Обзор методов стратегического менеджмента на современном предприятии ☼ | Ахундова Ирина Артуровна. Работа №280022
Автор: Ахундова Ирина Артуровна
Современное управление предприятием требует адекватного выбора моделей и методов.
Методология стратегического менеджмента является совокупностью принципов, специфических способов методов принятия и способов реализации стратегических управленческих решений в целях достижения максимольной эффективности. Методология стратегического менеджмента как частная методология, обслуживает конкретные типы деятельности приминительно к конкретному типу деятельности. Выбор стратегии производится на основе целей фирмы.
Обзор методов стратегического менеджмента на современном
предприятии
Современное управление предприятием требует использования адекватных стратегических методов и моделей.
Методология стратегического менеджмента является совокупностью принципов, специфических методов принятия и способов реализации стратегических управленческих решений в целях достижения компанией максимальной эффективности. Методология стратегического менеджмента как частная методология, обслуживает конкретные типы деятельности применительно к конкретному типу объектов.
Выбор стратегий производится на основе оценки соответствия целям и миссии фирмы с учетом состояния ее внутренней среды (потенциала) и внешней среды. В стратегическом управлении деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.
Различают следующие методы стратегического менеджмента (рис..1)
1. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответствующей стратегии.
На каждом этапе ЖЦТ существуют свои проблемы в освоении рынка, поэтому соответствующими стратегиями можно учитывать специфику отдельных фаз ЖЦТ. Следует отметить, что могут быть различные конфигурации жизненных циклов в зависимости от типов товаров.
Рисунок 1. Методы стратегического менеджмента
В рыночной экономике широко используются портфельные модели анализа стратегии. Классической портфельной моделью является матрица БКГ
(Бостонской консультационной группы).
Модель БКГ - наиболее простой метод портфельного анализа. В модели используются две переменные: относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка) и темп роста. На основе этих критериев строится матрица выбора стратегии, на которую наносятся различные
бизнес-линии
предприятия.
Анализ, проводимый на основе матрицы БКГ, помогает оценить сбалансированность портфеля товаров, для чего товары помещают в матрицу «рост - доля рынка».
В стратегической модели
Мак-Кинси
, в матрице выбора стратегии, наряду с показателем конкурентоспособности, вместо фазы ЖЦ используется
оценка привлекательности рынка. Интегральная оценка привлекательности
рынка сводится к описанию благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие, действуя в той или иной СЗХ.
Модель Мак-Кинси - наиболее часто применяемый в зарубежной практике метод портфельного анализа, он достаточно гибок и позволяет учесть специфику конкретного предприятия при выборе критериев оценки СЗХ. Между тем за кажущейся простотой модели скрывается ряд проблем: изменения в модели становятся более сложными, возрастает опасность субъективизма при выборе факторов конкурентоспособности и привлекательности рынка, определении весовых коэффициентов и оценок факторов. Описанные модели различаются с точки зрения используемых предложений и выдаваемых рекомендаций.
4. Метод SWOT - анализа.
Одним из способов выработки стратегии развития предприятия является метод SWOT - анализа. SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии. Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать
являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства. Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений
какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).
какие угрозы должны наиболее беспокоить
менеджера
и
какие
стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты
На основании SWOT - анализа разрабатывается стратегия деятельности предприятия, ориентированная на использование сильных сторон и возможностей, компенсирующая недостатки и снижающая действие факторов угрозы
Оценка стратегии осуществляется путем сравнения результатов проделанной работы с намеченными ранее целями. Фактически это обратная связь с последовательностью управленческих решений. Эффективность процесса оценки зависит, прежде всего, от степени регулярности и системности в его проведении.
5. PEST-анализ. PEST-анализ представляет собой аббревиатуру, состоящую из названий следующих факторов: политические (Р - political), экономические (Е - economic), социальные (S - social), технологические (Т -technological). PEST-анализ - это инструмент, который позволяет оценить внешнюю ситуацию и изучить рынок, на котором функционирует компания.
Основные этапы по использованию PEST-анализа:
1. Выявление факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность компании.
Поиск и обработка статистической информации по тенденции и характеру развития каждого выше определенного фактора.
Анализ вероятности трансформации каждого фактора и ее оценка.
Расчет реальной степени влияния каждого фактора.
Составление итоговой таблицы
PEST
-анализа.
Разработка мероприятий, снижающих негативное влияние наиболее вероятных факторов.
Рисунок 2. Составляющие PEST-анализа
6. KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) - система показателей деятельности, которая помогают организации в достижении главных стратегических и тактических целей. Мировая практика неоднократно убеждает, что внедрение системы KPI повышает прибыльность организаций от 10 до 30%, благодаря ориентации персонала на результат, и, как следствие, повышает его мотивированность и заинтересовать в собственном труде. В таких странах, как Япония, США, Гонконг, Корея, Англия, Германия,
и др., концепция KPI и всеобъемлющего управления качеством вынесены на уровень общегосударственной идеи.
BSC. Уникальный подход к стратегическому менеджменту, впоследствии названный как система сбалансированных показателей. Сбалансированная система показателей (BSC) - технология управления компанией, основанная на измерениях и позволяющая претворять в жизнь стратегические цели организации.
Анализ 5 сил Портера. Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность. Целью разработки стратегии является адаптация к конкурентной среде. Однако до сих пор встречается слишком узкий взгляд на конкуренцию.
Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:
рыночная власть покупателей;
рыночная власть поставщиков;
угроза вторжения новых участников;
опасность появления товаров — заменителей;
уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.
Рисунок 3. Модель пяти сил Портера
Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели - модель пяти сил конкуренции по Портеру.
9. GAP-анализ или анализ разрывов — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной
цели.
В сертификации GAP-анализ или диагностический аудит - это один из инструментов консалтинга. По сути, представляет собой расширенную версию сертификационного аудита.
К-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Таким образом, в рамках основных методов стратегического менеджмента были рассмотрены такие методы как модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), модель БКГ, модель Мак-Кинси, метод SWOT - анализа, PEST- анализ, KPI, BSC, анализ 5 сил Портера, GAP-анализ, SNW-анализ. Данные методы помогают провести анализ внешней и внутренней среды и на основе результатов исследования разработать стратегию развития организации.
Список использованных источников
Солдатова Р.Н. Взаимосвязь и ограничения применения научных методов естествознания в стратегическом менеджменте//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 12 (28). С. 72-83.
Свистунов В.М. Стратегическое развитие персонала как метод
проактивного
менеджмента//В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. С. 184-189.
Кольчурина
О.А. Стратегический менеджмент//Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 443-447.
Н. М.
Хубулава
Стратегический менеджмент в условиях
конкуреции
. Учебник. — М.: ООО "НИПКЦ
Восход-А
", 2018. — 184
с
Стратегический менеджмент некоммерческих организаций
:
учебник для
бакалавриата
и магистратуры / О. П. Молчанова. — М.
:
Издательство
Юрайт
, 2016. — 261