музыкального образования. Тем не менее, преподавание музыкальной грамоты имеет свои особенности, этапы, логику, которую учитель должен знать.
Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни (по абсолютной или относительной системе нотации, с использованием элементов хорового сольфеджио Г.Струве).
Цель процесса освоения нотной грамоты - создать оптимальные условия для осознанного восприятия и исполнения музыки, а в дальнейшем повышения уровня музыкальной культуры младших школьников.
Именно в начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты.
При обучении школьников нотной грамоте учителю музыки следует наметить перспективный план и поставить определенные цели. Прежде всего, необходимо: подобрать доступный, интересный и посильный для детей материал, добиваться активности детей в игровых заданиях, постоянно поддерживать интерес, используя различные методы обучения, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.
Сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует учитывать то, что для младших школьников характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы не только в формировании музыкальной культуры младшего школьника, но и развитии его как личности.
Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить “живой” интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.
Знание нотной грамоты готовит школьников к самостоятельному общению с музыкальным искусством и является одним из средств формирования основ музыкальной культуры младших школьников.