Обучение собиранию материала к сочинению по личным наблюдениям | Олейник Маргарита Павловна. Работа №291800
Автор: Олейник Маргарита Павловна
Обучение собиранию материала к сочинению по личным наблюдениям.
Как добиться того, чтобы в творческой работе ученика проявились его воображения, склад ума, особенности языка, даже привычки и увлечения? Научить его собиранию материала к будущему сочинению.
Этот процесс должен проходить на протяжении определенного времени под руководством учителя. Должна быть выбрана тема, рабочее название сочинения, составлен план к теме. Делать наблюдения и записывать их можно тоже по определённому плану. Он может быть в виде вопросов, которые учитель составляет с помощью учащихся.
Рассмотрим пример собирания материала к сочинению с рабочим названием "Падающие листья".
За месяц до того времени, когда учащиеся приступят к написанию творческой работы, учитель предлагает составить несколько вопросов к наблюдению за повторяющимся из года в год процессом листопада. Важно продумать вопросы таким образом, чтобы при наблюдении учащиеся использовали как можно больше органов чувств, описывали предмет с разных сторон; сопоставляли, сравнивали, то есть развивали и логическое мышление, и воображение.
Вопросы могут быть следующими:
· У каких деревьев листьев уже мало?
· Какого цвета листья у различных деревьев?
· Какова форма листа? На что похожи листья различных деревьев?
· Как выглядят листья в солнечную погоду?
· Пахнут ли листья?
· Как опадают в тихую и ветреную погоду?
· С чем можно сравнить падающие листья?
Учащиеся также получают задание подобрать из художественной литературы примеры описания падающих листьев, красок осенней природы различными поэтами и писателями.
Работу по собиранию материала можно организовать и таким способом: разделить учеников на три группы, одна из которых," художники", будет зарисовывать свои наблюдения и впоследствии рассказывать о них. Другая ("литераторы") сделает подборку цитат из художественной литературы, а третья ("дизайнеры") украсит помещение , где будет проходить урок, на котором учащиеся поделятся друг с другом собранными наблюдениями и впечатлениями, а затем приступят к написанию сочинения. Начало работы тоже можно обсудить в классе, записать на доске несколько вариантов, например:" Каждой осенью листья с деревьев опадают...Я стою ...и смотрю..." Название сочинения у каждого должно быть своим, оригинальным, ведь только одному ребенку известно, куда уведет его творческое воображение.
Таким образом, переход от стандартного мышления к креативному вполне возможен, если придать усилиям ребенка нужное направление. Олейник М. П.
Обучение собиранию материала к сочинению по личным наблюдениям.
Как добиться того, чтобы в творческой работе ученика проявились его воображения, склад ума, особенности языка, даже привычки и увлечения? Научить его собиранию материала к будущему сочинению.
Этот процесс должен проходить на протяжении определенного времени под руководством учителя. Должна быть выбрана тема, рабочее название сочинения, составлен план к теме. Делать наблюдения и записывать их можно тоже по определённому плану. Он может быть в виде вопросов, которые учитель составляет с помощью учащихся.
Рассмотрим пример собирания материала к сочинению с рабочим названием "Падающие листья".
За месяц до того времени, когда учащиеся приступят к написанию творческой работы, учитель предлагает составить несколько вопросов к наблюдению за повторяющимся из года в год процессом листопада. Важно продумать вопросы таким образом, чтобы при наблюдении учащиеся использовали как можно больше органов чувств, описывали предмет с разных сторон; сопоставляли, сравнивали, то есть развивали и логическое мышление, и воображение.
Вопросы могут быть следующими:
У каких деревьев листьев уже мало?
Какого цвета листья у различных деревьев?
Какова форма листа? На что похожи листья различных деревьев?
Как выглядят листья в солнечную погоду?
Пахнут ли листья?
Как опадают в тихую и ветреную погоду?
С чем можно сравнить падающие листья?
Учащиеся также получают задание подобрать из художественной литературы примеры описания падающих листьев, красок осенней природы различными поэтами и писателями.
Работу по собиранию материала можно организовать и таким способом: разделить учеников на три группы, одна из которых," художники", будет зарисовывать свои наблюдения и впоследствии рассказывать о них. Другая ("литераторы") сделает подборку цитат из художественной литературы, а третья ("дизайнеры") украсит помещение , где будет проходить урок, на котором учащиеся поделятся друг с другом собранными наблюдениями и впечатлениями, а затем приступят к написанию сочинения. Начало работы тоже можно обсудить в классе, записать на доске несколько вариантов, например:" Каждой осенью листья с деревьев опадают...Я стою ...и смотрю..." Название сочинения у каждого должно быть своим, оригинальным, ведь только одному ребенку известно, куда уведет его творческое воображение.
Таким образом, переход от стандартного мышления к креативному вполне возможен, если придать усилиям ребенка нужное направление. Олейник М. П.