Обучение учащихся выразительному чтению на уроках литературного чтения | Мой кабинет. Работа №349630
В статье рассказывается что значит читать выразительно?
Это значит передать средствами звучащей речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействия на слушателей.
Для того, чтобы речь была таковой, необходимы следующие условия:
развитое дыхание, голос, дикция;
умение понимать произведение: заложенные в нем чувства, подтекст, задачу своего чтения;
пользоваться средствами интонации – паузами, логическими ударениями, тоном, темпом.
Все это необходимо знать учащимся и уметь пользоваться средствами выразительной речи.Кроме того описываются некоторые приемы работы над выразительным чтением младших школьников,которые можно использовать в работе педагогу, приводятся примеры упражнений для совершенствования выразительной речи. Предлагается памятка "Как подготовиться к выразительному чтению". Рассказывается, какие существуют требования к выразительному чтению.
Обучение выразительному чтению учащихся на уроках литературного чтения
Что значит читать выразительно?
Это значит передать средствами звучащей речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействия на слушателей.
Для того, чтобы речь была таковой, необходимы следующие условия:
развитое дыхание, голос, дикция;
умение понимать произведение: заложенные в нем чувства, подтекст, задачу своего чтения;
пользоваться средствами интонации – паузами, логическими ударениями, тоном, темпом.
Все это необходимо знать учащимся и уметь пользоваться средствами выразительной речи.
Работая с учащимися над выразительностью речи, необходимо совместить это с другими видами и формами анализа поэтического и прозаического текста, донести до детей авторский замысел, определить подтекст.
Кроме того, целенаправленно проводить работу по технике речи: учится находить нужную интонацию, соответствующий ритм, темп, определять место пауз, ставить логическое ударение. Добиваться того, чтобы ученики не проявляли небрежности к слову, не допускали «скомканного начала», «недоговоренного конца», вялости речи, следили за внятностью и логикой речи.
В этом поможет использование музыкальных произведений, которые служат фоном для более эмоционального восприятия. Кроме того можно давать задания на воображение. После чтения и прослушивания дети занимаются устным рисованием, составляют цветопись стихов. А после чтения наизусть делают самоанализ исполнения или оценивают чтение друг друга. Учащиеся делают замечания не только по несоблюдению интонации, пауз, логического ударения, но и говорят о том, как чтец сумел передать внутреннее содержание текста.
Полезно проводить физкультминутки, связанные с восстановлением дыхания («Поймай комара», «Задувание свечи»), упражнения по отработке жестов, мимики, интонации. Это позволяет заинтересовать детей, разнообразить работу на уроке.
На уроках литературного чтения устраиваются конкурсы чтецов. Используется вариативность при подготовке к заучиванию наизусть (дается на выбор стихотворение, отрывок из произведения).
При обучении выразительному чтению эффективно индивидуальное чтение, диалогическое (по ролям), хоровое . При оценке чтения детей учитывается общее впечатление, характер допущенных ошибок, эмоционально-образная выразительность, умение в чтении передать свое отношение к исполняемому, техника и логика чтения, умение видеть и представлять.
Некоторые упражнения для совершенствования техники выразительного чтения:
Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
Чтение скороговорок.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз с постепенным увеличением темпа и силы голоса.
Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодии. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
«Голоса». Читаем текст, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона, птички и др.).
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова лисы голосом волка).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Инсценирование.
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»
Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора.
Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
Мысленно представь их себе
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения).
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон.
Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям