Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Оценивание и обратная связь: как сделать процесс оценки прозрачным и справедливым | Суворова Марина Петровна. Работа №353190

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность организации прозрачного и справедливого процесса оценивания в начальной школе. Анализируются основные принципы и подходы к оценке знаний учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Уделено внимание роли обратной связи в учебном процессе и способам её оптимизации. Статья содержит рекомендации по созданию комфортной и мотивирующей атмосферы для младших школьников, способствующей их успешному обучению и личностному росту.

Ключевые слова: оценивание, обратная связь, начальная школа, мотивация, прозрачность оценки, индивидуальный подход.

ОЦЕНИВАНИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: КАК СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ ПРОЗРАЧНЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ

 

Суворова Марина Петровна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 31, Свердловская обл, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматривается важность организации прозрачного и справедливого процесса оценивания в начальной школе. Анализируются основные принципы и подходы к оценке знаний учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Уделено внимание роли обратной связи в учебном процессе и способам её оптимизации. Статья содержит рекомендации по созданию комфортной и мотивирующей атмосферы для младших школьников, способствующей их успешному обучению и личностному росту.

Ключевые слова: оценивание, обратная связь, начальная школа, мотивация, прозрачность оценки, индивидуальный подход.

 

Оценивание — неотъемлемая часть образовательного процесса. В начальной школе оно выполняет не только функцию контроля, но и является важным инструментом формирования мотивации, уверенности в себе и позитивного отношения к учёбе. Однако вопросы справедливости и прозрачности оценки часто становятся предметом дискуссий среди педагогов, родителей и учеников.

Для младших школьников оценка должна быть понятной, поддерживающей и стимулирующей их стремление учиться. Учителю важно не только объективно оценивать знания, но и предоставлять ребёнку обратную связь, которая поможет понять, в чём его успехи, а над чем нужно ещё поработать.

Принципы прозрачного и справедливого оценивания

Чёткие и понятные критерии

Ученики и их родители должны заранее знать, какие знания и умения оцениваются и на каких основаниях выставляется отметка. Для этого необходимо:

Объяснять детям критерии оценки перед началом выполнения задания.

Использовать наглядные примеры, показывающие, как оценить работу.

Объективность

Оценивание должно опираться на заранее установленные показатели, а не на субъективное мнение учителя. Для этого можно:

Разрабатывать единые чек-листы для проверки заданий.

Исключить влияние личных симпатий или антипатий.

Учет индивидуальных особенностей

Каждый ребёнок уникален, и его прогресс в обучении может различаться. Важно учитывать:

Темп освоения материала.

Личностные качества и уровень подготовки.

Регулярность и системность

Оценка не должна быть случайной или редкой. Регулярное оценивание помогает учащимся отслеживать свой прогресс и лучше понимать учебный материал.

Мотивационная направленность

Оценка должна поддерживать желание ребёнка учиться, а не демотивировать его.

Роль обратной связи в оценивании

Обратная связь является важным компонентом процесса оценивания, так как позволяет:

Объяснить ученику, почему он получил ту или иную оценку.

Поддержать его успехи и направить на дальнейшее развитие.

Создать атмосферу доверия между учеником и учителем.

Виды обратной связи:

Устная:

Обсуждение результатов прямо в классе или индивидуально.

Пример: «Ты хорошо справился с задачей, но давай ещё раз посмотрим, как правильно оформить решение».

Письменная:

Комментарии в тетрадях или на выполненных заданиях.

Пример: «Молодец! Следующий раз постарайся внимательнее проверять орфографию».

Символическая:

Использование наклеек, звёздочек или других знаков поощрения для создания позитивного настроя.

Рекомендации для эффективной обратной связи:

Фокус на прогрессе: Показывайте ученику, что вы замечаете его успехи, даже если они небольшие.

Конструктивность: Избегайте общих фраз вроде «плохо»; указывайте конкретные аспекты, которые нужно улучшить.

Доброжелательность: Поддерживайте детей, даже если у них не всё получилось.

Практические рекомендации для учителей

Используйте разноуровневые задания

Задания с разным уровнем сложности позволяют каждому ученику проявить себя и получить заслуженную оценку.

Организуйте самопроверку и взаимооценку

Эти методы помогают детям лучше понимать свои ошибки и учат их принимать оценивание как часть процесса обучения.

Внедряйте безотметочное оценивание

В некоторых случаях, особенно для младших классов, целесообразно использовать описательное оценивание вместо отметок.

Пример: Вместо «4» можно написать: «Ты правильно решил задачу, но забыл указать единицы измерения».

Создавайте положительную атмосферу

Важно, чтобы ученики не боялись ошибки. Объясните, что ошибка — это способ научиться.

Проводите рефлексию с детьми

Регулярно обсуждайте с учениками, что они узнали, что у них получилось хорошо, а что вызвало трудности.

Преимущества прозрачного и справедливого оценивания

Повышение мотивации: Ученики лучше понимают, за что они получают оценки, и стремятся улучшить свои результаты.

Снижение уровня стресса: Чёткие и понятные критерии оценивания уменьшают тревожность у детей.

Формирование доверия: Прозрачный процесс оценивания укрепляет отношения между учителем, учениками и их родителями.

Развитие самостоятельности: Вовлечение детей в процесс оценки помогает им осознать свои сильные и слабые стороны.

Прозрачность и справедливость оценивания — важные аспекты успешного обучения младших школьников. Чёткие критерии, доброжелательная обратная связь и индивидуальный подход помогают создать благоприятную учебную атмосферу, где дети чувствуют себя уверенно и мотивированы на достижение новых успехов.

Учитель начальных классов — не только источник знаний, но и проводник, помогающий каждому ребёнку раскрыть свой потенциал. Оценка должна стать для ученика не конечной целью, а инструментом, который поддерживает его на пути к развитию и успеху.

 

Список литературы

Демидович Е. А. Технология формирующего оценивания: опыт реализации в начальной школе // МНКО. 2019. №4 (77).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formiruyuschego-otsenivaniya-opyt-realizatsii-v-nachalnoy-shkole

Крючкова Т. А. Рейтинговая система оценивания обучающихся в начальной школе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №1 (41).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reytingovaya-sistema-otsenivaniya-obuchayuschihsya-v-nac

halnoy-shkole

Савельева Екатерина Александровна ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. №3 (70).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-

igrovye-materialy-dlya-nachalnoy-shkoly-v-kontekste-otsenivaniya-rezultatov-obrazovatelnogo-protsessa

Скрипова

Юлия Юрьевна, Шабалина Ольга Валерьевна ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-formiruyuschego-otsenivaniya-v-korrektsionno-razvivayuschey-deyatelnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×