«Обзор исследований по формированию функциональной грамотности учащихся» | Егоров Андрей Алексеевич. Работа №352955
Статья рассматривает понятие «функциональная грамотность», как фактор развития современно российской системы образования, а также рассматривает подходы к формированию данных навыков у учащихся. Также статья рассматривает результаты России в исследовании PISA в разрезе с другими странами и описывает разницу подходов к формированию предметных и метапредметных умений. Последняя часть статьи рассматривает выводы других исследователей данной проблемы и формулирует вывод о важности пересмотра подхода к формированию функциональной грамотности в российских школах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Лобня
(МБОУ СОШ №4 г. о. Лобня)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
«Обзор исследований по формированию
функциональной грамотности учащихся»
Автор и редактор:
Егоров А. А.
Соавторы:
Васильева Д. З.
Билюшова О. А.
Мареева А. И.
Семкив М. Д.
Томарова Е. Л.
Голубева О. Р.
Вержинская О. В.
Храмова Е. А.
Наумова А. А.
Рамазанова А. Х.
Пищева Е. А.
Шакмеева Г. Х.
Дахно М. А.
Лобня, 2023
Аннотация: Статья рассматривает понятие «функциональная грамотность», как фактор развития современно российской системы образования, а также рассматривает подходы к формированию данных навыков у учащихся. Также статья рассматривает результаты России в исследовании PISA в разрезе с другими странами и описывает разницу подходов к формированию предметных и метапредметных умений. Последняя часть статьи рассматривает выводы других исследователей данной проблемы и формулирует вывод о важности пересмотра подхода к формированию функциональной грамотности в российских школах.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, совместное решение задач, системно-деятельностный подход
Abstract: The article examines the concept of “functional literacy” as a factor in the development of the modern Russian education system, and also considers approaches to the formation of these skills in students. The article also examines the results of Russia in the PISA study in the context of other countries and describes the difference in approaches to the formation of subject and meta-subject skills. The last part of the article examines the findings of other researchers on this problem and formulates a conclusion about the importance of revising the approach to the formation of functional literacy in Russian schools.
Key words: functional literacy, reading literacy, mathematical literacy, science literacy, financial literacy, global competencies, creative thinking, collaborative problem solving, systems-activity approach
Вопрос образования – это один из важнейших вопросов государственной политики, поскольку именно от этой сферы государственной деятельности зависит кадровое состояние будущего любой страны. Подобное положение вещей наталкивает на мысль о необходимости создания практико-ориентированной системы образования, которая будет не только давать фундаментальные знания об окружающем нас мире, но также и учить применять эти знания на практике. Именно это и обозначает термин функциональная грамотность.
История возникновения термина
Активное развитие систем общего образования пришлось на начало двадцатого века, времени, когда все развитые и развивающиеся государства пришли к выводу о необходимости ликвидации безграмотности. В те годы говорили, в основном, о грамотности, как об умении читать и писать, однако со временем, когда мировая статистика начала приносить свои плоды, а международное сообщество увидело тенденцию роста разрыва между развитыми и развивающимися странами, начали говорить не только о грамотности, но и о функциональной грамотности. Так, в 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала следующее определение функционально грамотному человеку: «Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества». На тот момент времени такое определение считалось приемлемым, однако впоследствии исследователи из многих стран пересмотрели данное определение, поскольку набор функциональных компетенций может отличаться от группы к группе, так как на это влечёт большое количество факторов от культурных, до социально-экономических.
В России же основное определение функциональной грамотности появилось благодаря трудам Алексея Леонтьева, который в своей работе «Школа 2100» описал понятие функциональной грамотности так: «Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Подобное определение закреплено и в государственных образовательных стандартах России.
Современная модель оценки качества образовательной системы
На данный момент самой объективной оценкой состояния образовательной системы страны в международном разрезе является международное тестирование PISA (англ. The Programme for International Student Assessment – Программа международной оценки учащихся) проводимое ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития – англ. OECD, Organisation for Economic Co-operation and Development).
Несмотря на то, что организация в своих документах не использует термин «функциональная грамотность» по сути именно она и лежит в основе исследования PISA. Данное исследование проводится во многих странах и городах (в КНР в исследовании участвуют отдельные города, а не вся страна) мира и базируется на трёх основных видах функциональной грамотности: читательской, математической и естественно-научной.
Оценка уровня читательской грамотности – это измерение точности ответов, полученных из текста, при этом текст представлен как линейно – в виде обычного традиционного текста, так и нелинейно – в виде графиков, схем, таблиц, рисунков. Главной задачей учащихся в этой части тестирование является извлечение информации из текста, что проверяет их способность осознанного чтения, то есть чтения с понимаем основного содержания текста. Кроме того, стоит заметить, что для исследования подбираются тексты, максимально приближенные к современным реалиям. Так это может быть Интернет-форум или статья с комментариями, или же сайт, где информация расположена на нескольких страницах. Среди заданий есть ответы на вопросы с вариантом ответа, ответ на вопрос с использованием цитирования, а также задание с заполнением таблицы, восстановлением информации, определением фактов и мнений, а также на нахождение соответсвий.
Оценка уровня математической грамотности – это исследование способности учащихся применять математические знания на практике. Как правило данный блок исследования состоит из ряда задач, возникающих в процессе какой-либо бытовой ситуации, таким образом симулируя реальную жизненную ситуацию. Задания включают в себя решение задач, исходя из данных, указанных в условии, решение задачи с помощью указанной формулы, ответы на вопросы (да/нет), нахождение соответствий между данными условия и схемами/графиками/диаграммами, задачи на проценты, задачи на вычисление площадей фигур. При этом исследование даёт задачи разных типов, привязанных к одной бытовой ситуации.
Оценка уровня естественнонаучной грамотности представляет собой несколько явлений, которые учащийся должен объяснить, при этом используя полученные им знания в естественнонаучных областях. В данном блоке учащимся даётся ситуация и краткое научное описание проблемы, после чего, используя специальные инструменты для вычислений и замеров показателей, или же используя готовую таблицу, учащиеся должны сделать несколько выводов и ответить на вопросы, определяя закономерности биологических, физически и/или химических процессов в данной ситуации. Данный блок моделирует не столько бытовую, сколько исследовательскую ситуацию, однако мини-исследование, проводимое учащимися, всё равно привязано к бытовой ситуации. Важно заметить, что в данном блоке учащийся полагается не столько на свои теоретические знания в данной области, сколько на сообразительность, так как значительная часть теории дана в задании – задача учащегося сделать вывод из данной информации, таким образом завершая её.
Помимо основных видов функциональной грамотности, перечисленных выше, выделяют также несколько дополнительных, которые также проверяются, но не повсеместно и не каждое исследование. К таким типа функциональной грамотности относятся финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, а также совместное решение задач.
Финансовая грамотность представляет собой набор заданий по вычислению стоимости, суммированию доходов/расходов, расчёта процентов. Все задания подобраны к определённой бытовой задаче, связанной с финансами, с которой учащиеся могут встретиться во взрослой жизни.
Исследование креативного (творческого) мышления представляет собой ситуацию, в которой учащимся предлагается попробовать себя в роли сценариста, писателя, дизайнера, то есть проверяет насколько быстро учащиеся могут найти креативное решение творческой задачи.
Исследование глобальных компетенций представляет собой набор заданий, направленных на измерение культурологической составляющей, то есть насколько выпускники хорошо понимают мультикультурность мира, а также насколько они хорошо могут адаптироваться в мультикультурном мире. Кроме того, помимо проблемы глобализованного мира, данное исследование затрагивает глобальные проблемы человечества, такие как климатические изменения, возобновляемая энергия, вырубка лесов и т. д.
Исследование совместного решения задач представляет собой набор заданий, направленных не столько на решение конкретной бытовой задачи, а на нахождение способов взаимодействия, управление группой, и подходам к решению задачи, то есть исследует организационный фактор.
Результаты некоторых стран и место России в рейтинге
Для совершенствования системы образования стоит учитывать не только внутренний успешный опыт, так как у любой системы есть как преимущества, так и недостатки, но также заимствовать опыт других стран. Таким образом, международное исследование уровня функциональной грамотности школьников призвано найти слабые стороны в системах образования разных стран и устранить их путём распространения опыта более успешных стран.
Следовательно развитие российской системы образования и достижение результатов, намеченных в государственной стратегии развития образования, напрямую зависят от использования международного опыта.
Если посмотреть на лидеров исследования PISA, таких как Китай, Сингапур, Макао, Гонконг, Эстония, Канада и др., и сравнить их системы образования с российской, то можно увидеть разницу в подходе к образовательному процессу. Так вышеперечисленные страны рассматривают образование не как набор фундаментальной теории, который можно применить на практике, а как практические навыки.
ФГОС третьего поколения закрепили в образовательной системе России системно-деятельностный подход, который призван прийти на смену классическому подходу в образовании. Говоря о классическом подходе, обычно имеют в виду обучение от теории к практике, где учитель выступает в роли основного источника информации и сначала объясняет материал, а затем рассматривает его применение на гипотетических практических задачах. Проблемой данного подхода является гипотетичность задач – они слишком далеки от реальности и бытовых ситуаций. В годы существования СССР такой подход был оправдан и работал, однако современная Россия существует в эпоху технологий и Интернета, из-за чего учитель перестал быть источником информации, а также снизилась значимость запоминания теории, так как её всегда можно посмотреть. Таким образом, подобный подход не работает на современных школьниках из-за снижения мотивации к запоминанию и убеждённости, что решение задач такого типа не встретиться в жизни.
Отличие системно-деятельностного подхода заключается в том, что ученики сами добывают информацию из тех данных, которые даёт учитель на уроке или на дом, а следовательно запоминание и усвоение информации происходит за счёт того, что ученик сам сформулировал выводы. Переход к новому подходу подачи материала призван как раз таки к совершенствованию навыков работы с информацией и призван научить детей понимать и систематизировать, а иногда и проверять, и отсеивать ту информацию, которую они находят в сети Интернет.
Китайская система образования во многом похожа на остальные, в том числе похожа и на советскую систему. Отличительной особенностью китайского образования является его высокая интенсивность, а также высокий уровень интерактивности. Китайские школьники работают с учителем всем классом, при этом создаются условия, при которых все учащиеся вовлечены в процесс.
Сингапурская система образования на данный момент является достаточно популярной в России, так как их методы обучения создавались целенаправленно для достижения высоких результатов, а также сочетают в себе лучшие образовательные практики со всего мира. Подобный подход даже привёл к появлению такого явления, как «сингапурские технологии обучения» под которыми понимается методика командной работы на занятиях. Их система направлена на самостоятельное изучение материала, работу в группе, совместную проектную и творческую деятельность, а также на решение практикоориентированных задач.
Как можно заметить, из всех стран, входивших в состав Советского Союза, в десятку лидеров входит Эстония, которая сильно изменила систему образования в стране, отойдя от классической советской системы, но при этом сохраняя наполнение программ. К этому же сейчас стремится и Россия, которая по результатам исследования долгие годы оказывалась в середине списка (точнее сказать сложно, так как результаты по всем видам деятельности рассматриваются отдельно и формируют отдельные рейтинговые списки стран).
Из факторов, которые помогли эстонским школьникам показать высокие результаты, можно отнести форму самих заданий, которые школьники выполняют в течение учебного дня. Почти все задания построены по форме PISA, что создаёт преимущество по сравнению со многими другими странами, так как ученики знакомы с форматом работы и привыкли выполнять подобные задания в классе.
Федеральная образовательная программа рассматривает три вида компетенций, которые ученики могут получить на занятиях по предмету: предметные, личностные и метапредметные. При этом стоит заметить, что достижение всех результатов происходить не отдельно, а совместно, в процессе классной и внеклассной работы.
Обзор исследований по теме
Так как развитие метапредметных компетенций и повышение уровня функциональной грамотности на данный момент остаётся одним из приоритетных направлений развития российского образования, существует большое количество исследований по данному вопросу.
Безусловно, при анализе состояния системы образования и сформированности функциональной грамотности учащихся, стоит опираться не только на научные исследования, но и на статистические данные из официальных источников. Так ФИОКО (Федеральный институт оценки качества образования) в своём анализе по результатам исследования PISA за все годы 2000-2018 делает следующее заключение: «В целом концепция естественно-научной, математической и читательской грамотности в исследовании PISA соответствует требованиям ФГОС. Однако необходимы конкретные изменения в непосредственной организации учебного процесса при изучении школьных предметов для обеспечения формирования читательской грамотности обучающихся. Формирование навыков осмысленного чтения текста любого жанра, поиска информации, заданной в неявном виде, интеграции информации, полученной из разных источников, должно быть включено в образовательный процесс по всем учебным предметам. С другой стороны, повышение читательской грамотности приведет к росту образовательных результатов также по всем учебным предметам.»
А. А. Ковцун и А. Н. Кохичко в своей работе «Научные подходы к понятию «Функциональной грамотности» в педагогической теории и практике» анализируют разные подходы к пониманию понятия «функциональная грамотность», ссылаясь при этом на тот факт, что основной трактовкой термина, используемой в современной науке, по-прежнему остаётся определение А. А. Леонтьева и Н. Ф. Виноградовой, однако демонстрируют разные взгляды на данное явление, тем самым показывая, что функциональную грамотность можно рассматривать как с прагматической точки зрения, то есть применение полученных знаний на практике, так и социокультурной точки зрения, то есть как условие для успешного взаимодействия школьников с другими представителями социума, а также как способ мотивации учащихся в постоянному самосовершенствованию и непрерывному обучению.
В. В. Николина в своей статье «Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе» подчеркивает важность применения международного опыта в процессе развития у школьников навыков функциональной грамотности, а также обращает внимание на роль учителя в данном вопросе.
И. Ю. Махова в своей работе «Проблема формирования и диагностики функциональной грамотности российских школьников: мотивационный фокус» на основе эмпирических исследований приходит к выводу, что российские школьники плохо понимают значимость формирования функциональной грамотности, что ещё раз показывает проблему самого подхода к достижению цели по формированию данных навыков, и отдалённость российского образования от формата международного исследования и недостаточность практических задач в обучении предметам, при высоком уровне теоретической и фундаментальной подготовки (участники исследования данной статьи показывали высокие результаты в классе, в то же время низкую мотивацию и понимание заданий формата PISA).
А. Н. Нургаянова в статье «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы» рассматривает понятие функциональной грамотности, а также основные виды деятельности младших школьников, а в конце статьи даёт методические рекомендации, согласно которым учителю стоит вместо классической подачи материала, создавать определённые условия, в том числе и с использованием современных технических средств обучения, при которых дети будут вовлечены в учебный процесс за счёт «направленности на решение социальных и бытовых проблем», а также подчёркивает, что «важно интегрировать связь образования с многообразной человеческой деятельностью»
Вывод
Современные исследования функциональной грамотности доказывают важность данного явления для развития системы образования, а также находят проблему в подходе к формированию данного типа навыков. Образовательная система должна во многом опираться на международный опыт, заимствуя лучшие практики. Для повышения уровня сформированности функциональной грамотности стоит внимательно изучить формат заданий международного исследования PISA, что позволит учащимся показывать лучшие результаты, а учителям лучше осуществлять подбор заданий для формирования функциональной грамотности совместно с формированием предметных компетенций. Важную роль в формировании функциональной грамотности играет учитель, который должен не только помогать в изучении материала, но и объяснять, как это может пригодиться учащимся на практике, тем самым повышая мотивацию учащихся к обучению и самообучению. Кроме того, важно использовать практико-ориентированные задания, важность которых можно объяснить не только за счёт практической значимости получаемых знаний (так как это может расходиться с представлением учеников), а с точки зрения функциональной значимости самого задания, то есть стоит объяснять важность формирования функциональной грамотности ученикам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
PISA 2018 Released Field Trial and Main Survey New Reading Items
(
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/PISA2018_Released_REA_Items_12112019.pdf/_jcr_content/renditions/original./PISA2018_Released_REA_Items_12112019.pdf
)
PISA 2022 Released Main Survey New Mathematics Items
(
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/CY8_TST_PISA2022_MS_Released_MAT_Items_FINAL_IH.pdf/_jcr_content/renditions/original./CY8_TST_PISA2022_MS_Released_MAT_Items_FINAL_IH.pdf
)
PISA 20
1
2 Released Mathematics Items
(
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/PISA%202012%20items%20for%20release_ENGLISH.pdf/_jcr_content/renditions/original./PISA%202012%20items%20for%20release_ENGLISH.pdf
)
PISA 2015 main survey science items (
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/PISA%202015%20MS%20-%20Released%20Item%20Descriptions_FINAL_French.pdf/_jcr_content/renditions/original./PISA%202015%20MS%20-%20Released%20Item%20Descriptions_FINAL_French.pdf
)
PISA 2018 released financial literacy items
(
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/PISA2018-financial-literacy-items.pdf/_jcr_content/renditions/original./PISA2018-financial-literacy-items.pdf
)
2015 PISA
collaborative problem-solving assessment
(
https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/about/programmes/edu/pisa/pisa-test/CPS-Xandar-scoring-guide.pdf/_jcr_content/renditions/original./CPS-Xandar-scoring-guide.pdf
)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA-2018 В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗА ВСЕ ЦИКЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (2000-2018 гг.)
(
https
://
fioco
.
ru
/
Media
/
Default
/
Documents
/%
D
0%9
C
%
D
0%
A
1%
D
0%98/%
D
0%
A
0%
D
0%
B
5%
D
0%
B
7%
D
1%83%
D
0%
BB
%
D
1%8
C
%
D
1%82%
D
0%
B
0%
D
1%82%
D
1%8
B
-
PISA
2018-%
D
0%
B
2-%
D
1%81%
D
0%
BE
%
D
0%
BF
%
D
0%
BE
%
D
1%81%
D
1%82%
D
0%
B
0%
D
0%
B
2%
D
0%
B
8%
D
1%82%
D
0%
B
5%
D
0%
BB
%
D
1%8
C
%
D
0%
BD
%
D
0%
BE
%
D
0%
BC
-%
D
0%
B
0%
D
0%
BD
%
D
0%
B
0%
D
0%
BB
%
D
0%
B
8%
D
0%
B
7%
D
0%
B
5.
)
Ковцун
А. А.,
Кохичко
А. Н.
Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в
педагогическои
̆ теории и практике // Наука и школа. 2022. No 6. С. 99–109. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109
В. В. Николина Развитие функциональной грамотности учащихся в образовательном процессе // Нижегородское образование 1, 202
И.Ю.
Махова
Проблема формирования и диагностики
функциональнои
̆ грамотности
российских
школьников
:
мотивационныи
̆ фокус
//
Амурскии
̆ гуманитарно-
педагогическии
̆
государственныи
̆
университет
202
А. Н.
Нургаянова
Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Приволжский федеральный университет