Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка | Агашина Клавдия Васильевна. Работа №348621
Аннотация: В современном мире владение английским языком стало необходимостью, и умение эффективно читать на иностранном языке играет ключевую роль в обучении. В данной статье рассматриваются методы и подходы к обучению поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка. Акцентируется внимание на важности данной техники для формирования навыков анализа текстов, выделения ключевой информации и повышения общей читательской грамотности. Приводятся примеры упражнений и заданий, которые помогут учителям внедрить поисковое чтение в практику.
Ключевые слова: поисковое чтение, средний этап, обучение, английский язык, навыки, чтение, анализ текста, ключевая информация.
Агашина Клавдия Васильевна, учитель английского языка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кикеринская средняя общеобразовательная школа п. Кикерино
Аннотация: В современном мире владение английским языком стало необходимостью, и умение эффективно читать на иностранном языке играет ключевую роль в обучении. В данной статье рассматриваются методы и подходы к обучению поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка. Акцентируется внимание на важности данной техники для формирования навыков анализа текстов, выделения ключевой информации и повышения общей читательской грамотности. Приводятся примеры упражнений и заданий, которые помогут учителям внедрить поисковое чтение в практику.
Ключевые слова: поисковое чтение, средний этап, обучение, английский язык, навыки, чтение, анализ текста, ключевая информация.
Обучение поисковому чтению на среднем этапе изучения английского языка представляет собой важный аспект развития читательских навыков у учащихся. На этом уровне ученики уже обладают некоторыми базовыми знаниями языка, и им необходимо научиться эффективно извлекать информацию из текстов. Поисковое чтение, или skimming and scanning, позволяет учащимся быстро ориентироваться в материале, выделяя главные идеи и необходимые детали. Это особенно актуально в условиях информационного перегруза, когда навыки быстрого нахождения информации становятся критически важными.
Прежде всего, важно понимать, что поисковое чтение отличается от детального чтения. В то время как детальное чтение требует полного понимания текста и анализа каждой его части, поисковое чтение ориентировано на получение основной информации. Ученики учатся определять, что именно им нужно узнать из текста, и на основе этого делают выбор, что и как читать. Эта способность критически важна для успешного изучения языка, поскольку она способствует развитию навыков самостоятельного обучения.
Одним из подходов к обучению поисковому чтению является использование различных текстов. Учитель может предложить учащимся тексты разной длины и сложности: от статей в газетах до коротких научных исследований. Важно, чтобы тексты были актуальными и интересными для учеников. Это поможет повысить их мотивацию и вовлеченность в процесс обучения. Кроме того, тексты могут быть тематически связаны с другими предметами, что позволяет интегрировать знания из разных областей и сделать уроки более многогранными.
На начальном этапе обучения поисковому чтению полезно вводить ученикам специальные приемы. Например, учитель может объяснить, что при поисковом чтении следует обращать внимание на заголовки, подзаголовки, выделенные слова и изображения. Эти элементы часто содержат ключевую информацию и помогают быстро сориентироваться в содержании текста. Также стоит отметить, что ученикам следует развивать навык быстрого просматривания текста, чтобы научиться выделять важные фразы и предложения. Практика в этой области может включать в себя различные задания, такие как "найди ключевые слова" или "определи основную идею".
Для закрепления навыков поискового чтения полезно использовать задания на сопоставление информации. Учитель может предложить ученикам прочитать текст и ответить на вопросы, выбрав правильные варианты из предложенных. Это не только способствует развитию навыков анализа, но и формирует умение делать выводы на основе прочитанного. Например, можно предложить текст, посвященный экологии, и вопросы о влиянии человека на окружающую среду. Учащиеся, анализируя текст, будут вынуждены выделять главные идеи и сопоставлять их с вариантами ответов.
Другим эффективным методом является работа с реальными материалами, такими как меню ресторанов, объявления, рекламные буклеты и т.д. Это не только добавляет элемент игры в обучение, но и помогает ученикам осознать, как поисковое чтение может быть применимо в повседневной жизни. Учитель может попросить учащихся найти информацию о каком-либо мероприятии, например, о выставке в музее, и представить свои находки классу. Это создает ситуацию реального общения и помогает учащимся применять полученные знания на практике.
Важно учитывать, что разные ученики имеют разные стили обучения. Поэтому стоит разнообразить подходы к обучению поисковому чтению, предлагая различные виды заданий: индивидуальные, парные и групповые. Это позволяет каждому ученику найти наиболее комфортный способ работы с текстом. Например, в парах можно обсуждать прочитанное и делиться своими находками, что развивает как коммуникативные навыки, так и критическое мышление.
Кроме того, важным аспектом является использование технологий. В современном образовательном процессе мультимедийные ресурсы играют значительную роль. Учителя могут использовать онлайн-платформы, чтобы предложить учащимся интерактивные задания на поисковое чтение. Например, это могут быть электронные тексты с активными гиперссылками, которые позволяют ученикам быстро находить нужную информацию. Также существуют различные приложения и игры, направленные на развитие навыков чтения. Использование технологий не только делает уроки более интересными, но и готовит учащихся к реальным условиям, где информация часто представлена в цифровом формате.
Важным этапом в обучении поисковому чтению является обратная связь. Учитель должен регулярно проверять, насколько хорошо учащиеся усвоили предложенные методы и техники. Для этого можно проводить мини-тесты или опросы по прочитанным текстам. Также стоит учитывать мнение самих учеников: что им было сложно, какие приемы показались наиболее полезными. Это позволит корректировать подходы к обучению и делать его более эффективным.
В заключение, обучение поисковому чтению - одна из основополагающих техник в изучении английского языка на среднем этапе. Умение быстро находить информацию и выделять ключевые моменты не только облегчает процесс изучения, но и подготавливает учащихся к реальным жизненным ситуациям, где эти навыки будут особенно востребованы. Применение различных методов, включая работу с разнообразными текстами, использование технологий и активное вовлечение учеников в процесс, поможет сделать обучение более интересным и продуктивным. Таким образом, развитие навыков поискового чтения станет важным шагом на пути к совершенствованию общей грамотности учащихся и их способности к самостоятельному обучению.
Список литературы
Клюева М.И., Пронина Н.С., Скрипко Е.С. Особенности обучения просмотровому чтению на уроках английского языка в средней школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-prosmotrovomu-chteniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sredney-shkole
Колобаев В.К., Жаворонкова Е. М. Различные виды чтения и их роль в развитии коммуникативных компетенций при обучении иностранным языкам // EESJ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-vidy-chteniya-i-ih-rol-v-razvitii-kommunkativnyh-kompetentsiy-pri-obuchenii-inostrannymyazykam
Рожкова Е.В. Некоторые аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий при работе с иноязычным текстом // Концепт. 2017. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-problemy-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-rabote-s-inoyazychnym-tekstom