Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Оценивание достижений учащимися планируемых результатов урока. Нормы оценки.» | Наталья Викторовна Соболева. Работа №338711

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается в педагогике как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Современная система оценивания предлагает переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»), которая была построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивалось с неким образцом «идеального решения», искались ошибки, несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»).  Новый стандарт предлагает переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться…

 

В статье дается общее представление о системе оценивания в начальной школе, с видами и приемами оценивания, их характеристиками и методами использования каждого вида оценивания на разных этапах урока. Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать процесс обучения наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

 

 

 

 

«Оценивание достижений учащимися планируемых результатов урока.

Нормы оценки.»

подготовлен учителем начальных классов МБОУ СОШ с.Девица

Соболевой Натальей Викторовной

 

Цель: дать общее представление о системе оценивания в начальной школе.

Задачи: 

познакомить  с

приёмами работы по данной теме;

создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

Ожидаемый результат: учителя  познакомятся с видами и приемами оценивания, их характеристиками и методами  использования каждого вида оценивания на разных этапах урока.

 

Ресурсы:

Маркеры, бумага

Видеоролики:

Презентация «Оценивание достижений учащимися планируемых результатов урока. Нормы оценки.»

 

 

План: 

1.Вступление.

2. Определение темы и цели.

3. Краткая характеристика оценивания. 

4. Практическая часть из опыта работы.

5. Рефлексия.

 

Ход:

 

Вступление.

Слайд 1

Добрый день

, уважаемые коллеги!

Меня зовут Наталья

Викторовна

, учитель начальных классов

школы

с

.

Девица

.

Приятно видеть вас в этой аудитории, и

очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Эпиг

рафом к нашему о

б

щению 

я взяла такие слова

Фридриха Ницше

:

«Жить - значит оценивать».

Как вы понимаете это высказывание?

«Жить — значит оценивать», —

. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.

Прежде всего, разведем два понятия: отметка и оценка — явления по сути своей разные.

Слайд 2 Отметка — это некая «цифирь», используемая в современной школе для того чтобы количественно выразить соотношение между учебным достижением ребенка и каким-то важным для учителя показателем. В качестве последнего могут выступать: общепринятый стандарт образования, среднее или высшее достижение данного класса, личное достижение конкретного ребенка и т.д.

Первая и самая главная задача отметки — быть выразителем оценки.

Слайд 3 Оценка же — это необходимый компонент любой человеческой деятельности — индивидуальной или совместной. Без оценки деятельность не может быть эффективно завершена или продолжена, и отметка — одна из форм, в которой школьнику может даваться внешняя оценка его деятельности.
Это в теории. В реальности же отметка давно стала самостоятельным явлением школьной жизни, которое живет и развивается по собственным законам, наполняясь различными смыслами и значениями.

II. Определение темы мастер- класса

Слайд 5 Просмотр выпуск «Ералаша» «Школа моей мечты»

Обсуждение содержания:

- Почему сюжет так назван?

- О чем мечтает ученик?

- Почему всем учителям он выставил двойки?

- Как вы думаете, а наши ученики всегда ли адекватно относятся к полученным отметкам?

Вывод: процесс оценивания очень сложен и может вызвать затруднения, особенно в свете обновления содержания образования.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего разговора?

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

Краткая характеристика оценивания. 

Слайд 6 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершенствованию и самоконтролю. Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли обучающихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Оценивание - это способ текущего контроля учебных достижений обучающегося.  Оно проводится учителем и предполагает систематическую проверку, а также оценку письменных работ и устных ответов ученика.

Слайд 57 Новый стандарт предлагает принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»), которая была построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивалось с неким образцом «идеального решения», искались ошибки несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентировал на поиск неудачи, отрицательно сказывался на мотивации ученика, его личностной самооценке. Ученик проходил путь поражений, путь вниз, а не продвижение вперед.

Вместо этого современная система оценивания предлагает переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться

Оценивание на уроке - это процесс и результат. Процесс, т. к. учитель самостоятельно или вместе с детьми разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать свою работу учащихся, а результат, т. к. это показатель, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Конечно, оценивание стимулирует учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание «подогревает» стремление узнать больше.

Слайд 8 Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 9

Оценка предметных результатов

представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Основное содержание оценки

метапредметных

результатов

строится вокруг умения учиться, т.

е. той совокупности способов действий,

которая, и

обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.

Оценка личностных результатов

представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.  

Одним из инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит

портфель достижений

обучающегося.

IV. Практическая часть из опыта работы. 

- Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и самостоятельности обучающихся. 

На своих уроках, для развития мотивации, я использую:

Неформальное оценивание;

Самооценивание

;

Групповое оценивание;

Формальное оценивание.

Слайд 10 1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. 

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.

Неформальное оценивание – способ, к которому прибегает каждый преподаватель. Считается, в среднем каждую минуту урока педагог сообщает классу свое мнение относительно работы, поведения того или иного ученика, класса в целом. Это могучее средство воздействия на ребенка (его ощущение успешности, образ самого себя), а также способ выстроить особый микроклимат в классе (модели отношения к делу, к чужому успеху или неудаче…). Это может быть сделано разными способами:

- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах как один на один, так и при всем классе;

- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица (в 1-х классах).

- создавать портфолио.

Слайд 12 Портфолио один из самых популярных способов оценивания младших школьников, это достижения за определённый период. Обычно его собирают в папку. Цель портфолио в том, чтобы ребёнок научился отмечать свои успехи и работать над тем, что ещё не получается. В папку с достижениями можно сложить всё, начиная от прописей первоклассника, заканчивая благодарностями и грамотами выпускника.

Первоклассникам очень важна оценка их труда. Главная моя помощница – Мудрая Сова! Её портрет на всех медальках и сертификатах.

Слайд 13 --18 2.Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех. 

- Оцените свою работу. Нарисуйте смайлик.

- А теперь оцените друг друга. В устной форме.

- Какой вид оценивания вы сейчас применили?

Слайд 19 3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. 

Игра «Снежный ком».

Правило игры: Назвать четыре вида оценивания по цепочки, не повторять. Участвуют 2 группы по 4 человека.

оценивание

работы

группой

;

у

читель оценивал группу.

Слайд 20 Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области. 

Слайд 21 Одним из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является система оценки достижения планируемых результатов.

Цель этой системы – обеспечение качества образования. Это предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Основные функции системы оценивания:

- достижение планируемых результатов;

- обеспечение эффективной обратной связи.

Слайд 22 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ:

- комплексный подход к оцениванию результатов образования (предметные, метапредметные, личностные результаты образования;

- оценка динамики образовательных достижений;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Сдайд 23 Отличительные особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

• оценка динамики образовательных достижений учащихся;

• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

• использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Сдайд 24 Планируемые результаты начального образования описывают систему учебных действий, которые осваиваются учащимися при изучении учебного материала;

служат содержательной и критериальной основой разработки образовательных программ и программ развития образовательных учреждений, учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки достижения требований стандарта;

они разрабатываются для основных междисциплинарных программ начального образования и всех учебных программ, обеспечивающих реализацию инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана;

являются основой для оценки достижения требований стандарта;

служат нормативной основой и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Результаты

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества

Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково- символических средств, общих схем решения; Выполнение Операций сравнения, анализа, Обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Личностные результаты:

Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка

Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного

знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм;

способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

Формы контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы: Текущая аттестация Итоговая аттестация. - устный опрос - проверочная работа - контрольная работа; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты (в том числе с использованием электронных тренажеров) - графическая работа; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - посещение уроков по программам наблюдения; - диагностические работы.

Формы контроля и учета достижений обучающихся в школе

V.Рефлексия.

Методика «Светофор»

Оцените свою деятельность, поднимите цветовые кружки, которые соответствуют вашим результатам.

Зеленый – я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал и справился со всеми заданиями.

Жёлтый - этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

Красный - не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

 

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

Существует множество методов контроля и оценки деятельности обучающихся, важно найти такие, которые будут наиболее эффективными и сделают их успешнее.

Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

- Спасибо всем! - А сейчас я предлагаю оценить мою работу.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×