Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обзор методов стратегического менеджмента на современном | Имадаев Адам Абуезетович. Работа №257714

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Имадаев Адам Абуезетович
В статье дан обзор методов стратегического менеджмента на современном предприятии

Обзор методов стратегического менеджмента на современном

предприятии

Современное управление предприятием требует использования адекватных стратегических методов и моделей.

Методология стратегического менеджмента является совокупностью принципов, специфических методов принятия и способов реализации стратегических управленческих решений в целях достижения компанией максимальной эффективности. Методология стратегического менеджмента как частная методология, обслуживает конкретные типы деятельности применительно к конкретному типу объектов.

Выбор стратегий производится на основе оценки соответствия целям и миссии фирмы с учетом состояния ее внутренней среды (потенциала) и внешней среды. В стратегическом управлении деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.

Различают следующие методы стратегического менеджмента (рис..1)

1. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответствующей стратегии.

На каждом этапе ЖЦТ существуют свои проблемы в освоении рынка, поэтому соответствующими стратегиями можно учитывать специфику отдельных фаз ЖЦТ. Следует отметить, что могут быть различные конфигурации жизненных циклов в зависимости от типов товаров.

Рисунок 1. Методы стратегического менеджмента

 

В рыночной экономике широко используются портфельные модели анализа стратегии. Классической портфельной моделью является матрица БКГ

(Бостонской консультационной группы).

Модель БКГ - наиболее простой метод портфельного анализа. В модели используются две переменные: относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка) и темп роста. На основе этих критериев строится матрица выбора стратегии, на которую наносятся различные бизнес-линии предприятия.

Анализ, проводимый на основе матрицы БКГ, помогает оценить сбалансированность портфеля товаров, для чего товары помещают в матрицу «рост - доля рынка».

В стратегической модели Мак-Кинси, в матрице выбора стратегии, наряду с показателем конкурентоспособности, вместо фазы ЖЦ используется

оценка привлекательности рынка. Интегральная оценка привлекательности

рынка сводится к описанию благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие, действуя в той или иной СЗХ.

Модель Мак-Кинси - наиболее часто применяемый в зарубежной практике метод портфельного анализа, он достаточно гибок и позволяет учесть специфику конкретного предприятия при выборе критериев оценки СЗХ. Между тем за кажущейся простотой модели скрывается ряд проблем: изменения в модели становятся более сложными, возрастает опасность субъективизма при выборе факторов конкурентоспособности и привлекательности рынка, определении весовых коэффициентов и оценок факторов. Описанные модели различаются с точки зрения используемых предложений и выдаваемых рекомендаций.

4. Метод SWOT - анализа.

Одним из способов выработки стратегии развития предприятия является метод SWOT - анализа. SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии. Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать

являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства. Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений

какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты

На основании SWOT - анализа разрабатывается стратегия деятельности предприятия, ориентированная на использование сильных сторон и возможностей, компенсирующая недостатки и снижающая действие факторов угрозы

Оценка стратегии осуществляется путем сравнения результатов проделанной работы с намеченными ранее целями. Фактически это обратная связь с последовательностью управленческих решений. Эффективность процесса оценки зависит, прежде всего, от степени регулярности и системности в его проведении.

5. PEST-анализ. PEST-анализ представляет собой аббревиатуру, состоящую из названий следующих факторов: политические (Р - political), экономические (Е - economic), социальные (S - social), технологические (Т -technological). PEST-анализ - это инструмент, который позволяет оценить внешнюю ситуацию и изучить рынок, на котором функционирует компания.

Основные этапы по использованию PEST-анализа:

1. Выявление факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность компании.

Поиск и обработка статистической информации по тенденции и характеру развития каждого выше определенного фактора.

Анализ вероятности трансформации каждого фактора и ее оценка.

Расчет реальной степени влияния каждого фактора.

Составление итоговой таблицы

PEST

-анализа.

Разработка мероприятий, снижающих негативное влияние наиболее вероятных факторов.

Рисунок 2. Составляющие PEST-анализа

 

6. KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) - система показателей деятельности, которая помогают организации в достижении главных стратегических и тактических целей. Мировая практика неоднократно убеждает, что внедрение системы KPI повышает прибыльность организаций от 10 до 30%, благодаря ориентации персонала на результат, и, как следствие, повышает его мотивированность и заинтересовать в собственном труде. В таких странах, как Япония, США, Гонконг, Корея, Англия, Германия,

и др., концепция KPI и всеобъемлющего управления качеством вынесены на уровень общегосударственной идеи.

BSC. Уникальный подход к стратегическому менеджменту, впоследствии названный как система сбалансированных показателей. Сбалансированная система показателей (BSC) - технология управления компанией, основанная на измерениях и позволяющая претворять в жизнь стратегические цели организации.

Анализ 5 сил Портера. Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность. Целью разработки стратегии является адаптация к конкурентной среде. Однако до сих пор встречается слишком узкий взгляд на конкуренцию.

Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:

рыночная власть покупателей;

рыночная власть поставщиков;

угроза вторжения новых участников;

опасность появления товаров — заменителей;

уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Рисунок 3. Модель пяти сил Портера

 

Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели - модель пяти сил конкуренции по Портеру.

9. GAP-анализ или анализ разрывов — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной

цели.

В сертификации GAP-анализ или диагностический аудит - это один из инструментов консалтинга. По сути, представляет собой расширенную версию сертификационного аудита.

К-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Таким образом, в рамках основных методов стратегического менеджмента были рассмотрены такие методы как модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), модель БКГ, модель Мак-Кинси, метод SWOT - анализа, PEST- анализ, KPI, BSC, анализ 5 сил Портера, GAP-анализ, SNW-анализ. Данные методы помогают провести анализ внешней и внутренней среды и на основе результатов исследования разработать стратегию развития организации.


 

Аннотированный список литературы

Публикация

Анотация

Солдатова Р.Н. Взаимосвязь и ограничения применения научных методов естествознания в стратегическом менеджменте//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 12 (28). С. 72-83.

Автор доказывает, что неправомерное распространение научного инструментария естествознания на области достаточно далёкие от сфер материального производства может привести к искажению результатов прогнозирования, расхождению их с реальной действительностью. Аппарат естественных наук не приспособлен для выявления и раскрытия проблем исследуемых социально-экономических систем при отвлечении от общественных отношений. При разработке стратегии управления сложными и многогранными социально-экономическими процессами необходимо помнить об этом ограничении.

Свистунов В.М. Стратегическое развитие персонала как метод проактивного менеджмента//В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. С. 184-189.

В статье представлено исследование цель которого заключается в повышении рыночной стоимости торгового предприятия путем применения эффективных методов менеджмента; объектом исследования являются торговые предприятия, предметом исследования выступают методы менеджмента торгового предприятия, рассматриваемые как с позиции общих подходов управления: планирования, организации, контроля, актуализации так и с учетом специфики торгового предприятия, касающейся торговых технологических процессов, ресурсов, торговых издержек и товарооборота; выделена наиболее важная в настоящее время область менеджмента качества и рассмотрены актуальные для торгового предприятия методы менеджмента качества, такие как «точно вовремя», «бережливое производство», «шесть сигм», «инновационное улучшение процессов»; в соответствии с прогрессивными подходами к финансовой оценке эффективности определён объективный критерий повышения рыночной стоимости на основе анализа экономической добавленной стоимости; рассмотрены типичные методы менеджмента торгового предприятия и их драйверы, представлены методические рекомендации стратегического выбора методов менеджмента на основе экономико-финансовых критериев экономической добавленной стоимости и рыночной стоимости предприятия, сформирована последовательность расчётов для оценки эффективности и выбора наиболее эффективного метода, проведена апробация методики, представлены количественный данные по основным показателям эффективности, отражающие применение различных методов менеджмента качества в розничной торговой сети, сделаны выводы и рекомендации, позволяющие провести стратегический выбор методов менеджмента в торговом предприятии.

 

 

Баймагамбетова З.А. Процесс и методы разработки стратегического менеджмента в страховых организациях

//В сборнике: потенциал развития агропродовольственного комплекса: социальный капитал, инновации, производство, международная интеграция Материалы Международной научно-практической конференции. Посвящается 75-летнему юбилею заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича. 2017. С. 244-247.

В статье рассматривается формирование стратегического менеджмента в страховых организацияхкак процесс создания целей развития и функционирования страховой организации.

Туаев В.О. Практическое применение методов финансового анализа и стратегического финансового менеджмента в российских компаниях//Форум молодых ученых. 2017. № 7 (11). С. 818-822.

В статье рассматриваются особенности практического применения методов оценки финансовой устойчивости и эффективности ведения бизнеса в российской компании на примере ПАО “Северсталь”.

Кольчурина О.А. Стратегический менеджмент//Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 443-447.

Данная статья посвящена одной из важнейших экономических проблем современного бизнеса -стратегический менеджмент. Понятная, хорошо аргументированная стратегия предприятия позволит не только избежать рисков, реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса. Цель любого руководителя - обеспечить развитие и процветание собственного предприятия. Одним из ключевых инструментов, позволяющих добиться этого, выступают грамотное планирование и прогнозирование, профессиональная координация внутренних действий. Поскольку обозначенные задачи требуют определенных знаний и навыков, всю большую популярность начинают приобретать разнообразные бизнес-концепции и теории. Далее предлагаем обсудить основополагающие виды стратегического управления, разобрать их сходства и различия.

Н. М. Хубулава

Стратегический менеджмент в условиях конкуреции. Учебник. — М.: ООО "НИПКЦ Восход-А",

2018. — 184 с

Освещаются теоретические, методические вопросы стратегического менеджмента. Уделяется особое внимание методам моделирования: абстракции, абстрагирования. Подробно рассматриваются организационная деятельность, стратегия ценообразования, инвестиционная, инновационная стратегия, внешнеэкономическая деятельность, проблемы укрепления курса национальной валюты, новые методы управления бизнесом и т.д. Подчеркивается, что Россия без стратегического менеджмента не имеет вектора стремительного развития. Предназначен для студентов экономического профиля всех форм обучения и специальностей, включая магистратуру и бакалавриат.

Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 290 с. — Серия : Бакалавр.

Академический курс.

В учебнике последовательно излагаются основные вопросы стратегического менеджмента. Главное внимание уделено вопросам стратегического планирования как основной функции стратегического менеджмента, включая разработку, реализацию стратегического плана и контроль за его выполнением. Рассмотрены роль стратегических изменений, необходимых для успешной реализации заданий стратегического плана, и вопросы оценки эффективности результатов стратегического планирования. Особенностью учебника является системный взгляд на методы анализа, обоснования стратегических планово-управленческих решений, используемых в различных практических приложениях. Читатели получат цельное представление о разнообразных методах, применяемых в стратегическом менеджменте

Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —375 с.

Представлены основные концепции, подходы и модели теории стратегического менеджмента, широко применяющиеся в практике управления коммерческими и некоммерческими организациями. Рассмотрены методы изучения

причин, требующих от организаций сосредоточиться на разработке стратегии,

способы планирования стратегии, ее варианты, их преимущества и недостатки

и методы их оценки. Значительное место отводится характеристикам наиболее

распространенных типов стратегий и определению условий их успешного осуществления. Отдельно рассматриваются антикризисные стратегии корпораций,

технологии использования командной работы для осуществления стратегии,

особенности проведения стратегических организационных изменений. Большое

количество конкретных ситуаций и иллюстраций из практики стратегического

управления позволяет осмыслить сильные и слабые стороны поведения менеджеров, управляющих стратегическим процессом, предложить собственное видение перспектив решения стратегических проблем

Стратегический менеджмент некоммерческих организаций : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 261

В учебнике рассматриваются основные этапы и составляющие процесса стратегического управления некоммерческой организацией, методы принятия устойчивых стратегических решений, учитывающих интересы всех стейкхолдеров организации, инструмен ты проведения стратегического аудита, методы построения прогнозных оценок. Анализируется спектр возможных альтернатив стратегического поведения некоммерческих организаций, рассматриваются подходы и методы повышения инновационности некоммерческих организаций, стратегии координации сетевых взаимодействий НКО

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×