Обучение русскому языку детей иностранных граждан в условиях ДОУ | Гюлвердиева Эльза Ханбабаевна. Работа №343012
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения русскому языку детей иностранных граждан в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются методы и подходы, направленные на успешную адаптацию детей к русскоязычной среде, развитие речевых навыков и интеграцию в образовательный процесс. Приводятся примеры упражнений и игр, способствующих эффективному усвоению русского языка детьми с минимальным знанием языка.
Ключевые слова: обучение русскому языку, дети иностранных граждан, дошкольное образование, адаптация, речевые навыки, образовательная среда.
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ДОУ
Гюлвердиева Эльза Ханбабаевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения русскому языку детей иностранных граждан в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются методы и подходы, направленные на успешную адаптацию детей к русскоязычной среде, развитие речевых навыков и интеграцию в образовательный процесс. Приводятся примеры упражнений и игр, способствующих эффективному усвоению русского языка детьми с минимальным знанием языка.
Ключевые слова: обучение русскому языку, дети иностранных граждан, дошкольное образование, адаптация, речевые навыки, образовательная среда.
В условиях глобализации и миграционных процессов в современном обществе всё чаще возникает необходимость обучать русскому языку детей иностранных граждан в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Для многих детей, впервые оказавшихся в русскоязычной среде, изучение языка является важным аспектом успешной адаптации к новому социокультурному контексту. При этом основная задача воспитателей заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития речевых навыков у детей и помочь им интегрироваться в образовательную среду.
Одним из ключевых аспектов обучения русскому языку детей иностранных граждан является адаптация. На начальном этапе важно не только научить детей основным словам и фразам, но и создать атмосферу доверия и поддержки, в которой они будут чувствовать себя уверенно и комфортно. Воспитатель должен учитывать, что дети, для которых русский язык не является родным, могут испытывать трудности в общении и, следовательно, нуждаются в особом подходе. Создание дружелюбной и спокойной обстановки помогает детям быстрее адаптироваться и начать осваивать язык.
На первых этапах обучения важно использовать визуальные материалы и простые практические упражнения. Для детей дошкольного возраста эффективным методом является работа с карточками, иллюстрирующими повседневные предметы и действия. Например, можно использовать карточки с изображениями игрушек, животных, продуктов питания, одежды и других предметов, которые ребёнок видит в своём окружении. Важно не просто показывать картинки, но и сопровождать их произнесением слов, предложений и пояснением их значения. Это помогает ребёнку ассоциировать слова с визуальными образами, что способствует лучшему запоминанию.
Игровая деятельность также является важной частью обучения русскому языку в ДОУ. Игра — это естественная форма обучения для детей младшего дошкольного возраста, и через игру они могут легко усваивать новые слова и фразы. Например, можно организовать игры, в которых дети будут выполнять простые задания: «Найди красный мяч», «Принеси книгу» или «Скажи, какого цвета этот кубик». В ходе таких игр дети не только учатся понимать команды и выполнять действия, но и начинают использовать язык в процессе игры, что развивает их речь.
Ещё одним важным методом является повторение. Дети младшего возраста лучше усваивают новый материал, если он многократно повторяется в различных формах. Например, воспитатель может использовать слова, фразы и выражения из одной тематики (например, «Мои игрушки») на протяжении нескольких занятий, комбинируя их с разными играми, упражнениями и творческими заданиями. Постепенное повторение и закрепление материала помогает детям иностранных граждан усвоить не только слова, но и грамматические структуры.
Большое значение в обучении русскому языку детей иностранных граждан имеет музыкальная и художественная деятельность. Песни, стихи и рифмовки способствуют запоминанию лексики и грамматических конструкций. Например, можно учить детей петь простые детские песни на русском языке, которые содержат ключевые слова, связанные с повседневной жизнью. Это не только помогает развивать языковые навыки, но и создаёт положительные эмоции, которые способствуют лучшему усвоению материала.
Театрализованная деятельность также является эффективным методом обучения русскому языку. В процессе инсценировок дети могут использовать простые фразы и слова, моделируя ситуации из повседневной жизни. Например, можно разыграть сценку в магазине, где один ребёнок будет продавцом, а другой — покупателем. Это помогает детям не только запомнить новые слова, но и научиться использовать их в различных контекстах, что развивает навыки общения на русском языке.
Для успешного обучения русскому языку детей иностранных граждан важно также привлекать родителей к образовательному процессу. Родители могут помочь ребёнку лучше усваивать язык, если дома будут повторять с ним слова и фразы, выученные в ДОУ. Воспитатель может давать родителям рекомендации по использованию простых упражнений и игр, которые помогут ребёнку закрепить новый материал. Важно также объяснить родителям, что успешное овладение языком требует времени и постоянной практики, и что их поддержка играет важную роль в этом процессе.
Для того чтобы обучение было успешным, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. У детей разная скорость освоения языка, и кто-то может быстрее овладевать речевыми навыками, тогда как другим детям может потребоваться больше времени и поддержки. Воспитатель должен быть внимателен к потребностям каждого ребёнка и адаптировать задания в зависимости от уровня владения языком.
Кроме того, обучение русскому языку детей иностранных граждан требует системного подхода, при котором новые слова и фразы вводятся постепенно, а занятия строятся с учётом интересов и возрастных особенностей детей. Важно также учитывать культурные особенности детей и стараться интегрировать элементы их родной культуры в учебный процесс, что поможет им чувствовать себя более комфортно в русскоязычной среде.
Таким образом, можно утверждать, что обучение русскому языку детей иностранных граждан в условиях ДОУ требует особого подхода, который включает создание благоприятной адаптивной среды, использование визуальных и игровых методов, активное вовлечение родителей и учёт индивидуальных особенностей детей. Игровая деятельность, театрализованные сценки, музыкальные и художественные занятия способствуют успешному усвоению языка и развитию у детей речевых навыков, необходимых для их дальнейшей интеграции в образовательный процесс.
Список литературы
Краева А.А.,
Привалова С
. Е.
Овладение мигрантами дошкольного и младшего школьного возраста грамматикой русского языка (на примере имени прилагательного)
//
Педагогическое образование в России
. 2022. № 2
. – С. 20-28.
Невидицына
Т.В.,
Апкина
Карине
Багратовна
, Писарева Т.Г. Обучение русскому языку старших дошкольников из семей мигрантов в условиях детского сада // ЭТНОДИАЛОГИ: научно-информационный альманах № 2(68), 2022. – С. 158-164.
Привалова, С. Е. Фонетические особенности речевого развития дошкольников в условиях двуязычия / С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 11. – С. 60-64.