Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обзор методов стратегического менеджмента на современном предприятии ☼ | Ахундова Ирина Артуровна. Работа №280022

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ахундова Ирина Артуровна
Современное управление предприятием требует адекватного выбора моделей и методов.

Методология стратегического менеджмента является совокупностью принципов, специфических способов методов принятия и способов реализации стратегических управленческих решений в целях достижения максимольной эффективности. Методология стратегического менеджмента как частная методология, обслуживает конкретные типы деятельности приминительно к конкретному типу деятельности. Выбор стратегии производится на основе целей фирмы.

 

 

Обзор методов стратегического менеджмента на современном

предприятии

Современное управление предприятием требует использования адекватных стратегических методов и моделей.

Методология стратегического менеджмента является совокупностью принципов, специфических методов принятия и способов реализации стратегических управленческих решений в целях достижения компанией максимальной эффективности. Методология стратегического менеджмента как частная методология, обслуживает конкретные типы деятельности применительно к конкретному типу объектов.

Выбор стратегий производится на основе оценки соответствия целям и миссии фирмы с учетом состояния ее внутренней среды (потенциала) и внешней среды. В стратегическом управлении деятельности предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели.

Различают следующие методы стратегического менеджмента (рис..1)

1. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) лежит в основе анализа динамики рынка и служит ориентиром для выбора соответствующей стратегии.

На каждом этапе ЖЦТ существуют свои проблемы в освоении рынка, поэтому соответствующими стратегиями можно учитывать специфику отдельных фаз ЖЦТ. Следует отметить, что могут быть различные конфигурации жизненных циклов в зависимости от типов товаров.

Рисунок 1. Методы стратегического менеджмента

 

В рыночной экономике широко используются портфельные модели анализа стратегии. Классической портфельной моделью является матрица БКГ

(Бостонской консультационной группы).

Модель БКГ - наиболее простой метод портфельного анализа. В модели используются две переменные: относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка) и темп роста. На основе этих критериев строится матрица выбора стратегии, на которую наносятся различные

бизнес-линии

предприятия.

Анализ, проводимый на основе матрицы БКГ, помогает оценить сбалансированность портфеля товаров, для чего товары помещают в матрицу «рост - доля рынка».

В стратегической модели

Мак-Кинси

, в матрице выбора стратегии, наряду с показателем конкурентоспособности, вместо фазы ЖЦ используется

оценка привлекательности рынка. Интегральная оценка привлекательности

рынка сводится к описанию благоприятных возможностей и угроз, с которыми может столкнуться предприятие, действуя в той или иной СЗХ.

Модель Мак-Кинси - наиболее часто применяемый в зарубежной практике метод портфельного анализа, он достаточно гибок и позволяет учесть специфику конкретного предприятия при выборе критериев оценки СЗХ. Между тем за кажущейся простотой модели скрывается ряд проблем: изменения в модели становятся более сложными, возрастает опасность субъективизма при выборе факторов конкурентоспособности и привлекательности рынка, определении весовых коэффициентов и оценок факторов. Описанные модели различаются с точки зрения используемых предложений и выдаваемых рекомендаций.

4. Метод SWOT - анализа.

Одним из способов выработки стратегии развития предприятия является метод SWOT - анализа. SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии. Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать

являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства. Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений

какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

какие угрозы должны наиболее беспокоить

менеджера

и

какие

стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты

На основании SWOT - анализа разрабатывается стратегия деятельности предприятия, ориентированная на использование сильных сторон и возможностей, компенсирующая недостатки и снижающая действие факторов угрозы

Оценка стратегии осуществляется путем сравнения результатов проделанной работы с намеченными ранее целями. Фактически это обратная связь с последовательностью управленческих решений. Эффективность процесса оценки зависит, прежде всего, от степени регулярности и системности в его проведении.

5. PEST-анализ. PEST-анализ представляет собой аббревиатуру, состоящую из названий следующих факторов: политические (Р - political), экономические (Е - economic), социальные (S - social), технологические (Т -technological). PEST-анализ - это инструмент, который позволяет оценить внешнюю ситуацию и изучить рынок, на котором функционирует компания.

Основные этапы по использованию PEST-анализа:

1. Выявление факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность компании.

Поиск и обработка статистической информации по тенденции и характеру развития каждого выше определенного фактора.

Анализ вероятности трансформации каждого фактора и ее оценка.

Расчет реальной степени влияния каждого фактора.

Составление итоговой таблицы

PEST

-анализа.

Разработка мероприятий, снижающих негативное влияние наиболее вероятных факторов.

Рисунок 2. Составляющие PEST-анализа

 

6. KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI) - система показателей деятельности, которая помогают организации в достижении главных стратегических и тактических целей. Мировая практика неоднократно убеждает, что внедрение системы KPI повышает прибыльность организаций от 10 до 30%, благодаря ориентации персонала на результат, и, как следствие, повышает его мотивированность и заинтересовать в собственном труде. В таких странах, как Япония, США, Гонконг, Корея, Англия, Германия,

и др., концепция KPI и всеобъемлющего управления качеством вынесены на уровень общегосударственной идеи.

BSC. Уникальный подход к стратегическому менеджменту, впоследствии названный как система сбалансированных показателей. Сбалансированная система показателей (BSC) - технология управления компанией, основанная на измерениях и позволяющая претворять в жизнь стратегические цели организации.

Анализ 5 сил Портера. Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность. Целью разработки стратегии является адаптация к конкурентной среде. Однако до сих пор встречается слишком узкий взгляд на конкуренцию.

Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:

рыночная власть покупателей;

рыночная власть поставщиков;

угроза вторжения новых участников;

опасность появления товаров — заменителей;

уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Рисунок 3. Модель пяти сил Портера

 

Майкл Портер считал, что данные элементы рынка являются движущими силами рыночной конкуренции, что и легло в название модели - модель пяти сил конкуренции по Портеру.

9. GAP-анализ или анализ разрывов — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной

цели.

В сертификации GAP-анализ или диагностический аудит - это один из инструментов консалтинга. По сути, представляет собой расширенную версию сертификационного аудита.

К-анализ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Таким образом, в рамках основных методов стратегического менеджмента были рассмотрены такие методы как модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), модель БКГ, модель Мак-Кинси, метод SWOT - анализа, PEST- анализ, KPI, BSC, анализ 5 сил Портера, GAP-анализ, SNW-анализ. Данные методы помогают провести анализ внешней и внутренней среды и на основе результатов исследования разработать стратегию развития организации.

 


Список использованных источников

 

Солдатова Р.Н. Взаимосвязь и ограничения применения научных методов естествознания в стратегическом менеджменте//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2017. № 12 (28). С. 72-83.

 

Свистунов В.М. Стратегическое развитие персонала как метод

проактивного

менеджмента//В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. С. 184-189.

 

 

Кольчурина

О.А. Стратегический менеджмент//Экономика и социум. 2019. № 6 (61). С. 443-447.

 

 

Н. М.

Хубулава

Стратегический менеджмент в условиях

конкуреции

. Учебник. — М.: ООО "НИПКЦ

Восход-А

", 2018. — 184

с

 

 

Стратегический менеджмент некоммерческих организаций

:

учебник для

бакалавриата

и магистратуры / О. П. Молчанова. — М.

:

Издательство

Юрайт

, 2016. — 261

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×